По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечнососудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.
Беспокойство вызывает учебная ситуация в новых типах школ. Так, по статистике, 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, тогда как в общеобразовательной школе эти цифры составляют 20—30%.
В российских школах, как могут, пытаются справиться с этой проблемой – на всех уровнях, начиная от правильного распределения учебного процесса и специальных методик на уроках физкультуры, и заканчивая правильно подобранной школьной мебелью. С последней – сложнее, ибо денег в региональных и городских бюджетах на специальные парты и стулья, которые «растут» вместе с маленькими учениками, не предусмотрено. Здесь на помощь школе и, в первую очередь, собственным детям, приходят родители. Причем, общероссийская тенденция такова, что все больше родителей идут навстречу здравому смыслу и здоровому будущему своих детей. Как показывает практика, в последние годы ситуация изменилась в сторону того, что родители первоклассников сами заинтересованы в том, чтобы их малыши с первых шагов в школе чувствовали себя комфортно – в их классах должна быть красивая мебель, удобные парты, теплые окна, они не должны страдать от жажды и от отсутствия средств гигиены.
Я прошелся по нашим, архангельским школам, чтобы своими глазами увидеть, как они готовятся встретить своих учеников. Везде ремонт – и это порадовало. Жаль, не в каждой школе удалось пообщаться с должностными лицами, все-таки лето, пора отпусков. Наметанным взглядом – я ведь в школах не чужой человек, выпускник истфака и по диплому – учитель истории, - я примерно прикинул, что и как там будет после наведенной «косметики».
Процентах в 80 школ все будет как прежде – зеленые или голубые стены в рекреациях, линолеум, весьма скучные классы… Порадовала 8 школа – уютно, красиво, весьма комфортно. Удивила своей совковостью 6-я. Огорчила 17-я – там кроме вылизанного на кудринские деньги холла, все достаточно невзрачно. Впрочем, всем все понятно – в школе ведь главное не стены, а учителя, и те, знания, которые они дают детям.
На фоне всего разнообразия лично меня впечатлила 45 школа – обычная, муниципальная. Причем, впечатлила не только внешним и внутренним видом – который, кстати, не в пример остальным красивее и уютнее, но и инновационным подходом к школьному учебно - воспитательно - здоровьесберегающему процессу. О последних трех составляющих я говорил с заместителем директора школы по старшим классам Маргаритой Гавриловой.
По ее словам, руководство школы уделяет большое внимание внедрению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Меня провели по школе, и мои впечатления таковы: даже не во всякой гимназии встретишь в классе мультимедийные доски, кабинетные компьютеры, мультипроекторы, которые заменяют выцветшие таблицы на стенах, как правило, закрывающих отпавшую штукатурку, и современные телевизоры для просмотра обучающих программ. Маргарита Петровна говорит, что очень важно, чтобы сами учителя могли пользоваться этими нововведениями, дабы идти в ногу со временем. Как учитель, я разделяю ее мнение, - жизнь стремительно меняется, наука – развивается. Учитель не должен стоять на месте, это факт. Для современного педагога важно быть в курсе всего, что происходит, только так можно быть авторитетом для своих учеников.
Эффект от введения новых технологий не заставил себя ждать - 45-я школа уже два раза становилась победителем городской ярмарки инновационных образовательных учреждений - в 2007 и 2008 годах. Плюс учащиеся школы постоянно берут первые и призовые места на различных соревнованиях и олимпиадах Архангельска и Архангельской области.
Слушаю Маргариту Петровну и думаю, что все, о чем она мне говорит, не может быть заслугой просто коллектива… Потому что коллектив всегда двигает Личность. Имя этой личности в отдельно взятой 45 школе - Лидия Васильевна Елькина, ее директор.
От зама директора по старшим классам я узнаю, что вообще педагогический коллектив 45 школы сложился высокопрофессиональный и дружный. Половина учителей имеют высшую квалификационную категорию, многие становились лауреатами и победителями различных конкурсов и соревнований. Так, победителями нацпроекта «Образование» на федеральном уровне стали учителя 45-й школы Г.Б. Новоселова и Л.В. Едемская.
Маргарита Петровна отмечает, что деятельность педагогического коллектива школы и родителей учащихся даёт очень хорошие результаты: с момента открытия в 1992 году школа выпустила почти тысячу выпускников, из них 28 серебряных и 6 золотых медалистов. Средний уровень качества образования в 2008-2009 году составил 59%, то есть 59% учащихся окончили этот год без троек. Школа заняла пятое место по результатам проведенных олимпиад среди ВСЕХ средних учебных заведений города, в том числе и гимназий и лицеев.
