В двух шагах до маразма. СПЧ предлагает приравнять патриотизм к религиозным чувствам
Работа над законопроектом ведется членами СПЧ Владимиром Ряховским и Иосифом Дискиным. По их мнению, неправомерно выделять религиозные чувства среди прочих нравственных переживаний человека, например патриотических или пацифистских. Кроме этого, в нынешнем виде закон откроет дорогу радикальным религиозным группам, которые будут при любой возможности выступать с суждениями об оскорблении их религиозных чувств, говорит Дискин.
Поэтому Совет предлагает прописать в законе санкции за любое оскорбление «чувств, имеющих высокое значение для разных общественных групп». В качестве примера Дискин привел случай 2010 года со студентом МГИМО, который подъехал на внедорожнике к Могиле Неизвестного солдата в Москве. Член СПЧ подчеркнул, что это был не просто хулиганский поступок, а факт, оскорбляющий чувства людей и наносящий общественный ущерб. Версия закона СПЧ предлагает карать именно за такие деяния, которые не могут подпадать под обычную статью о вандализме. Подобные поступки — это оскорбление целого социума, подчеркивают члены СПЧ.
Чтобы упорядочить правоприменение такого закона, по мнению Ряховского и Дискина, нужно «зонировать» общественное пространство, то есть в местах с особыми нормами поведения необходимо размещать соответствующие предупреждения.
— Тогда люди, посещающие, например, выставку Марата Гельмана, будут предупреждены и не смогут предъявить претензии, что их чувства оскорблены, так как они сознательно пришли в специальное пространство. Или, скажем, если в музее есть экспонаты, могущие оскорбить людей с традиционной ориентацией, то можно повесить у входа табличку, и тогда депутат Милонов будет знать, что ему там делать нечего.
Нарушение будущего закона члены СПЧ предлагают карать штрафами и общественными работами, а не лишением свободы, как сейчас предлагается в законопроекте.
В Кремле поддержали расширение рамок закона о защите чувств верующих. Источник в администрации президента сообщил «Известиям», что патриотические чувства постоянно подвергаются оскорблению, а их носители не имеют возможности защитить себя от нападок.
Глава СПЧ Михаил Федотов сообщил «Известиям», что свою позицию он не будет излагать до представления предложений по законопроекту в законченном виде. При этом он подчеркнул, что все комментарии по этому вопросу уполномочен предоставлять Владимир Ряховский.
Законопроект о защите чувств верующих был внесен на рассмотрение Госдумы 26 сентября прошлого года. Разработчики документа предложили увеличить штрафы за оскорбление в религиозной сфере до 500 тыс. рублей, а также карать нарушителей тюремным сроком до пяти лет. В процессе обсуждения формулировка правонарушения изменилась на «оскорбление чувств граждан по отношению к вере».
Текст документа обсуждался в ноябре на первой встрече членов СПЧ с президентом Владимиром Путиным. С критикой введения охранительных мер выступила тогда Ирина Хакамада, которая завила, что чувства — это расплывчатое и неправовое понятие. Глава государства согласился отложить окончательное решение вопроса до 1 марта.
«Известиям» Хакамада подтвердила, что на заседании 23 января будет отстаивать свою концепцию, согласно которой под защиту нужно взять только территории религиозного поклонения.
— Понятно, почему Дискин хочет защищать чувства, в том числе патриотические, — заявила она, — Эта тема была спущена «сверху».
В комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций идея поддержки не встретила. Председатель комитета Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил, что в этом вопросе можно переусердствовать, распространив закон еще и на оскорбление патриотических чувств. При этом он не исключает такой перспективы, но только в том случае, если остро встанет вопрос такой необходимости, как это, по мнению депутата, произошло с темой оскорбления религиозных чувств.
Член Координационного совета оппозиции Геннадий Гудков убежден, что расширение рамок закона станет очередным репрессивным механизмом.
— Таким способом можно дойти до полного маразма. Вот мою соседку может быть оскорбляет, что я прилично живу. Или если меня оскорбляет деятельность нынешнего режима — мне куда обращаться?