Образец двойного стандарта по отношению к должностным лицам, косвенно причастным к причинам двух крупных катастроф, продемонстрировало высшее руководство страны на примере многострадальной Перми.
За пожар в «Хромой лошади» десятки чиновников, кого можно было бы назвать «косвенно попустительствовавшими», лишились своих погон и должностей.
Как оказалось, другая страшная пермская трагедия - авиакатастрофа «Боинга», произошедшая в сентябре 2008 года по вине архангельских летчиков, закончилась для северных надзорных органов с точностью до наоборот. На днях состоялось награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 (!) степени руководителя регионального отделения госавианадзора Николая Соловьева. Представление на эту высокую награду готовил губернатор Архангельской области Илья Михальчук, а подписал постановление о награждении героя - премьер-министр России Владимир Путин.
Напомним, что судебное разбирательство и уголовное дело по пермской трагедии еще продолжается. Официальные причины катастрофы установлены - ошибка недостаточно обученных пилотов.
Единственный государственный чиновник, чья подпись стоит под определением, по какой конкретной программе и в каком объеме разрешено пройти подготовку будущему командиру разбившегося самолета Родиону Медведеву, - именно Николай Алексеевич Соловьев.
Известно, что в архангельской авиакомпании «Аэрофлот-Норд» направлением на переподготовку пилотов с «TU» на «BOING - 737» занимался сын руководителя местного отделения Росавиации - Антон Николаевич Соловьев. Документы, представленные им в Росавиацию на согласование, утверждал его отец - Николай Алексеевич.
В непосредственной компетенции Соловьева-старшего было утвердить полную, а не сокращенную программу курсов переподготовки обоих летчиков - виновников будущей пермской катастрофы. Отметим, что глубина обучения летного состава на «BOING - 737» варьируется в зависимости от суммы: 10, 30 и 40 тысяч долларов за курс.
Если бы г-да Соловьевы послали летчика Медведева и его коллег учиться не по сокращенной, а по полной программе, возможно, ситуация, когда принять решение нужно было за несколько секунд, разрешилась бы иначе.
Как рассказывали после катастрофы архангельские пилоты, именно действия экипажа в аварийных ситуациях плохо «шли» на боинговском тренажере у капитана Медведева. Из трех попыток на тестах в Германии Медведев «завалил» две...
Отец и сын Соловьевы не могли не знать об этом.
Итог экономии, хоть и косвенный, записан в официальном выводе следствия МАК по делу о падении самолета в Перми...
Узнав о награждении Соловьева - старшего, в архангельской летной среде прозвучал горький сарказм: «За сбитый?»...
P.S. В то время, как мэр Перми добровольно ушел в отставку, принимая часть ответственности за случившееся на себя, позволим себе задать вопрос чиновнику от Ространснадзора Соловьеву: Вам, Николай Алексеевич, орден не жжет?..