Шок минувшей недели – в архангельском Молодежном театре проведена выемка документов. Или обыск - так привычней (и драматичней) обывательскому уху.
Вы можете назвать хотя бы одно имя из труппы театра (кроме дочки главного режиссёра)? Я – нет. И для большинства архангелогородцев это «театр Петровича», театр Виктора Панова. Он всё это придумал, он всем рулит и раскручивает, под его имя дают деньги. То есть, обыскали конкретно Виктора Петровича Панова, так это восприняла общественность. И не только творческая.
Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Архангельской области, проводившее вышеуказанное мероприятие, не могло этого не понимать и действовало с помпой. Настоящее шоу, только без масок и ударов актёрам берцами по почкам. Все другие элементы присутствовали – осмотр всех помещений театра (вплоть до гримёрок), видеосъёмка и фиксация предметов мебели, деталей декораций (вдруг уплывут налево), классика жанра - «всех впускать, никого не выпускать», отмена репетиций… да и вообще всего, что должно каждый день происходить в театре.
Итог – изъяты бухгалтерские документы за четыре последних года и жёсткие диски с компьютеров. С последними, по ходу, театр может распрощаться… у меня есть личный негативный опыт.
Чувствуете ассоциацию с «делом Серебренникова»? Там тоже всё началось с обыска и финансовых претензий, и только потом вспомнили, что это «не патриотичный» режиссёр. А помните, что сказал президент Путин по поводу показательных обысков у режиссёра? «Да дураки», - он сказал. И я до сих пор не уверен, что имелся в виду сам факт обыска у известного деятеля культуры. Возможно, Владимир Владимирович вспомнил опыт коллег по старой работе – забрали тихо в четыре утра, привезли в подвальчик на Лубянке… глядишь, он бы к шести часам уже и потёк… всех сдал вместе с кассирами «Гоголь-центра».
Для любого обыска нужен повод. У нашего УБЭП он более, чем странный - по имеющейся оперативной информации в ГУК «Архангельский молодёжный театр» по оперативным данным совершаются противоправные деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность. То есть, получается – мы у вас в бумагах пороемся, может, что-нибудь да найдём. И вслед – то, что вы ещё на свободе, всего лишь наша недоработка. Что вполне резонно, ибо у любого, кто занимается хозяйственной деятельностью, обязательно найдётся что-то, за что его можно привлечь. Было бы желание. Или команда сверху. Или собственная ретивость.
Мне этот принцип объяснил знакомый налоговый полицейский в середине 90-х. А мы тогда только и делали, что нарушали – все деньги, что приходили за производство телепередач или рекламных роликов, сразу пускали в валютный обнал - так тогда вся Москва делала. Момент был подходящий, расслабленный, за накрытым столом, и я тревожно спросил налоговика, когда за нами придут.
- А у вас какие суммы?
- Что-то около 25 000$ в месяц…
- Всё, расслабься и кури бамбук, ваша очередь через века три-четыре, раньше наши руки точно не дойдут.
Ну, а какие суммы крутились у Панова? Тоже смешные по сравнению с ВПК или лесопилкой.
Вообще такие невнятные предъявы от органов становятся чуть ли не системой. Неделю назад так же распространили пресс-релиз о якобы нарушениях в деятельности руководства одного архангельского МУПа (специально не стали публиковать, чтобы заранее не трепать имя уважаемого человека). С предложением к пострадавшим (если таковые имеются) от его действий обращаться с заявлениями туда-то и туда-то… а вдруг? Неделя прошла… и тишина.
Но в данном случае я могу предположить заинтересованность политических конкурентов. А здесь-то что? Панов ни в какие депутаты не рвётся (хотя с его узнаваемостью мог бы). Наоборот, поливает всех, кого хочет. Причём, на мой взгляд, не очень последовательно – вчера он обещал прийти к бюсту Сталина с ломом наперевес, а завтра протестует против переименования улиц, носящих фамилии красных палачей. Ну, что тут скажешь… импульс художника.
Моё личное отношение к Панову, скорее, негативное. Не как к театральному режиссёру (так и не довелось попасть на его спектакли, а отзывы слышал разные). Как к театральному деятелю – мне чужд этот уличный балаган на бюджетные деньги (добро бы, на спонсорские, вообще бы не волновало). Но это вкусовщина, о которой можно спорить в интернете, на страницах прессы, на телеэкране… но никак не на допросе у следователя.
