Основные направления бюджетной и налоговой политики МО «Город Архангельск» разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2006 году» и прогнозом социально-экономического развития МО «Город Архангельск» на 2006 год.
Основной целью бюджетной и налоговой политики в 2006 году является последовательное повышение качества жизни населения города Архангельска на основе социальной стабильности, динамичного развития экономики, инвестиционной активности и эффективного управления городским хозяйством.
Отличительной чертой предстоящего финансового года будет вступление в силу с 1 января 2006 года Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и соответствующих поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.
На проведение налоговой политики МО «Город Архангельск» в 2006 году окажет влияние закрепление Бюджетным кодексом постоянных доходных источников за местными бюджетами - местных налогов и единых нормативов отчислений от федеральных налогов, специальных налоговых режимов и неналоговых доходов.
В этой связи основными задачами бюджетной и налоговой политики МО «Город Архангельск» на 2006 год являются:
1. Выполнение доходной части городского бюджета, покрытие дефицита городского бюджета с целью обеспечения исполнения в полном объеме расходных обязательств МО «Город Архангельск».
2. Реализация комплекса мероприятий, направленных на увеличение доходной части городского бюджета, в том числе:
- осуществление мероприятий по переходу налогоплательщиков на уплату земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка;
- повышение качества налогового администрирования;
- взаимодействие с налоговыми органами по мобилизации налоговых доходов в городской бюджет;
- проведение инвентаризации фактически используемых земельных участков;
- продолжение работы по формированию реестра муниципальной собственности;
- инвентаризация недвижимого имущества казны,
- защита интересов МО «Город Архангельск» при формировании межбюджетных отношений.
3. Проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств, в том числе:
- вовлечение всех участников бюджетного процесса в реализацию принципа эффективного и рационального использования средств городского бюджета;
- осуществление контроля за принятием получателями бюджетных средств денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов;
- контроль за кредиторской и дебиторской задолженностью муниципальных бюджетных учреждений;
- осуществление контроля за соблюдением муниципальными бюджетными учреждениями лимитов потребления воды, тепло- и электроэнергии;
- усиление предварительного контроля за целевым использованием бюджетных средств в рамках казначейского исполнения бюджета. При этом кассовое обслуживание исполнения городского бюджета с 2006 года будет осуществляться в органах Федерального казначейства;
- оптимизация расходных обязательств городского бюджета, выделяемых на социальную сферу и правоохранительную деятельность;
- проведение комплексного анализа финансово-экономических, социальных и правовых последствий при принятии решений по всем видам расходов;
- осуществление закупок товаров (работ, услуг) для нужд МО «Город Архангельск» на конкурсной основе с учетом положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- реализация государственных полномочий в пределах средств, переданных в бюджет города на эти цели.
Необходимо проанализировать практику исполнения отдельных государственных полномочий как делегированных, так и неделегированных органам местного самоуправления МО «Город Архангельск» и внести соответствующие предложения в администрацию Архангельской области по перечню передаваемых полномочий.
- разработка и принятие целевых программ, которые должны иметь реальные источники финансирования и стать инструментом развития, а не выполнять роль дополнительного финансирования текущей деятельности муниципальных бюджетных учреждений;
- принимать в течение финансового года решения и нормативные правовые акты, приводящие к увеличению расходов городского бюджета, только при наличии соответствующих источников финансирования для их реализации и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.
В 2006 году необходимо обеспечить разработку и утверждение порядка ведения реестра расходных обязательств муниципального образования «Город Архангельск».
Бюджетная политика в области расходов должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, эффективности управления муниципальными финансами, переориентации деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств на достижение конечных и измеримых результатов.