После майского митинга хирургов Первой горбольницы на главной площади Архангельска власти области и города обещали исправить положение, но как водится, обманули, заявляют организаторы. Вместо решения проблем врачей в июле администрация сократила суммы, выплачиваемые «на руки» врачам, на 25-30%. Были убраны все надбавки к зарплате, которые раньше позволяли хоть, как-то мириться с каторжными условиями труда. Вслед за снижением зарплат врачам последовали и увольнения активных участников протеста.
Взрыв терпения врачей в пяти архангельских клиниках уже совсем близок. Если в мае многие врачи города сомневались, выходить или нет на митинг, то сейчас, воочию убедившись, «как» именно власти решают вопросы, готовы идти до конца.
В связи этим руководитель инициативной группы врачей - хирург Первой горбольницы Архангельска Алексей Попов сделал заявление ИА "RUSNORD":
- Промежуточные результаты митинга протеста врачей в Архангельске таковы:
1) Заключены договоры на поставку оборудования - срок поставок к 15.08. Сегодня 21 августа - ничего нет, починены лишь 6 старых гастроскопов.
2) Устранены грубые нарушения трудового законодательства.
3) Доплаты за интенсивность труда в июне получили 700 чел.
4) Работает Общественный совет по проблемам здравоохранения области. Сделать его "карманным", скорее всего, не получится. Отпечатанное ЗАРАНЕЕ решение Общественного совета, в котором работа департамента и обеспеченность оборудованием признана УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ, исправлено на противоположное. Сам Андрей Березин (главный хирург Архангельской области) в своем докладе указал, что в среднем износ оборудования достигает 70 %, хирурги возраста 45-65 лет составляют 47,5%. Коэффициент совместительства 1,8 (каждый работает почти на 2 ставки). В 5 районах работает всего 1 хирург. Полный провал!
НО!
1) Изменения коснулись только одной больницы - ГКБ№1 (на митинге-8).
2) Созданная областная согласительная комиссия по факту проведения митинга не работает, т.к. посредник в переговорах - профсоюз - просто парализован.
3) Доплаты в ГКБ№1 не коснулись санитарок, врачей со стажем более 15 лет.
4) В июле зарплата врачей, медсестер упала на 25 - 30%-убрали все надбавки за совместительство, заместительство.
Как показывает наш небольшой опыт общения с департаментом здравоохранения администрации области, причинами наших проблем, прежде всего, являются:
1) Нерациональное использование средств при внедрении новых проектов.
2) Отсутствие реализуемых конкретных программ.
3) Непрофессионализм отдельных представителей администрации, их возможная материальная заинтересованность.
4) Неумение эффективно использовать уже введенные в строй мощности.
Уникальность нашей медицины в том, что она похожа на бедную многодетную семью, которая с трудом находит деньги на еду, но при этом пытается в кредит взять ВТОРОЙ мерседес. Объясню на примере:
1) На базе ГКБ 1 создается Сосудистый центр - в основном для лечения инсультов. Первоначальные затраты на 2009 г. - 256 млн. рублей (50% -федеральные деньги). Мы, как врачи, только за! Организация помощи данной категории больных действительно выйдет на новый уровень. Недоумение вызывает тот факт, что аналогичный сосудистый центр планируется создать в Новодвинской больнице (время доезда до настоящего центра в Архангельске - 25 мин), при этом в Новодвинской больнице нет ни кадров (необходимо дополнительно около 130 человек персонала), ни дополнительного оборудования - даже компьютерного томографа. Третий (!) сосудистый центр строится в Северодвинске на базе МСЧ № 58 (время доезда до Архангельска - 45 минут).
В итоге - будет потрачено более 750 млн рублей на дублирующие друг друга организации. Наиболее рационально обойтись без сосудистого центра в Новодвинске. Если вложить сэкономленные деньги в профилактику заболеваний (как это делается в развитых странах), реально спасти здоровье тысячам людей.
К тому же в регионе нет, например, ни одного ожогового центра.
Областная детская больница так и не получила долгожданного компьютерного томографа, который передают в Вельск по программе дорожного травматизма.
На фоне многомиллиардных вложений в медицину износ хирургического оборудования в Архангельской области - по официальным данным - достигает 70-80%. В ГКБ-1 в 2009 г. на оборудование планировалось выделить 3,75 млн рублей, после майских событий эта сумма увеличена. Но даже этих денег катастрофически не хватает, т.к. за год в больнице пролечивается более 26 тыс 500 пациентов. На будущий, 2010 год, ситуация вряд ли изменится в позитивную сторону, при этом долг за больницей за приобретенный МРТ - 43 млн рублей.
