Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Денег нет, но вы воюйте. Рецензия на фильм «Контрибуция» Сергея Снежкина

Я бы хотел назвать рецензию на этот фильм «Как мы прос…и Россию». Но воспитание не позволило… и прочие условности.

Вообще-то смотреть фильмы с участием бывшей сладкой парочки Матвеев-Боярская (Макс-Лиза) в нашем кругу считается моветоном. Особенно в последнее время… как будто присутствуешь при семейной сцене полуодетых людей, зная, какие они оба в неглиже.

Отягощает ожидание выбранный жанр – исторический детектив. После Акунина какой-то Юзефович не тянет. Особенно при анонсе «про Гражданскую войну». Это в моём детстве было всё просто – неуловимые мстители всех победят-постреляют, потому что за ними правда. Да, был один эксперимент с симпатичным белогвардейским поручиком в исполнении Высоцкого («Служили два товарища»), смерти которого сочувствовали. Но и тот погиб из-за того, что был эгоистом-индивидуалистом, когда все «красные», хоть пролетарии, хоть интеллигенция, вылитые Д Артаньяны.

Времена нынче другие, в том числе и кинематографические. В моде те же лубки, та же историческая клюква, только теперь чаще «красные» являют собой мировое зло, когда беляки – сплошь романтические герои, которым всё равно – что Ассоль увезти из паршивого городишка, что императора у большевиков отбить. Да вы вспомните «Господ-офицеров», и всё станет понятно.  

Немного успокоила фамилия режиссёра – Снежкин. Тот самый, из подающих надежды перестроечников, что ворвались в советский кинематограф с жареными на тот момент темами. Этот опустил разом весь комсомол («ЧП районного масштаба»). Правда, классиком не стал (как и Пичул, и Кара…), так и остался «интересным режиссёром». Но и то хлеб в наше бесталанное время… хоть поругать есть за что («Похороните меня за плинтусом»).

Несмотря на всю свою эпичность (18-й год, Гражданская война, судьба России на кону… и прочая шняга), «Контрибуция» - фильм камерный, двух с половиной часовое действие происходит в двух залах генерал-губернаторского особняка. За исключением нескольких выходов во двор, где периодически кого-то расстреливают, и в подвал, где пытают-мучают то голодранцев, то купцов… революция, короче. Такие эксперименты подразумевают сильный актёрских состав (раз уж сэкономили на батальных сценах), как, например, в «12» Никиты Михалкова. Увы, на Гармаша-Маковецкого мощей (авторитета?) у Снежкина не хватило. Однако на экране вполне солидный набор актёров второго эшелона, пришедших в большой кинематограф как раз к тому моменту, когда костюмная классика практически закончилась, Островский-Лесков вышли из моды. Вот они и оттягиваются, на лица известные, на фамилии – не так, чтобы очень. Но и Ленфильм не Мосфильм… это я вам говорю.

Теперь к сюжету. У молодого генерала-скороспелки (27 лет, в 16-м был всего капитаном) непростая задача – добыть денег на победу над большевиками. Это мужики да матросня грабят-реквизируют, у дворян тоже самое называется куда приятней для слуха – контрибуция.

КОНТРИБУЦИЯ (от лат. contributio) - денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны.

Стоп, скажет въедливый зритель, какие в 18-м году могли быть победители, когда ничего непонятно, когда страна катится в тартарары?! В том-то и суть, молодой генерал пытается слупить в богатейших людей уездного города предоплату за своё «крышевание». Извольте отстегнуть, иначе красные вернутся, всё окончательно отберут, а вас опять в подвал. Причём деньги выбивают жёстко, почти как в 90-х, только вместо утюга на живот двадцать «горячих» плетью по спине. Тоже… бодрит.

Для меня это главная канва сюжета. Купцы-миллионщики, пусть и излишне карикатурны, но точны в исполнении, тут и из «Бесприданницы» кого найдёшь, и из «Угрюм-реки». Предложение добровольно поделиться богатствами для святого дела спасения Отчизны они встречают гомерическим хохотом. Не верят в победу? Не верят ни во что, кроме денег. «В Гражданской войне прибыли не будет», - вот и вся философия. Причём они же понимают необходимость перемен, перевод замшелого русского самодержавия к европейской парламентской демократии. Но – «Вместо хирурга пришёл живодёр», - вот вам и окончательный диагноз.

Ну, а дальше апатия, безверие – «пропади всё пропадом, уеду… в Китай». Для меня всегда было загадкой, что их так полудикий на тот момент Восток манил, когда весь Запад был к услугам белой эмиграции? Причём говорит не какой-то штабс, способный только такси по Парижу водить, а известный предприниматель да с заначкой (что мы выясним в конце фильма).

Но больше всего у меня сомнений именно к подобным настроениям у прогрессивного купечества. Как будто сели на машину времени и, минуя НЭП, заглянули сразу в эпоху Большого террора. 18-й год отнюдь не 20-й, ещё непонятно, чья возьмёт, авторы сценария явно погорячились. Впрочем, как и декораторы с лоском интерьеров, которые только-только отбили у большевиков. И костюмеры с отутюженностью мундиров, тоже не по ситуации. Та самая историческая правда, к которой с небрежностью относятся в современном (и не только российском) кинематографе.

Ну вот, я и написал о главном, что мне показалось в «Контрибуции». Но там ещё две линии – любовная и детективная.

Первая меня серьёзно расстроила. Потому что высосана… даже не из пальца. Генерал-«скороспелка», красавец-интеллигент, не признающий на словах жестокость, недрогнувшей рукой посылает на расстрел барышню, изменившую ему с красным следователем (барышня, кстати, никакая, ни внешне, ни содержательно, так я и не понял, из-за чего страсти). Вроде, и можно оправдать драматичностью момента – на кону спасение России, а следак морально потёк и перестал искать похищенное сокровище (детективная интрига незатейлива, поэтому не буду её расшифровывать), надо его как-то взбодрить. Но за пару часов до этого он отказывается от куда более роскошного тела купеческой вдовы (Боярской… представляете, как выглядела барышня), предложенное ему с благодарностью, но за деньги. Пытаюсь сложить две эти сцены в один образ… никак не складываются. Циник не может быть одновременно романтиком, никогда такого не встречал. Особенно в условиях такой исторической вседозволенности.

Тоже и в красном следователе, когда-то сокурснику генерала по военному училищу. Изменил собственному классу… ну понятно, такое бывало. Изменил выбранной профессии под воздействием романов о Шерлоке Холмсе… тоже случалось. Но в самом начале сделана заявка на интригу – этот Мурзин владеет джиу-джитсу, одним тычком пальца успокаивает громилу-матроса (очередной отсыл к незабвенному Эрасту Петровичу, главному герою акунинских романов, в этом образе от него в избытке, начиная с исполнителя роли). Ну, думаю, он всем ещё покажет, особенно когда жену расстреливать повели… ничего подобного. Только коньяк глушит и довольно неумело играет опьянение. Неинтересно.

Своим кинематографическим чутьём (а его не пропьёшь, уж поверьте) я как-то быстро распознал, кто спёр бриллиант. Но не скучал, диалоги построены очень даже живо, с юморком, что сегодня редкость. К тому же есть над чем подумать. Например, белые освободители, которые в новой исторической трактовке герои и самопожертвователи. Но конкретно в этом кино они расстреливают даже не по спискам, а по одной национальности – десять китайцев, двадцать латышей… . Что соответствует исторической правде, впрочем, как и зверства красных, но показанные уже в другом фильме.

В итоге мысль – в Гражданской войне не только прибыли не бывает, но и приличных людей. На этом и остановимся…

Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (293)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20