Сказки невинности, или Рассказ о том, как рушатся официальные версии
Трагедия, произошедшая в Архангельске, самая крупная из случавшихся когда-либо в области. «Взрыв в Архангельске получил большой резонанс не только в российских средствах массовой информации, но и в прессе наших ближайших соседей - странах Северной Европы. Сейчас вся Европа охвачена «оранжевым синдромом», поэтому, как только появилось сообщение о взрыве, журналисты склонны были в этом видеть террористический акт», - считает руководитель центра маркетинговых и стратегических исследований «Форис» Вадим Трескин. При этом он отметил, что число жертв трагедии довольно большое даже в общемировом масштабе…
После случившегося интернет-агентства, доселе аморфные по отношению к Северо-Западному региону страны, стали с интервалом в 30-40 минут передавать информацию о положении дел в Архангельске. Причем, многие виртуальные издания, не имеющие своих представителей в регионе, без ссылок на какие-либо источники публиковали информацию о развитии событий в Архангельске. Погоня за рейтингом порой принимала абсурдные обороты: «под завалами остается от 12 до 40 человек» (цитата), хотя разрыв между этими цифрами очень существенен.
Новостные выпуски телеканалов «Первого», «РТР» и «НТВ» на протяжении всего дня 16 марта открывались новостями с места взрыва в Архангельске. Только после подробностей архангельской трагедии дикторы столичных каналов переходили к другим новостям. Таким, как обострение межнациональных отношений в Грузии.
Мы попытались составить свою картину происшедшего, проанализировав всю имеющую информацию. И не поверили в единственную (читай: официальную) версию – взрыв бытового газа.
Итак, напомним: перед тем, как прогремел взрыв в доме на проспекте Советских Космонавтов, 120, в аварийную службу «Архоблгаза» поступил ряд тревожных сообщений. Первый звонок раздался в 23.50 15 марта из дома на проспекте Обводный канал, 46. Приехавшие газовщики обнаружили сильную загазованность: был сорван пробковый кран на входящих газопроводах. В 2.50 позвонили из дома на Садовой, 25 — была та же ситуация, как и на Обводном - возможный взрыв успели предотвратить. Но это не удалось сделать в доме на проспекте Космонавтов. Любопытное наблюдение провел сотрудник одного из риэлтерских агентств Архангельска: «если посмотреть по карте, то три этих дома (ул.Садовая, 25, пр.Обводный канал, 46, пр.Советских Космонавтов, 120) располагаются ровно по диагонали». Что это могло значить? И как воспринимать «след» в домах на Садовой и Обводном? Может, это сделано для того, чтобы отвлечь внимание от действительной причины происшедшего?
Многие архангелогородцы сегодня верят в официальную версию взрыва – взрыв бытового газа. Они уверены, что руку к случившейся трагедии приложили бомжи, проникшие в дом и свинтившие газовые заглушки. Ориентировки на них появились еще днем 16 марта. Сказано – сделано. Тут же начались облавы милиции на деклассированный элемент. «Молодняк бомжей топчет», - говорят сотрудники органов внутренних органов. Так что стресс и паника сопутствуют не только добропорядочному населению города. «За прошедшие сутки (16 марта) правоохранительными органами Архангельска по подозрению в подрыве жилого дома были задержаны 60 человек, - сообщает пресс-служба УВД Архангельской области. - Все задержанные были проверены на предмет причастности к взрыву и отпущены за отсутствием доказательств вины. В настоящее время поиски подозреваемых продолжаются».
Впрочем, и сами оперативники слабо верят в версию с бомжами. Уж очень странными (в смысле – не реальными для поимки) выглядят приметы разыскиваемых. Цитируем: «Один из них - мужчина 35-40 лет, рост 185 см, нормального телосложения, волосы черные волнистые длиннее среднего. Был одет в удлиненную куртку, темные брюки, черные полуботинки. Второй разыскиваемый - мужчина около 40 лет, рост 165 см, плотного телосложения, волосы темно-русые. Был одет в болоньевую куртку темно-серого цвета со светлыми вставками серого цвета, на голове серая вязаная шапка».
Не хотелось бы придираться к словам, но как можно определить, какого цвета волосы, если на голове «серая вязаная шапка»? Хотя, ход весьма удачный. Описание двух диаметрально противоположных преступников – один беленький, другой черненький. Может быть лучше, чтоб их было трое? Но рыженьких, тактично опустили…
В блефовой версии стали сомневаться уже поздно вечером 16 марта, официальные комментарии стали становиться осторожнее и постепенно перетекли в другое русло. Тем временем, количество жертв достигает 50 человек (данные на 20 часов 17 марта). Теперь уже версию теракта робко пытаются озвучивать даже журналисты государственного канала. «Теракт это или нет, решит следствие», – говорит в своем репортаже журналист АГТРК «Поморье» Олег Рыбов. При этом, стоит отдать должное ведущему программы «Вести+» Илье Азовскому, который первым поздно вечером 16 марта стал называть вещи своими именами: «Ужас на проспекте Космонавтов - теракт или трагическая случайность? Чудовищно подозрителен характер разрушений. В какой-то момент возникла версия о заложенных взрывных устройствах. И не только в доме на Космонавтов. Впрочем, это версия. Она имеет право на существование, но для того, чтоб подтвердить теракт, надо обнаружить улики, указывающие на это. Улик пока нет. По крайней мере, официально».
