Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Один на один с Россией. «Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой

Помню, как молодых кинематографистов 80-х натурально корёжило от лакированных сценариев, будто вышедших из-под кистей оформителей Палеха, предлагаемых им для дебютов комиссией Госкино. И, лишь только задул ветерок перемен, на экраны страны вихрем влетела «Маленькая Вера», ставшая для кого-то откровением. Например, для профкомов-парткомов, в том, что самогон по стране гонят повсеместно, а советские работяги совсем не боятся тюремного срока, ибо их жизнь и без того не намного лучше зоны. Или дамы забальзаковского возраста на 35-м году супружеской жизни неожиданно для себя узнавали, что секс - это необязательно, когда ты лежишь под кем-то, можешь и сама доминировать (лично был свидетелем подобной сценки). Или признание созревшей для интимной жизни шалавы с троечным аттестатом средней школы, что любимая её книжка - программная «Капитанская дочка» Пушкина, не фиг тот СССР был самой читающей страной в мире.

Можно, конечно, снять что-нибудь крутое, бандитское, типа «Воров в законе», вместе с аморальной «Верой» покорявшие кассы советских кинотеатров. Только не романтическую «Бригаду», а нечто вроде «Чужой», с правдой той жизни, где, вроде, и мата нет, но он отчётливо слышится в каждой фразе. Да вот беда, это уже не фестивальная чернуха будет, а гангстерская сага, где вложения подразумеваются уровня «Крёстного отца» или «Однажды в Америке». Нет, всё-таки российская глубинка куда экономичнее.

Например, как в фильме «Сынок» (http://rusnord.ru/2010/2/29390 ), где тошнотворный в своей занудной любви папа (даже нет смысла интересоваться, почему такого жена бросила - чтобы не удавиться с тоски) готов идти на любые жертвы, любые сделки с совестью, лишь бы удостоиться благосклонного взгляда отпрыска-недоросля. Короче, смотреть надо. Мы же с вами сейчас «Дочь» разбираем. Не дочку, не дочурку, а именно дочь, прочувствуйте разницу в этих словах...

Итак, опять российская провинция. Из тех, куда даже горбатые «ПАЗики», стыдобище отечественного автопрома, по три раза в день заезжают, не чаще. Вся жизнь крутится вокруг центральной площади, где и магазины, и кафе с обязательным названием «Минутка» (ровно столько, чтобы влить в себя стакан и занюхать чем-то непрезентабельным), и бывший клуб, превратившийся по велению времени в досуговый центр с дискотекой, и автобусная станция, с которой все жители мечтают когда-нибудь уехать... как можно дальше и навсегда. А уж если ты не уехал, а приехал... то всё, это последняя степень деградации личности, как клеймо, как приговор.

Кстати, в похожем местечке, только американском, я прожил два месяца. Эгвам назывался, штат Массачусетс. И живут там обычные люди, вполне солидные и законопослушные, выбравшие покой и размеренность бытия, а не суету «Большого яблока» (Нью-Йорка). Да, там не рассекают на крутых town-cars и не гоняют на «Феррари»... исключительно потому, что не селятся чёрные драгг-диллеры. В фильме «Дочь» вы тоже не увидите иномарок, одни ржавые «Жигули» да «Москвичи», но это уже чисто российская примета. Двадцать три года я ломаю голову над тем, почему у них так, а у нас - хрен. Задача нерешаемая...

Российская глубинка в кино бывает двух видов: или аккуратно заштопанная бедность, или расхристанная на показ нищета. Семья Инны, она и есть «дочь», относится к первой категории. Правильно воспитанная папой-одиночкой (мама погибла при странных и невыясненных обстоятельствах), она живёт заботами о маленьком братишке-детсадовце, и особо не задумывается над проблемами полового созревания (хотя по возрасту пора бы). А ещё гордится отцом-аскетом, вкалывающим на двух работах и для которого «мама остаётся единственной».

Между тем, в их классе появляется представительница второй категории Маша, которая уже всё знает ПРО ЭТО. Мама у неё... в общем, из тех, кого перед Московской Олимпиадой за сто первый километр высылали за аморалку вкупе с алкоголизмом. Ну и, как обычно бывает в физике, разнополярные частицы притягиваются друг к другу. Можете себе представить, насколько этой дружбой доволен строгий и чистый помыслами Инин папа...

Чтобы не мучить читателя интригой, которой место в кино, но не рецензии - папа этот оказывается серийным убийцей, выносящим приговор современному распутству, он и жену замочил за нескромные взгляды и греховные мысли. Что, прямо скажем, рушит традиционные представления о добре и зле - тот же человек бескорыстно предлагает фиктивный брак коллеге с ребёнком и без прописки, которую вот-вот должны депортировать. А по ходу убивает задушевную подругу дочери, чем она лучше других распутниц?    

Случайно (ибо не в моих правилах) пробежал глазами отзывы на «Дочь» простых зрителей (не киноведов). Почти во всех присутствует сентенция - «фильм заставляет задуматься». О чём, над чем? Лично мне непонятно, как природная красота («Дочь» снималась в Камышине) может соседствовать с убогостью человеческой жизни. Второе десятилетие XXI века на дворе, а такое впечатление, что перестройка только-только началась. Думаете, творцы чёрной краски добавили в розовую реальность? Сомневаюсь. Десять лет назад в Мезени я с удивлением обнаружил действующий видеосалон, до этого был уверен, что они исчезли, как вид бизнеса, в середине 90-х.

Ещё есть повод задуматься над профессиональным долгом священника (приношу извинения за сугубо светский термин, но так понятнее всем). Маньяк-убийца, этот «вершитель справедливого суда», приходит на исповедь к батюшке, недавно потерявшему дочь при схожих обстоятельствах, и кается... Нет, не то слово, вступает в диспут о праве судить и придавать каре небесной. Знаете, я пытался поставить себя на место преподобного. Да удавил бы прямо на месте собственными руками, а потом сам сдался - пусть судят судом присяжных. Но батюшка так не может, и не нам его осуждать за это... в кино. А в жизни?

Грех берёт на себя матушка, пойдя в полицию... а грех ли это? С матушкой вообще усложнили, она и курит втихомолку, или выражения допускает, скажем так, непарламентские. Или наоборот, слишком упростили образ... я же говорю - непростое кино.

Сама история поимки маньяка странна и неправдоподобна. Ей занимается один лишь капитан, на лицо и на амбре явно не комиссар Мегрэ (пардон за нечаянную рифму). Всё понимаю - переаттестация, дефицит кадров, но узнав о подобной «серии», Москва куда угодно пришлёт целую бригаду «важняков». В стране, хоть и бардак, но не до такой степени и не в таких случаях. 

Для меня «чернуха» в этом кино начинается тогда, когда город в праведном гневе начинает травить детей маньяка. Дочь таскают за волосы посреди той самой площади, где проистекает вся активная жизнь убогого населённого пункта, малыша лупят в детсаду, причём не поймёшь, то ли согруппники, то ли их родители, а то и воспитатели. Вот в это веришь, как веришь в сцену, где Инна вещает на доску «лучшие люди» фотографию своего любимого, но проклятого всеми отца. Она уж точно не из Павликов Морозовых, скорее, почти святая мученица. Один на один с Россией, что может быть страшнее?..

Хэппи-энд в концовке слегка подвёл своей благостной неправдоподобностью - у детей маньяка всё складывается хорошо. Но в финале мы видим пароходик, увозящий в другую реальность одного из немногих хороших людей пьяного городка. Значит, есть надежда...

...только не всем так везёт.

 

Леонид Черток 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (285)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20