2) Реальная потребность ЛПУ в дорогостоящих приобретениях не оценивается. Главное - купить. Ангиограф, купленный в Областной больнице, до сих пор не используется - «не подключено электричество, не выложено 10 м пола к нему». Ангиограф в ГКБ №1 с мая работает на 12-15% мощности - нет контрастного вещества! Очередь на коронароангиографию растянулась на 1 год. Для некоторых больных сердечными заболевания это может закончиться летально. Кардиохирургам уменьшают количество операций с 5 в день до 1-2 (нет федеральных квот).
3) Чрезмерно раздутые штаты администрации. Количество зам главврачей в 1-ой ГКБ увеличилось с 5 до 12, в небольшой ГКБ №7 - с 3 до 11! Зарплата каждого из них 70-90% от зарплаты главврача.
4) В регионе не работает антикризисная программа. Ее, похоже, ВООБЩЕ НЕТ!
5) Отсутствие контакта главврачей ЛПУ с Северным государственным медицинским университетом плюс пресловутый фонд экономии заработной платы приводит к низкой укомплектованности кадрами. Чем меньше работников, тем больше на них можно сэкономить.
6) Полное отсутствие страхования в муниципальных учреждениях здравоохранения - в отличие от федеральных. Нарушаем конституцию. За причиненный тяжкий телесный вред на работе 2 медсестры в мае получили компенсацию по 5 тыс рублей, хотя полагается 20-50 МРОТ.
7) Специалисты - практики отодвинуты администрациями ЛПУ от участия в тендерах и составлении программ по развитию отрасли. Это приводит к тому, что некоторые решения по закупкам вообще не поддаются логике (врачебной логике). Например, покупка МРТ 12.03.2009г. ГКБ№1 за 87,95 млн. рублей при аналогичном за 57 млн. Реальная цена - 42 млн. Техническое задание прописывается под конкретный томограф, который ввозится в Россию в данной комплектации в единственном экземпляре. После покупки данная комплектация в страну НИКОГДА не попадет, т.к. сумма контрактов разная в зависимости от количества посредников и их жадности.
8) Порочная практика ФОМС оплаты за койко - день, а не оказанные услуги или пролеченного больного. Парадоксально, но чем хуже ты лечишь, чем дольше больной находится на койке, тем больше ты получаешь. Такая система - только в дотационных регионах (Вологда, Астрахань). В регионах-донорах - оплата за пролеченные услуги.
9) Отсутствие норм труда - приказы от 1979 г. носят рекомендательный характер, новых нет. Поэтому доказать факт переработки и чрезмерной интенсивности труда сложно.
Исходя из этого:
1) в течение 7 дней предоставляем областному департаменту и лично главе ФНПР области Усову список необходимого оборудования и требований от оставшихся 7-ми больниц (ранее предоставленные требования не приняты во внимание).
2) К 1.09 добиваемся выполнения всех требований по ГКБ 1 по расходникам, оборудованию, зарплате (в том числе и санитаркам).
3) Готовим основания для снятия Лукашевич (глава профсоюзов медработников области).
4) Активно поучаствуем в распределении неиспользуемой аппаратуры из других ЛПУ (о чем говорил министр здравоохранения области Красильников А.В.)
5) Попытаемся вернуть обратно субординатуру в институте - отбирать будущих хирургов.
Обвинения в политиканстве и в том, что мы выполняем проплаченный заказ, оказались несостоятельны. Надеемся, что последующая размещаемая информация на нашем сайте http://www.arhmiting.ru/ не даст никому повода. Мы с Иваном Ростовским на выборы в горсовет не пойдем (в отличие от нашего главврача - г-на Красильникова-младшего). На периодически поступающие предложения от политических партий, медицинских ассоциаций, всевозможных профсоюзов отвечаем отказом - врач должен быть вне политики.
Одни организации явно преследует какие-то свои цели, другие - существуют только на бумаге. В области реальная сила - группы активистов из каждой больницы, объединенные по региональному принципу. Ригидность и бездеятельность нашего департамента и администрации больниц, их неспособность решать наши многолетние проблемы, а в ряде случаев - явная тяга к обогащению приводит к определенной социальной напряженности внутри коллективов больниц. Проблемы Архангельской области, судя по многочисленным откликам, одинаковы во многих регионах страны. Для предотвращения беспорядочных акций протеста необходимо сообща и с умом выходить из ситуации, за 3 месяца мы не увидели ни того, ни другого.