Доселе официальные источники предпочитали называть произошедшее «диверсией». Думается, для того, чтобы предотвратить панику. Впервые же из программы Азовского люди узнали, «что в подъезде проживал криминальный авторитет, что найдено оружие». «Авторитет» занимался автомобильным бизнесом, а, значит, у него, несомненно, были конкуренты. Или даже враги. Тот же Азовский сообщил в «Вестях+», что рано утром на месте взрыва «ошивалась братва». Но правоохранительные органы на эти «улики» почему-то закрыли глаза. Или сделали вид, что закрыли. О том, что оружие действительно, найдено, официально будут говорить лишь на следующий день. После Азовского. А вечером 17 марта начальник УВД Архангельской области Владимир Лобанов заявит: «Найденное оружие является охотничьим», и даже подчеркнет, что «на него найдены документы»! (Это в разрушенном-то подъезде!)
Тогда же официальные источники скажут и о том, что во всех трех подъездах были кодовые замки, что также вызывает закономерные сомнения: зачем людям без определенного места жительства создавать себе проблемы из-за такой мелочи, как газовые заглушки. «Кран там был не из бронзы, а из чугуна», - уверяет руководитель «Архоблгаза» Вадим Лохов. Так что, по словам Лохова, похитителям цветмета здесь делать было нечего. «Налицо противоправное действие», — отмечает Лохов. Кроме того, и это особенно важно, вечером 16 марта Лохов заявил о том, что ГАЗ ТАК НЕ ВЗРЫВАЕТСЯ. «По роду своей деятельности я отслеживаю мировую статистику взрывов бытового газа, - говорит Лохов. – В таких случаях газ ищет выход через окна, двери, фасадные панели. Здесь же подъезд «сложился», все рассыпалось на мелкие фрагменты. При взрыве бытового газа так не бывает». Вечером 17 марта на брифинге для журналистов примчавшийся из Москвы заместитель генерального прокурора Владимир Зубрин сказал: «Это взрыв газа. Но причин его пока сказать не могу. Не исключается как неосторожное обращение с газом, так и злонамеренные действия».
По словам Зубрина, «расследуются и имеют право на существование» и другие версии, однако в их пользу пока нет доказательств. В пользу основной выступают следующие факторы. Во-первых, это вызовы на другие объекты. Хотя связывать их в «цепочку», намекающую на возможность теракта, Зубрин опасается: «следствие покажет», - говорит он. Во-вторых, очевидцы происшествия и спасатели сообщают о запахе газа. Далее, имеется характерный для взрыва газа признак - высокая степень разрушений, поскольку газ проникает во все щели. А взрывчатка действует «целенаправленно». Кроме того, не найдены следы взрывчатых веществ. Оперативная группа ведет расследование по нескольким направлениям: на городской свалке, куда приходят обломки здания, в городском морге на осмотре погибших, на месте происшествия и в больнице, где ведутся беседы с каждым из пострадавших.
В пользу противоправного действия, хотя и достаточно, на наш взгляд, слабо, свидетельствуют и комментарии психологов: «странным является уже тот факт, что это произошло именно в 3.03 - когда все, кто гуляли уже пришли, а те, кто рано встает, еще спали».
Жители разрушенного дома свидетельствуют, что перед взрывом там чувствовался легкий запах газа. По другим источникам, запах был резким и совсем не похожим на запах газа. Кстати, по свидетельству очевидцев, он стал чувствоваться в подъезде часов за 7 до трагедии. Некоторые уверены, что это «нечто» и есть причина взрыва. Но тревожных звонков, повторимся, в ночь трагедии в Космонавтов не поступало. По мнению специалиста областного УГПС Ирины Будник, ночью, когда мозг командует «баю-баю», 80% информации извне к нему не поступает. «Поэтому террористы и творят свои черные дела ночью», — говорит Будник.
Многих насторожил и сам характер взрыва. Дом на Космонавтов, 120 - типовая панельная девятиэтажка ульяновской серии. «Он даже не сложился - он рассыпался, как карточный домик», - рассказывают очевидцы трагедии. По словам заместителя министра МЧС Юрия Воробьева, прибывшего в 10 утра 16 марта в Архангельск вместе с группой спасателей МЧС и «Центроспаса», следственной группе предстоит определить, каковы причины взрыва – злой умысел, техническая причина или случайность. 17 марта Воробьев заявляет: «Это был газ. И сила взрыва такова, что от этого мог разрушиться дом любой конструкции». По очень осторожным предварительным подсчетам, его мощность равна 20-30 килограммам в тротиловом эквиваленте. По мнению Воробьева, конструкция газопроводов в таких домах «ульяновской» серии составлялась из расчета, что никому не придет в голову употребить ее во зло. Как сообщил ИА «Русский Север» руководитель городского УВД Николай Жаров, на данный момент оперативно-следственной группой ведется активная отработка лиц по различным направлениям. Ежедневно проверяется 150-200 человек, в том числе и на причастность к совершению взрыва, однако ни одного из них нельзя назвать подозреваемым. Осколки здания вывозятся на свалку, где аккуратно складываются и проверяются на наличие взрывчатых веществ.
Есть еще одна версия. Совсем уж кощунственная. Политическая. «Маленькие победоносные войны», заявления «мочить террористов в сортире» после взрывов жилых домов в Москве… Вам это ничего не напоминает?
На вопрос «Что ЭТО было???» сегодня нет ответа. Хочется надеяться, что точку в расследовании причин трагедии поставит следствие. И – как можно скорее. Однако, сомнения в том, что истинные причины взрыва будут озвучены, остаются.
Ольга МИГУНОВА, Елена ЦАРЬКОВА