«Я, учитель истории обычной архангельской школы, «молодой специалист», как принято нас называть, пять лет учился в университете и теперь работаю по специальности. Я, учитель истории обычной архангельской школы внимательно прочитал статью Д. Медведева «наша новая школа». Я, учитель истории обычной архангельской школы, объявляю 2010 год - «годом неудачников». И имею на это полное право.
Могильный камень - вот надбавка от государства
В конце пятого курса руководитель педагогической практики сказала мне: «в школе сейчас платят хорошо! Для начала будешь получать около десяти тысяч, потом больше». Так я и оказался в школе, выбросив из головы все «стереотипы» о нищих учителях.
В первые недели был доволен, работать с детьми было интересно, и даже здорово!
Получив свою первую зарплату, мягко говоря, испытал шок. Обещали-то одно, а на деле... В общем, вышел из бухгалтерии с шестью тысячами рублей и чувством унижения. На такие деньги даже «чердак» не снимешь, а о покупке своей квартиры только мечтать и приходится. А ведь еще нужно что-то есть, как-то одеваться. Про девушку с таким доходом можно просто забыть. И это наша «новая школа»?
Конечно, через два года можно защититься на вторую категорию, потом еще через три на первую, потом через пять на высшую, а там и до «межгалактической» недалеко. Но разница в доплатах между ними составляет порядка двух тысяч рублей. К пенсии можно начать что-то зарабатывать.
Для того, что бы хоть как-то увеличить зарплату учителя берут дополнительные часы. «Обычная ставка» составляет 18 часов в неделю - это по три урока в день. А приходиться работать по 28, по 30, по 36 часов. Не удивительно, что к концу рабочего дня учитель выглядит как выжатый лимон, а нужно еще и тетради проверить, и уроки на следующий день приготовить. И все эти «ещё» не входят в рабочие часы, оказывается, мы этим должны заниматься как бы в свое удовольствие, бесплатно. И это наша «новая школа»?
Убить мало
Классы мне достались самые запущенные, не удивительно, работать в них ни кому не хотелось, вот и «спихнули» новичку. «Обычная практика», - объяснили мне, «придет новый учитель - скинешь ему». И это в то время, когда молодому учителю требуется поддержка старших и опытных коллег. На мои вопросы директор развела руками, дескать, «все дети наши, всех надо учить».
«Да я школе в два раза больше готова платить, лишь бы с ними не работать!» - с иронией жаловалась мне Наталья, моя коллега. Работает Наталья с классом ЗПР. К ученикам заходить боится - дети дерутся, дерутся до синяков, до крови, до переломов. Бывает, в ход идут стулья. Ей, конечно, доплачивают, «за вредность», пятьдесят рублей в месяц.
С некоторыми классами приходится попросту «воевать», тут не до методик преподавания - дети на уроках в карты играют и «ягуар» пьют, а на замечания посылают на три буквы. Кстати, на одном из таких уроков ученики кидались «опасными бритвами». А ведь случись что, сяду я. Вы знаете, после одного из уроков ко мне подошел девятиклассник и предложил купить у него «травы»... И это наша «новая школа»?
Учитель - антигерой нашего времени
Первые месяцы моей работы в школе я слышал примерно такие вопросы от учеников: «А чо, вы работаете в школе потому, что не смогли найти нормальную работу?». Дети, даже они прекрасно понимают, что такое быть учителем.
Когда в компании незнакомых людей меня спрашивают, кем я работаю, ловлю себя на мысли, что называю свою профессию не с гордостью или, хотя бы, с уверенностью, а шутя, как будто оправдываясь, что я не неудачник. О чем и говорить, если даже друзья не поддержали моего выбора.
Школьный учитель - это приговор
Еще в школе учителям выдают деньги на приобретение сборников, тестов, задачников ЕГЭ, причем выдают каждый месяц. Очень хорошая система. Я, как молодой педагог, накупил себе методички по всем классам. И сделал это, не дожидаясь выплаты денег, детей-то учить надо. Заплатили сто рублей. Даже если сложить все эти деньги (100х12=1200 рублей), все равно получается, что я за день потратил больше, чем получу за год. И это наша «новая школа»?
Есть в школе у нас молодая учительница. Живет одна, ей еще и тридцати нет, в общем, вся жизнь впереди. Однажды был у нас какой-то общешкольный праздник, собирали по сто рублей. Так вот девушка отказалась: «Вы что, я на эти деньги несколько дней жить буду!». Стало как-то не по себе, неужели и меня ждет такая участь? Получается, я сознательно иду к жизни за чертой бедности. И это всего-то через несколько лет! Мурашки по коже.
Очень трудно в такой ситуации верить в себя, в необходимость своей работы. Бывалые учителя подходят ко мне в коридоре и говорят: «Пока молодой, ты еще можешь устроиться «где получше», а тут делать нечего». Если уж «старики» так думают, то где тогда нам, «зеленым», взять веру в свои силы, в то, что работаем мы не зря. И это наша «новая школа»?
Вот такой он, современный молодой учитель. Быть посмешищем в глазах окружающих? Надеяться, что когда-нибудь о нас вспомнят? Верить, что лет через пятнадцать-двадцать по достоинству оценят наш титанический труд? Нет! Потому, что это наша новая школа.
P.S. тарификация: 4059,45; проверка тетрадей: 236,65; северная надбавка: 2147,72; районный коэффициент: 859,09; итого: 7302,91 минус подоходный налог (13%) остается - 6353,53...»
Источник: http://www.news29.ru/sd_n.php?newsid=5867