Мне не нравятся человеческие качества Панова. Его хамство (об этом писал) - он ни разу не Фаина Раневская, чтобы умиляться. Его неблагодарность (и об этом писал) по отношению к людям, которые когда-то сделали ему добро… но потом политическая конъюнктура изменилась. Его стяжательство, угрозы всё бросить и уехать в Челябинск, пусть Архангельск загнётся в петросянщине (лично я даже не замечу). Но всё это ещё не повод… не повод и всё.
Кто мог натравить УБЭП на Панова? Вполне возможно, что это кто-то из обиженных им лично. Например, из уволенных сотрудников театра. Или бывших спонсоров-инвесторов-партнёров, с которыми разошлись пути-дорожки. Или высокоморальных горожан - из тех, кто в его фестивалях не видит ничего, кроме разврата. Последнее вдвойне опасно. Вспомните, как депутат Поклонская объяснила инициированную ею финансовую проверку на киностудии Алексея Учителя – меня мои избиратели попросили. В нашем же случае можно просто заявление в органы написать – подозреваем в финансовой нечистоплотности. И будут проверять… если, конечно, захотят.
Коллега Азовский выдвинул предположение, что наезд мог иметь признаки творческой конкуренции: «…в театральной среде, рассуждая про интересантов полицейской облавы на театр Панова, чаще всего упоминают фамилию Самодова — нынешнего директора Театра Драмы (позывной Цирюльник). У Самодова с Пановым открытый идеологический и хозяйственный конфликт — Самодову не перепадёт ничего от денег, которые Панов нашёл на фестиваль уличных театров у спонсоров. Вот и весь разговор». (ИА «Эхо севера»).
Я не поленился и позвонил Сергею Самодову (который за прошедшие два дня уже устал раздавать комментарии по этому поводу). Исполнительный директор Театра драмы им. Ломоносова лишь пожал плечами – у них с «молодёжкой» разные цели, задачи, художественные принципы. Да, зрители общие, в театры ходит один и тот же контингент, а выбор в Архангельске небольшой. Но он лично всей душой за культурное разнообразие, а то без конкуренции недолго и забронзоветь. И вообще, сам готов к чему угодно… мы в какой стране живём, с какими традициями?! (последнее я уже от себя)
Вот и Вероника Яничек, обожаемая мной министр региональной культуры:
— Я в шоке, я обескуражена, в моей практике подобное впервые.
Все за Панова, осталось только губернатору Игорю Орлову назвать действия силовиков…подобающим случаю именем.
А кто же тогда против?
Я готов поверить, что Панов не брал ни копейки. Но я также готов поверить, что он брал… причём не копейки. В первом случае потому, что творчески одержимые люди готовы работать себе в убыток. И во-втором… потому что Виктор Петрович такой же грешный человек, как и мы все.
Но…
Тут я подошёл к главному, из-за чего и взялся за этот материал.
На ток-шоу в студии НТВ, случившемся на пике скандала с Кириллом Серебренниковым, все только и говорили, что нет разницы, кого обыскивать, кого допрашивать, кого трясти – банкира или артиста, сталевара или режиссёра, завскладом или писателя, сантехника или учёного.
Я говорю – есть. Потому что банкиров сотни (если не тысячи), а Олег Табаков один. Ну и что, если у него на счетах обнаружились миллионы… он – СЛАВА, он – ЛЮБИМЕЦ большой нефтяной страны, а кто-то уже пустил слюни от зависти.
Я не о том, что надо прощать воровство, а только о более бережном подходе к людям, которые являются культурными и научными лицами России. Они тонкого душевного настроя, их струны могут легко оборваться. Тот же Виктор Панов… вдруг он только с виду брутальный матершинник, а внутри тонко чувствующий поэт. Оборвётся главная струна от грубого обращения - «у нас перед законом все равны» - и культура Архангельской области понесёт невосполнимую утрату (тьфу-тьфу-тьфу). Как после этого сотрудники УБЭП жить будут… или им пофиг?
Понимаю, что тезис спорный… но мой, выстраданный.
Леонид Черток
После ремонта любая квартира нуждается в генеральной уборке. Вы можете обратиться в клининговую компанию. Уборка квартир после ремонта в Москве цены вас приятно удивят. Высокое качество услуг, по доступной стоимости.