Ажиотаж, вызванный намерением двух ВРИО срочно объединить Архангельскую область и Ненецкий округ, пробудил общественный интерес жителей НАО к проблемам поиска внутренних резервов для диверсификации доходной части бюджета округа, тотально зависимой от нефтяной отрасли. Стремительный обвал цен на нефть, вызванный мировой пандемией COVID-19, поверг в панику только что назначенного ВРИО губернатора округа Юрия Бездудного. Вдруг всем стало очевидно, что «с этим надо что-то делать». Причем срочно, а не просто болтать о диверсификации, как это повелось еще во времена губернатора НАО Игоря Кошина.
Свое видение ситуации я изложил в статье «Спор синицы с журавлем. Ненецкий округ должен доказать свою состоятельность». Диверсификации доходов НАО, а, правильнее будет сказать, диверсификации экономики округа, можно добиться либо использованием экстенсивных подходов, либо интенсивных. Лучше всего – сбалансированным сочетанием и того и другого.
К экстенсивным подходам я отношу «журавлей в небе», которых запускает бывший губернатор НАО, а ныне ВРИО губернатора Архангельской области Александр Цыбульский. Прежде всего, это «любимая игрушка» Цыбульского - проект «Порт Индига» в Ненецком округе с предложенной им же новеллой – ж/д «Индига – Карпогоры». К этим же подходам отношу и интересные предложения по перспективам развития Ненецкого округа, предлагаемые заинтересованными гражданами, публикуемые на странице сообщества «Команда НАО83» ВКонтакте. К категории этих самых «журавлей в небе» отношу отчасти и некоторые собственные идеи и предложения. В средне- и дальнесрочной перспективе при реализации этих проектов и идей возможно реальное появление в округе новых секторов экономики и новых субъектов налогообложения. Но в настоящий момент эти проекты и идеи не могут дать ответ на актуальные текущие вопросы жителей НАО: когда, сколько и какого уровня рабочих мест для жителей округа будет создано, сколько денег в доходную часть бюджета будут приносить эти проекты после их реализации.
К интенсивным подходам я отношу ревизию и оптимизацию уже имеющихся в округе экономических возможностей. Прежде всего это относится к сельскому хозяйству и сфере рыбодобычи, которые являются для жителей традиционными и понятными, и которые при правильном государственном и финансовом регулировании могут серьезно увеличить бюджетные поступления и быстро создавать новые рабочие места. Поэтому ниже речь пойдет об этих скрытых резервах с большим упором на рыбодобывающую отрасль округа.
В первой половине июля в России отмечают День рыбака. В НАО это общий праздник всех жителей. В отличие от прошлых лет в этом 2020 году как-то обошлось без помпезных отчетов, интервью и статей "штатных" рыбаков из Ненецкого рыбакколхозсоюза (НРКС) во главе с Алексеем Дитятевым в официальных окружных СМИ. Но без ставшего традиционным «выражения признательности рыбакам» от губернатора округа не обошлось и в этот раз. На своей странице ВКонтакте ВРИО губернатора Ненецкого округа Юрий Бездудный разместил небольшое поздравление и видео о своем скромном совместном «чаепитии» накануне праздника с председателями СПК РК округа. Забавное получилось видео, напополам с рекламным роликом «Рыбной лавки «Аргус». Подкупает прямо какая-то детская восторженность г-на Бездудного.
Смотришь этот ролик, и такое ощущение создается, что он только что узнал и о «знаковом предприятии округа» - НРКС, и о том, что на этом с позволения сказать «знаковом предприятии» работает «почти триста человек». И еще больше радостного удивления у г-на Бездудного вызвало уточнение Алексея Алексеевича Дитятева, что «эти триста – постоянные, а вот мы еще 22 человек сейчас берем». Надо полагать, временных. «Огромное предприятие!», - в восхищении восклицает ВРИО губернатора. С чего вдруг такой восторг Юрий Васильевич испытал? Вроде как уже с марта прошлого года был профильным замом губернатора. А АПК и рыболовство были направлениями его деятельности. И вроде бы должен бы уже знать, что в НРКС входит не восемь, а семь СПК РК округа. А восьмым его членом является очень мутное ООО «Ненецкий Рыбаксоюз», учрежденное этими самыми СПК РК.
Кстати, было бы интересно, что именно имел в виду Юрий Васильевич под «знаковым предприятием округа». Это «Рыбная лавка «Аргус», рекламный ролик которой составил половину продолжительности выложенного видео? Или это НРКС, не занимающийся производственной деятельностью, а являющийся некоммерческой организацией, «основной целью которой является «изучение конъюнктуры рынка», ну и лоббирование интересов СПК РК? Или что-то еще? Например, СПК РК «Аргус»? Поскольку в ином случае надо было употреблять множественное число и говорить о «знаковых предприятиях».
