Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

После премьеры

А уж о нем-то и в лапоть не звонЯт.

(из северных присловок)

26 апреля на малой сцене Архангельского городского культурного центра (АГКЦ) происходило приятное для автора этих строк событие – премьера постановки Народного литературно-музыкального театра «Словица» по новеллам из цикла «Отцово наследство» (эпизод на фото). 

Вечером того же дня на странице сообщества АГКЦ в популярной социальной сети появился пост о представлении, завершённый словами: 

«Артисты народного литературно-музыкального театра «Словица» представили невероятно трогательную историю северной семьи, трёх её поколений. Многие зрители были растроганы и не скрывали слёз, а после спектакля подходили и благодарили артистов и автора новелл».

Приятно. Можно успокоиться и даже лавры вообразить. …Увы, не получилось. Более того, утром следующего дня решил написать по «горячим следам» критическую статью. Осознав, что никогда подобным делом не занимался, обратился к умной книге. Долго размышлял над начальной фразой: «Театральная критика представляет собой глубокий аналитический дискурс постановки на фоне театрального искусства в целом». Решив, что отныне знаю вполне достаточно, приступил с холодной головой и смиренным сердцем к анализу сути вчерашнего события, на котором довелось присутствовать в «двух лицах» - автора исходного для постановки материала и зрителя. Попытки их разделить оказались безуспешными. И потому оставив симбионтов в покое, решил выслушать как их хор, так и каждого в отдельности. Объяснимый сумбур призваны упорядочить мысли великих людей. 

Итак, слово имеет французский импрессарио и театральный режиссёр Шарль Баре (1861 - 1934): «Автор пишет одну пьесу, актёры играют другую, зрители видят третью».

Симбиоз (далее – С.) : Вчера «правило Баре» не сработало. Написана, игралась и смотрелась одна пьеса.

Иван Тургенев: «Как поучительно для автора присутствовать на представлении своей пьесы! Что там ни говори, но становишься публикой, и каждая длиннота, каждый ложный эффект поражает сразу, как удар молнии».

С.: С поучительностью согласны. Ложных эффектов и тем более молниевых ударов не наблюдалось. Следует сказать, что борьба с длиннотами ведётся автором с первых дней рождения новелл. Вчера для харакири наметились очередные претенденты.

Исаак Бабель (после провала своей пьесы): «…у театра свои суровые законы. Я их пока не усвоил. То, что волнует на страницах книги, оказывается, вызывает подчас всего лишь скуку в зрительном зале. Шекспир не писал прозы, и не всякий прозаик – драматург. Разные жанры. Если у тебя тенор, не споёшь партию баса».

С.: Вчера провала не было. Автор новелл ленив и осознаёт трудности хлеба драматурга. Кесарю кесарево и т.д. Теноры и басы исполняли свои партии.

Иоганн Гёте: «Писать для театра – совсем особое ремесло и таланта тоже требует особого. То и другое встречается редко, а в сочетании и подавно, без этого же ничего доброго ждать не приходится».

С.: Прав Гёте. И потому не стоит начинать.

Русский прозаик и драматург Игнатий Потапенко (1856 - 1929): «Сцена предъявляет вполне законные требования условности, и если писатель не хочет подчиняться им, то он не должен пользоваться сценой, а избрать для своих образов другой род литературы».

С.: Не слишком ли категоричен один из самых популярных писателей 1890-х годов? Кумиры приходят и уходят, а кушать хочется всегда. Имеется ввиду и пища духовная.

Виктор Гюго: «Два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц».

С.: Почему «или»? Великое и правдивое могут существовать вместе. Иван Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Тысячи лет воздвигали предки храм русского языка. Разрушается он на наших глазах. Молчат колокола, не звучит тревожный набат, теряют русскость потомки русичей. Что-то надо делать. Пишу новеллы.

