В начале июля 1907 года по железной дороге в Архангельск был доставлен первый в России автобус германской фирмы NAG. Официально автобусное движение было открыто 19 июля 1907 года.
Документы свидетельствуют, что инженер Н. Белый получил от городской управы концессию на «автобусное движение в городе» сроком на восемь лет. Дальние поездки на извозчике в Архангельске, который вытянулся вдоль Северной Двины более чем на десять километров, обходились горожанам очень дорого, поэтому появление нового транспорта было воспринято с энтузиазмом.
Скоро появились правила пользования автобусом, расписание и таблички с названиями остановок. В первое время сильно мешали движению металлические крышки водопроводных колодцев, поэтому потребовалось немало усилий для выравнивания мостовых. К сожалению, первые архангельские автобусы «прожили» недолго: в ночь на 14 октября 1907 года они сгорели во время пожара. Но через две недели прибыли другие, и автобусные пассажирские перевозки в Архангельске продолжилось.
В настоящее время в столице Поморья проводится работа по модернизации автобусного сообщения: проведено исследование маршрутной сети, в диалоге с Ассоциацией автотранспортников Архангельской области было принято решение внедрять новую маршрутную сеть поэтапно – несколькими лотами. Уже разработана документация для проведения аукциона на заключение муниципального контракта по обслуживанию нескольких городских маршрутов. Аукцион по первому лоту будет объявлен до конца лета, по результатам будет проведен анализ, доработка документации, и затем уже в 2018 году состоятся аукционы по остальным лотам.
Нововведения маршрутной сети предполагают исключение дублирования маршрутов, а также преимущественно обслуживание автобусами большой и средней вместимости. Подготовка документации для проведения аукциона проведена с учетом всех нюансов законодательства, что создает равные условия для всех потенциальных участников. Основным критерием отбора при заключении первого муниципального контракта станет наличие необходимого парка современных низкопольных автобусов, отвечающих требованиям качества перевозок и статусу города Архангельска как областного центра.
(по материалам пресс-службы мэрии Архангельска)
(на фото: не первый архангельский автобус... но что-то на него похожее)