Звезда, дочь звезды. В США скончалась Вика Федорова
Ей не исполнилось и года, когда мать, звезду «Музыкальной истории» и
«Фронтовых подруг», забрали на Лубянку и приговорили к 25 годам
заключения, которые она отбывала во Владимирском централе: началась
холодная война, и любовь к американскому военному разведчику приравняли к
измене родине. Так что до февраля 1955 года Виктория не знала свою мать
и жила с ее сосланной сестрой в североказахстанском селе. Объявленный
персоной нон грата отец о рождении дочери не подозревал.
Актерские
гены Виктория, дебютировавшая в фильме Михаила Калика «До свидания,
мальчики» (1964), унаследовала вместе с удивительной красотой, которую
критики и коллеги называли «нездешней», если не «инопланетной»: огромные
черные глаза, чуть выдающаяся нижняя губа - единственная неправильность
классического лица, придававшая ему особую прелесть.
Ее амплуа,
если можно назвать это амплуа, было возвышенно-абстрактным даже в ролях
исторических персонажей. Его можно определить как «чистая душа в поисках
любви». Такой душой была и ее коровница в замызганном ватнике в дипломе
Светланы Дружининой «Зинка» (1969), и ее ленинградский реставратор,
страдающая от любви к женатому мужчине, в фильме Михаила Богина «О
любви» (1970). Но прежде всего она запомнилась современникам ролью
глухонемой Наташи в 37-минутном фильме того же Богина «Двое» (1965). Для
потерявшей слух при бомбежке девушки даже не музыка, которую она не
слышала, но мысль о музыке, сам вид музыкантов были пыткой, но судьба
заставляла ее полюбить композитора.
В силу такой природы своего
таланта Виктория идеально подошла на роль Авдотьи Романовны
Раскольниковой в далеко не совершенной экранизации Львом Кулиджановым
«Преступления и наказания» (1969). Роль, которую слишком легко было
засушить, сделать дидактичной, Федорова наполнила пылающей страстью. В
сцене покушения на Свидригайлова чистая душа преображалась в
мстительницу. Мстительниц она играла и в «Сильных духом» (1967) Виктора
Георгиева, где была сначала «невестой» (по легенде)
разведчика-ликвидатора Николая Кузнецова, девушкой с выжженной душой,
одержимой желанием убивать немцев, а потом и по-настоящему влюблялась,
смягчаясь от этой любви, в своего «жениха».
К этой же линии в ее
биографии относилась и последняя ее советская роль в «Гневе» (1974)
Николая Нибу и Леонида Проскурова, фильме о бессарабском восстании 1924
года. В 1975-м Виктория Федорова уехала в США, чтобы познакомиться с
отцом, дослужившимся до адмирала, да и осталась там навсегда, выйдя
замуж за летчика. На похороны матери, убитой в 1981 году в Москве при
так и не выясненных обстоятельствах, ее не пустили власти СССР.
Очевидно, в отместку за опубликованную ею книгу - в соавторстве с
Хэскелом Фрэнкелом - «Дочь адмирала» (1979).
По иронии судьбы,
незадолго до эмиграции Виктория Федорова сыграла в фильме Омара Гвасалии
и Александра Стефановича по сценарию Сергея Михалкова «Вид на
жительство» (1972), как раз разоблачающем прогнивший Запад, на который
сбегал главный герой. А побывав в августе 1998 года в Москве, сообщила о
намерение спродюсировать - наряду с фильмом об убийстве ее матери -
фильм «Западня» о том, как тяжело русским женщинам с богатыми
мужьями-янки. Но в Америке ее актерская карьера закончилась обидно
преждевременно. На новой родине она появилась на экране в трех сериалах
да еще в триллере Артура Пенна «Мишень» (1985). Но, с другой стороны,
благодаря этому она навсегда осталась для зрителей на родине юной
«инопланетянкой».