Важный момент: в 45 школе учителя и ученики имеют беспрепятственный доступ в интернет: здесь реализуется программа общей «интернетизации» школы, развития информационной компетентности учащихся и педагогов в процессе создания единого информационного пространства школы. Уже не только в компьютерных, но и в обычных классах учащиеся могут воспользоваться БЕСПЛАТНЫМ доступом в сеть интернет. Действует также сайт школы, созданный самими учащимися.
Как отметила председатель областной комиссии по проведению ЕГЭ по обществознанию в Архангельской области Наталья Овчинникова, 45 школа занимает одно из первых мест по результатам ЕГЭ по гуманитарным наукам в области. «В целом школа очень хорошая, активно участвующая в различных олимпиадах и соревнованиях нашего города», - говорит Овчинникова.
Маргарита Петровна особо отмечает, что в образовательный процесс постоянно вводятся новые дополнительные программы. Это углублённое знание английского языка (со 2 класса), русского языка и литературы в гимназических классах, с 3 класса дети начинают изучение информационных технологий, проводится предпрофильная подготовка, организуется научно-исследовательская деятельность школьников. Всё это приводит к тому, что из стен школы выходят выпускники, имеющие дополнительные знания, навыки и умения, позволяющие им без проблем сдавать единый государственный экзамен и поступать в высшие учебные заведения.
И еще, на мой взгляд, очень важная вещь – текучки учительских кадров в этой школе нет. Если бы я не решил связать свою жизнь с журналистикой, то, скорее всего, попытался бы стать учителем истории в 45-й.
Идем дальше по школе и продолжаем беседовать с Маргаритой Петровной… Заходим в блок, где учатся малыши. Здесь я в первый раз вижу парты-трансформеры – немножко непривычно, что ребенок сидит за ней один, зато очень функционально: лично я все годы в школе очень страдал из-за своего высокого роста – мне неудобно было сидеть за школьным столом как в начальных классах, так и в старших. Здесь проблема решена сама собой – перты и стулья (!) регулируются под рост ребенка: спина остается ровной, коленки не упираются в стол, да и вообще – это действительно очень удобно!!!
Как оказалось, этот фактор – удобного рабочего места во время уроков – колоссально влияет на показатели здоровья учеников школы.
Маргарита Петровна объясняет мне, что одним из главных приоритетов руководства школы стало сохранение и укрепление здоровья учащихся, как следствие - привитие им навыков здорового образа жизни, создание благоприятной атмосферы, мотивирующей на получение качественного образования и развитие творческих способностей.
Сохранение здоровья – это не только уроки физкультуры, а, прежде всего, атмосфера в классе, в коридоре и вокруг школы. Это не пыльные и темные классы с отвалившейся штукатуркой, это не обшарпанные стены в рекреациях и, тем более, не исписанные нецензурными выражениями стены учебного заведения. Это, прежде всего, уют и функциональность классов, где занимаются дети по шесть, семь часов, пять или шесть дней в неделю. В 45-й школе все создано для того, чтобы дети чувствовали себя как дома, - уютные светлые классы, новая мебель, новые парты, стулья и даже кулеры с водой. Все это, конечно, не только заслуга школы, но и родителей, – решивших, что их дети достойны лучшего.
Странно, но в отличие от других школ, где даже новая мебель может быть исписана и изрисована уже через несколько недель, в этой школе такого нет. Ребята, уверена Маргарита Петровна, сами понимают, что то, что сделано в этой школе руками работников учебного заведения и их родителей, все это сделано не для «понтов» перед кем-либо, а, в первую очередь, для них самих. Поэтому и отношение – соответствующее.
Да я и сам увидел и прочувствовал: здесь просто психологически невозможно позволить себе что-то сломать или испортить. А это дорогого стоит.
Еще я видел совершенно потрясающий класс музыки и комнату творчества, спортзалы, профильные классы… и по-хорошему позавидовал тем ребятам, кому посчастливилось здесь учиться.
Будучи в своё время выпускником сельской школы, я и мечтать не мог о таких условиях, которые созданы для детей в 45-й архангельской школе. Мы тоже выучились и в меру способностей ищем свое место в этой жизни. Но я уверен, что если бы у нас в классе были такие обучающие программы, дополнительные занятия и вообще хотя бы отдаленно похожие условия обучения, то нам было бы в разы проще.
Олег Маглич
Работая в офисе, мы пользуемся различной канцелярией. В школе – дети пишут задания в тетрадях ручками. В университете – студенты чертят при помощи линеек и карандашей. Вот, по этому, Вашему вниманию представлены канцтовары. Более детально ознакомиться с разнообразием можно на сайте skrepo.ru.