Еще накануне встречи Бездудному было бы неплохо полистать подшивку «Няръяна вындер». Она, как это ни странно, иногда тоже выдает «на гора» интересную информацию пытливому читателю. Например, из статьи «Вкусно – значит прибыльно» (Выпуск № 131 (20620) от 02.12. 2017) Юрий Васильевич бы и узнал о том, что в НРКС входят семь СПК РК, а не восемь. Узнал бы, что из 300-т работников, надо полагать из контекста, суммарно работающих в семи рыбакколхозах округа, 147 трудятся «на флоте». То есть в Мурманске. Из этой же статьи ВРИО ненецкого губернатора узнал бы и о том, что СПК РК «Андег», руководимый все тем же Дитятевым, имеет в Кармановке свою «производственную базу», которая, собственно, и производит всю потребляемую в округе и производимую всеми членами НРКС рыбную продукцию. Из этой же статьи Бездудный узнал бы, что на «производственной базе» «Андега», которую Дитятев в статье назвал «цехом», трудится аж целых 9 человек! Узнал бы, что СПК РК «Андег», как одно из крупнейших и стабильных хозяйств округа, почему-то владеет 17 рыбопромысловыми участками (РПУ) и поэтому «задает общий тон в работе всей отрасли».
Прочитал бы эту статью Бездудный и, глядишь, задался бы естественно возникающими у любого разумного человека, а тем более руководителя целого самостоятельного субъекта РФ, вопросами. Например, такими: «А сколько местных жителей из НАО трудится среди 147 работающих на флоте НРКС в Мурманске?». Или: «А сколько же из оставшихся 153 работников колхозов НРКС живет и трудится непосредственно в селах округа, и сколько из них являются производственными членами СПК РК, то есть являются реальными колхозниками с рабочими местами на селе, и сколько среди них «наемных» работников?». Ну и задался бы главным вопрос: «А сколько денег в бюджет НАО «дает» это «знаковое предприятие» за все подаренные округом «коврижки» в виде бесплатных квот на добычу морских и речных ВБР и лучшие РПУ?».
И, наверное, сильно удивился бы, услышав о том, что на флоте жителей округа практически нет. А единичные рабочие места, занимаемые жителями НАО, погоды в окружной занятости не делают. Еще больше бы удивился Юрий Васильевич, если бы узнал, что в колхозах НРКС жителей сел практически нет. А те из них, кто живет на селе, в основном председатели СПК РК и члены их семей, и немногочисленные колхозные управленцы. За исключением, пожалуй, самого «Андега», почти все члены которого живут исключительно в Нарьян-Маре, включая самого председателя, или за пределами НАО. А потом задался бы и вопросом: «А почему тогда СПК РК «Андег» владеет таким количеством лучших на Печоре РПУ?». Еще больше бы Бездудный удивился, увидев непропорционально скромные «вложениям» суммы поступающих в округ налогов от «знакового предприятия».
Может быть тогда и не выглядел бы ВРИО губернатора в опубликованном видео, о котором я написал выше, наивным и восторженным идиотом. Однако, отдадим должное Бездудному. Он, в отличие от одного из свои предшественников Игоря Федорова, назвавшего НРКС «системообразующим предприятием округа», градус пафоса несколько понизил.
При всем при этом не очень понятно, почему к Дню Рыбака в НАО высшие должностные лица округа посещают и чествуют всех ненецких рыбаков исключительно в лице «рыбопромышленников-монополистов», что для большей части рыбацкого сообщества НАО в силу известных для всех них вышеуказанных причин, как минимум, просто оскорбительно. Поэтому дарю Юрию Васильевичу идею встречаться на День Рыбака не только с председателями СПК РК из НРКС, которые сами давно уже, скорее всего, в руках и сети не держали, и рыбу лично не шкерят, а обязательно общаться с представителями всего остального рыбацкого сообщества Ненецкого округа. Хотя бы из «Рыбакохотсоюза НАО». Это было бы полезнее, так как в эту организацию входят и КФХ, и ИП, и окружные рыбаки-любители, имеющие огромные претензии к НРКС и массу вопросов к региональной власти. Причем предлагаю не ждать следующего года, а провести такую встречу незамедлительно. Поскольку предшественник Бедудного на посту губернатора НАО Цыбульский так и не выполнил своего обещания Николаю Безумову, председателю Правления Рыбакохотсоюза НАО, данное ему при всех на сессии окружного Собрания летом 2018 года, когда Николай Александрович неожиданно на пару месяцев стал окружным депутатом.
