Попустительство властей создало условия для дефолта лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий
Но, как показала практика, переправа не оправдала себя ни с технической точки зрения, ни с экономической. Почти неделю, с 12 марта, переправа закрыта до «особого распоряжения». От грузового сообщения оказалась отрезана половина города, где расположены все крупные лесозаводы, порт Экономия, СРЗ «Красная Кузница». Из-за ограниченного грузопотока страдают не только промышленные предприятия, но и фирмы, занимающиеся грузовыми перевозками. Кто будет отвечать за убытки, понесенные этими предприятиями?
История создания переправы вызывает у всех заинтересованных в ней немало вопросов, на которые могут дать ответ госчиновники мэрии и администрации области. Если, конечно, захотят.
Во-первых, почему было оставлено без внимания письмо лесопромышленников в администрацию области с предложением общими усилиями создать переправу, которая, действительно, жизненно необходима была всем лесозаводам? И почему губернатор Анатолий Ефремов в то время заявил на совещании с представителями предприятий, мол, вам нужна переправа - вы ее и делайте, тем самым, снимая с администрации области все обязательства по решению данного вопроса.
Во-вторых, почему Соломбальский ЦБК сразу стал заявлять, что будет строить переправу единолично, без чьей либо помощи? По всей видимости, помощь мэрии и администрации области уже была обещана.
Сооружение понтона силами Соломбальского ЦБК год назад было настолько непродуманным и поспешным, что специалисты, которые имеют многолетний опыт эксплуатации подобных сооружений, сразу сделали заключение о недолговечности понтона. Более того, приобретен был бывший в употреблении понтон. В армии такие сооружения создаются на короткий промежуток времени для форсирования реки тяжелой техникой и потом разбираются. Опыт длительной эксплуатации такого сооружения, тем более, в наших климатических условиях, есть и, увы, печальный. Специалисты СЦБК не захотели его учесть.
Понятно, что двигало руководством СЦБК, когда оно решилось единолично взяться за дело, которое раньше никогда не делали. Во-первых, заработать денег, т.к. проезд по переправе предполагался платный. Во-вторых, обеспечить свое производство сырьем - лесозаводам предложили оплачивать проезд технологической щепой.
Итак, одно предприятие с молчаливого согласия и протекции властей города и области стало монополистом, обеспечивавшим переправу всего тяжелого транспорта через Кузнечиху. Что тут же вызвало повышение затрат лесозаводов, расположенных там, на сырьё в среднем на 30-35 руб/куб.м. Возросли транспортные издержки и у грузоперевозчиков. Но эти проблемы не волновали только власть. Всем остальным пришлось искать выход в сложившейся непростой реальности.
Сегодня в связи с затоплением понтона ситуация еще больше обострилась. До закрытия дорог на период распутицы осталось меньше месяца, в лесах идет самая интенсивная вывозка пиловочника, а он, к сожалению, не весь может быть доставлен в Архангельск по железной дороге. Если лесозаготовители не вывезут весь срубленный лес из делянок – им будут выставлены штрафные санкции, которые могут разорить большинство частных лесозаготовителей, лесозаводы не смогут создать запасы сырья на время распутицы и, как следствие, вынуждены будут остановиться, понеся очень серьёзные убытки. Люди останутся без зарплаты, заводы – без прибыли, бюджеты – без налогов.
Естественно, что такая ситуация ставит в более выгодное положение лесозаводы, расположенные, так сказать, на материке – это лесозавод №2, лесозавод №3, Цигломенский лесозавод, лесозавод №4, но этим предприятиям не переработать весь объем пиловочника, который останется у лесозаготовителей из-за проблем с понтонной переправой.
Из всего этого вытекает весьма печальный прогноз. В случае, если руководство города и области не ускорит решение вопроса с переправой тяжелого транспорта через реку Кузнечиху, самым вероятным может стать дефолт лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий Архангельской области. И виновными в этом будут администрация области и города – за то, что решили отстраниться от решения проблемы с переправой, а также руководство СЦБК, которое на авось воплотило в жизнь самый худший, с технической точки зрения, вариант переправы. Вот только легче ли будет от этого людям, которые, в конечном итоге, могут лишиться работы?
Петр РАЗУМОВСКИЙ