— Каковы предполагаемые масштабы экологической трагедии? На каких реках области особенно низкий уровень воды? Как долго это продлится? Было ли подобное раньше?
— Причины экологической трагедии, происходящей на реках Архангельской области, необходимо выяснить учёным экологам, лесоводам и прочим специалистам. Не исключено, что одной из причин может быть отрицательное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду – осушение болот, мелиорация, рубки леса в водоохранных зонах, лесах первой группы.
Наименьший подъём воды наблюдался на реках Вага, Сухона, Северная Двина. Немногим больше был подъём воды на реках Вычегда и Пинега. Прирост уровней воды на Пинеге с 4 по 6 мая составлял по 20-30 см в сутки и не достиг уровня, необходимого для снятия плотов, только 15-25 см. Многолетние наблюдения показывают, что неблагоприятные условия для плотового сплава на реке Пинега возникают с вероятностью один раз в двадцать лет, но таких низких уровней не помнят даже старожилы.
Таким образом, сплав по Пинеге каждый год является рискованным мероприятием. Навигация в верховьях Пинеги продолжается от 5 до 14 дней в году.
Ещё одной особенностью этого года является то, что буксиры из Архангельска за плотами на Пинегу пришли все, несмотря на большой риск, а буксиры Архречпорта и Речного пароходства с плавкранами и баржами, ориентируясь на прогноз, даже не рискнули подняться выше поселка Сура. Таким образом, древесина, подготовленная для отгрузки в баржах, осталась на берегу.
— Каким прогнозируется масштаб экономического ущерба? Сколько леса уже заготовлено, сколько можно вывезти другим путём, а сколько леса сгниёт?
— В результате неблагоприятного исхода навигации 2006 г. на реках Архангельской области в посёлках Мамониха и Северный остались неотправленными потребителям пиловочник и балансы, принадлежащие ОАО «Соломбальский ЦБК», в количестве 45 тыс.куб.м.
В связи с отсутствием между п. Северный и п.Мамониха дорог, проезжих для лесовозного транспорта, «освоение» плотов в п.Северный в этом году не планируется. Эти плоты необходимо подготовить для навигации следующего года (частично переформировать, закрепить, выполнить мероприятия исключающие «примерзание» и т.п.),
В п. Мамониха для освоения плотов и доставки потребителям древесины, не отправленной плотами и баржами, летом и осенью 2006 г. необходимо выполнить работы на общую сумму около 24 млн. руб. Себестоимость единицы готовой продукции лесозаготовок за счёт этого увеличится более чем в два раза.
Существует большая вероятность того, что пиловочник под воздействием тепла и влаги существенно потеряет в качестве и соответственно в цене. В этом случае экономически выгоднее будет использовать эту древесину как балансы для переработки на щепу на СЦБК.
Также по причине плохой навигации на комбинат не поступит около 120 тыс. м3 покупных балансов. Это приведёт к недовыработке продукции. Помимо этого, дефицит древесного сырья, дополнительные затраты на его транспортировку с плотбищ, приведет к удорожанию балансов и технологической щепы, что также потребует отвлечения денежных средств. Экономический ущерб для Соломбальского ЦБК в результате неблагоприятных погодных условий составит свыше 100 млн. рублей.
— Кто именно пострадает - заготовители, лесозаводы, ЦБК? Каков ориентировочный денежный эквивалент ущерба?
— Совокупный экономический ущерб предприятий лесной отрасли Архангельской области будет складываться из дополнительных затрат на освоение плотов, на транспортировку древесины автомобильным транспортом и в баржах, из убытков от снижения объёмов производства, из убытков от снижения качества сырья, из сумм не начисленных налогов в бюджеты всех уровней, из сумм невыплаченной заработной платы. Кроме этого, из-за вынужденного сокращения рабочей силы увеличится социальная напряжённость. Пострадают все предприятия, в меньшей степени те, которые сумеют быстро сориентироваться в сложившейся ситуации – найти новые рынки сырья и привлечь новых поставщиков, переориентировать производства, снизить собственные затраты, найти наиболее дешёвые и эффективные способы доставки и сохранности древесины, с пользой задействовать высвобождающихся работников для сохранения трудового коллектива.
— Прогнозируемое количество банкротств, безработицы?