Недостаток «чествования» рыбных монополистов из НРКС достойно компенсировало сообщество «Говорит Вайгач» ВКонтакте, сделавшее перепосты нескольких прежних публикаций о «славном боевом пути» Дитятева и его НРКС. О чем-то я уже запамятовал, а что-то с интересом увидел впервые. По слухам из Ненецкого округа, Алексей Дитятев сильно «возбудился» от этих публикаций. И тому были причины.
Во-первых, от обнародованной Николаем Безумовым в его статье суммы выручки и чистой прибыли СПК РК «Андег», которым руководит Дитятев, за 2018 год. Эти цифры Николай Александрович нашел в открытых источниках. Выручка «Андега» в тот год составила 1 млрд. 617 млн. 760 тыс. рублей. Чистая прибыль (официальная) - 130 млн. 576 тыс. рублей. Дитятев, по свидетельству очевидцев, озадачено приговаривал: «Откуда он эти данные узнал, они же секретные!».
Во-вторых, Алексей Алексеевич, по словам очевидцев, впал в настоящую панику от статьи с красноречивым заголовком ««Убить дракона!» — Чтобы восстановить рабочие места в сельском хозяйстве НАО и навести порядок в окружной рыбодобыче, ВРИОГу Бездудному нужно «убить» Алексея Дитятева и его Ненецкий рыбакколхозсоюз». И при этом лихорадочно приговаривал: «Меня хотят убить, а мой бизнес – отобрать!». Видимо именно по этой причине, по информации из соцсетей, Алексей Алексеевич после этого перемещается по городу исключительно в сопровождении «охраны».
Понимаю «смятение чувств» г-на Дитятева. По своему опыту «борьбы за права колхозников» в бытность Уполномоченным по правам человека в НАО, знаю, что самой сложной задачей и для рядовых членов СПК РК, и для меня с моим статусом было получение хоть какой-то первичной информации о финансово-хозяйственной деятельности СПК РК, входящих в НРКС. В том числе, и получение общей открытой статистической информации о результатах такой деятельности. Чтобы ознакомиться с некоторыми первичными документами, которые правление должно ежегодно представлять своим колхозникам на ежегодных отчетных собраниях, одной из колхозниц СПК РК им. Ленина из Великовисочного пришлось даже обратиться в суд и выиграть его. После чего всего все СПК РК «приняли» положения о «коммерческой тайне», которыми фактически заблокировали своим членам, а тем более их законным представителям доступ к любой информации о финансово-хозяйственной деятельности своих колхозов. А окружная прокуратура никаких нарушений закона по моему обращению по этому факту не нашла.
Информация о всей рыбодобывающей отрасли, как впрочем и о всем сельском хозяйстве НАО, является в Ненецком округе самой охраняемой тайной и председателями СПК РК из НРКС, и департаментом природных ресурсов, экологии и АПК НАО (департамент ПРЭ и АПК НАО), и каждым из сменяющих друг друга в 21 веке ненецких губернаторов. Удивительно, но в 2020 году ни один из СПК РК НАО, ни НРКС не имеют ни полноценного сайта, ни хотя бы простенького сайта-визитки или официальной страницы в какой-либо из соцсетей. Господа рыбные монополисты! Это моветон по нынешним временам. Ни одна компания, позиционирующая себя как добропорядочное, открытое, законопослушное, социально ответственное предприятие, себе такого не позволяет! Так же себе не позволяет сокрытие открытых данных ни один приличный государственный и муниципальный орган в стране. Это я обращаюсь уже к администрации округа и к департаменту ПРЭ и АПК НАО. К тому же это грубое нарушение действующего законодательства. Но прокуратура НАО этого «в упор не видит». Поэтому департамент как плевал на это прежде, так и плюет по настоящее время.
Но времена все же меняются. За прошедшее десятилетие Правительство РФ не без проблем, но создало систему доступа к независимой (от дитятевых, гашевых и проч. «хранителей «коммерческой тайны») открытой информации для удобства бизнеса и граждан. Чем удачно воспользовался в своей статье Николай Безумов, и по его примеру ниже воспользуюсь и я, чтобы «вытащить из тени» на обозрение части хитро сплетенного Дитятевым его личного «рыбного бизнеса». Как говорится, пройдемся по всем этим «частям» по порядку и поищем в «тихом омуте» рыболовной отрасли НАО скрытые пока от широкой общественности резервы доходов Ненецкого округа.
Продолжение следует.
Борис Дульнев
Специально для ИА RUSNORD
Фото: Сергей Ермохин https://ermokhin.photographer.ru/static/upload/portfolio/pics/pictures/16/16439.jpg
Необходимо надёжное средство для потенции, которое приносит быстрые и хорошие результаты при минимальной нагрузке на организм? Ознакомится с обзором средств для мужчин можно воспользовавшись сайтом proktolog-hirurg.ru. Отзывы и подробное описание натуральных пищевых добавок.