Артур Миллер: «Театр так бесконечно восхитителен потому, что в нём столь многое зависит от случая. В этом театр очень похож на жизнь. Количество факторов, определяющих успех, не сможет подсчитать никакой компьютер… подходящее время года для данной пьесы, подходящий исторический момент, подходящая тональность».

С.: Американский драматург, возможно, сам того не понимая, перечислил некоторые предпосылки для наступления случая, так как он (случай) есть то, что началось задолго до самого случая.

Антон Чехов: «Беллетристика – покойное и святое дело. Повествовательная форма – это законная жена, а драматическое – эффектная, шумная, наглая и утомительная любовница».

С.: Оставим на совести классика. Может, зубы у него в тот момент болели?

И вновь Антон Чехов: «Сцена требует известной условности. У вас нет четвёртой стены. Кроме того, сцена – искусство, сцена отражает в себе квинтэссенцию жизни, и не надо вводить ничего лишнего».

С.: Вылечил зубы? И здраво мыслит. Во вчерашней постановке ничего лишнего не наблюдалось.

Французский писатель Антуан Ривароль (1753 - 1801): «Глупость, сопровождаемая музыкой, танцами, обставленная блестящими декорациями, – всё же глупость, но ничего большего».

С.: Ко вчерашнему действу отношения не имеет.

Фридрих Шиллер: «Всё то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас».

С.: Автор: Смутные, неясные ощущения водятся в потоке гармонических галлюцинаций. Надо их оттуда выхватить. Зритель: Во вчерашнем представлении громких слов не было, яркие образы поражали силой.

Виктор Гюго: «Театр – это страна истинного: на сцене – человеческие сердца, за кулисами – человеческие сердца, в зрительном зале – человеческие сердца».

С.: Вчера в стране истинного наблюдалось единение сердец.

Всеволод Мейерхольд: «Если ты начал читать пьесу – не делай перерыва. Если он получился, взяв её снова в руки, опять начинай с первой страницы. Я заметил, что верно оцениваешь пьесу, только когда читаешь её всю подряд залпом, в один присест».

С.: В один присест бывает не только чтение, но и само представление. Вчера было именно такое. И потому автор новелл с пониманием относится к необходимости их «урезания» во имя динамичного воплощения на сцене.

Не получилась полноценная театральная рецензия. Впрочем, играя в критика, серьёзное не напишешь. С другой стороны, мы все играем. Всю жизнь. Разные роли: жена, дочь, дедушка, начальник, депутат, подчинённый, продавец, покупатель, актёр, режиссёр, зритель. От игры надо получать удовольствие. В детстве мы поступали просто: неинтересно - бросили игру. Главное - не заиграться. А для этого надо включать на полную мощь самоиронию. Она лечит.

**

А теперь серьёзно. Следует сказать, что процесс подготовки представления начался в мае прошлого года. И всё это время я пытался представить как можно сыграть рассказанное. И не смог. Замечательную аудиозапись новелл ранее сделал актёр Архдрамтеатра Иван Братушев. В апреле прошлого года он и другой актёр театра Дмитрий Беляков прочитали новеллы в «Уютном доме». Зрители приняли их тепло. Возможно, ещё и потому моего воображения о возможной форме подачи материала труппой артистов не хватило. Руководитель театра и режиссёр-постановщик Ольга Владимировна Половцева справилась с этой задачей блестяще. Артисты театра воплотили замыслы режиссёра, наполнив роли эмоциями живых людей. И потому «игры» в вечер премьеры не было. Для автора новелл происходило чудо «оживления» дорогих его сердцу книжных персонажей. И зрители это почувствовали. Их вовлечённость в представление проявлялась в тишине. И она была не молчанием «заснувших» людей, а тишиной сопричастия, сопереживания, соучастия. И в этом огромная заслуга актёров и режиссёра. От души благодарю всех участников действа и восклицаю: «Браво!».

Александр Чашев

Снимок из фотоальбома АГКЦ - «Отцово наследство». 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (272)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20