— Безусловно, столь значительный масштаб экономических потерь вынуждает нас сокращать затраты, в том числе и на заработную плату. На предприятии сокращаются вакансии, практически прекращен приём новых работников. По согласованию с профсоюзным комитетом комбината в полтора раза снижен размер премии на период вынужденного простоя одного технологического потока, резко сокращены выплаты из различных поощрительных фондов. Часть работников простаивающего технологического потока отправлена в вынужденные отпуска. Но мы рассматриваем это, как временную меру, значительных сокращений персонала на комбинате не предвидится.
— Возможны ли государственные меры поддержки? Если да - то на каком уровне, в каком размере, в каком виде?
— Масштабы сложившейся ситуации гораздо шире, чем просто проблемы конкретного предприятия. Пострадают практически все предприятия лесопромышленного комплекса области. Сотни миллионов рублей недополучат федеральный, областной, городской бюджеты, внебюджетные фонды. В этой связи меры государственной поддержки лесному бизнесу в данный момент необходимы, как никогда.
В числе первоочередных мер господдержки, в первую очередь, необходимо применение тех мер, которые четко прописаны в российском законодательстве, – это возможность отсрочки налоговых платежей, субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на покрытие возникших убытков, применение порядка ускоренного возмещения НДС лесоэкспортерам.
В последние годы государство в нарушении действующего лесного законодательства возлагает на лесозаготовителей затраты на лесовосстановление, рубки ухода, отвод делянок в рубку, пожаротушение и противопожарные мероприятия, не выделяя лесхозам на эти цели практически ничего. Все эти работы выполняются только в летнее время. Если бы было принято решение профинансировать эти работы в соответствии с законом, то финансовое положение предприятий можно было бы немного улучшить.
Многие предприятия приостановят летнюю заготовку, направив все силы на освоение древесины из плотов, а арендную плату за лесфонд вынуждены будут платить. Временная отмена платы за аренду лесфонда в летнее время также была бы существенной поддержкой пострадавших лесных предприятий.
— Ваш прогноз развития лесной отрасли в области после такого форс-мажора?
— Приречные лесозаготовительные предприятия временно сократят летнюю заготовку, что скажется на объёмах древесины, поступающей на лесопильные предприятия летом и осенью этого года. Как следствие, переработчики также снизят объёмы выработки продукции. Предприятия, которые смогут привлечь денежные и материальные ресурсы для освоения древесины останутся «на плаву» и зимой постараются наверстать упущенное. К сплаву навигации 2007 г. будут готовиться более осмотрительно, ориентироваться на прогнозы метеорологов. Изменится соотношение древесины поставляемой в плотах и баржах. Намного больше древесины будет поставляться в баржах. Будет возрождаться технология навигационной (летней) сплотки.
Если государство не окажет материальной поддержки, то ряд предприятий окажется в состоянии банкротства. На объёмах заготовки древесины в целом по области это существенно не скажется, потому что на месте старых предприятий будут образованы новые, лесфонд перераспределён и т.п..
— Какими должны стать первоочередные шаги исполнительной и законодательной власти области по выводу отрасли из кризиса?
— Законодательство Российской Федерации не позволяет ограничивать вывоз круглого леса за пределы области и зарубеж, но как временная мера была бы очень действенная.
Для ремонта мостов и дорог, по которым будут значительно увеличены объёмы перевозок, необходимо выделить дополнительные денежные средства, отложив на следующий год более крупные проекты.
Наступившее лето, по прогнозам метеорологов, будет тёплым и сухим, практически без дождей, что ещё больше усугубит ситуацию по проводке барж с древесиной по основной водной артерии области - Северной Двине. Организация и финансирование дноуглубительных работ должны стать основной заботой администрации области в части помощи предприятиям лесной отрасли.
В течение этого года необходимо, наконец, добиться финансирования содержания средств навигационной обстановки на малых реках Архангельской области за счёт средств Федерального бюджета, как того требует законодательство. Хозяин на реках области, как и на автодорогах, должен быть один - государство.
Заключить соглашение с «железной дорогой» о приоритетном выделении подвижного состава для перевозки лесных грузов в направлении г. Архангельск, об исключении простоев вагонов и ускорении их оборота.
Выделить финансовые средства отраслевой науке для разработки наименее рискованных способов сплотки и сплава древесины по рекам области, технологии освоения «обсушенных» плотов.
Александр Суханов, Елена Царькова