Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Ненецкий самодур

 

Самодурство - это национальное бедствие России. Нет, пожалуй, у нас города или района, где не правят бал местные царьки, потерявшие ум, совесть и стыд. Из-за них гибнут люди, распадаются семьи, разваливаются предприятия, а они как ни в чем ни бывало продолжают наживаться на чужом горе...

Алексей Алексеевич Дитятев - глава «Ненецкого рыбакколхозсоюза», член окружного политсовета «Единой России», один из самых богатых людей НАО (ездит на самых дорогих машинах и отдыхает на самых дорогих курортах). Это одна сторона медали.

Другая сторона: вымирающие рыболовецкие поселки, нищенские зарплаты колхозников, полная разруха и деградация. Словно, паразит въелся в тело Ненецкого округа и сосет из него последнюю кровь.

Впрочем, обо всем по порядку...

  

Халява по жизни

По рассказам односельчан, в молодости господин Дитятев отличался, помимо запойных гулянок, постоянным стремлением проехаться на чужом горбу. Даже на колхозных сенокосах заставлял ребят помладше за сигаретку трудиться вместо себя любимого.

Колхозники, что постарше, сетуют, что пьянство и жажда халявы были для Алеши компенсацией природной слабости характера  и интеллектуальных способностей. Так бы и мыкался наш герой по жизни, без перспектив на будущее, если бы не родственные связи. Его дядя, Николай Дитятев, был  председателем сельскохозяйственного производственного кооператива рыболовецкого колхоза (СПК РК) им.Ленина, профессиональным рыбаком и управленцем, которого люди уважали и ценили. Взяв недоросля на поруки, Николай Семенович стал покрывать и продвигать его по карьерной лестнице. Когда Алексея за неуспеваемость и аморальное поведение выгнали из АЛТИ, дядя помог ему восстановиться. Затем стал готовить на свое место. Как поговаривают старожилы рыбколхоза, и после окончания института по строительной специальности, Дитятев ума большого не прибавил. Толком в колхозе ничего не построил, да еще по привычке воровал идеи у других работников, выдавая их за свои.        

В начале 1990-х Алексей Алексеич наконец-то смог занять место дяди, став председателем рыбколхоза. Получив контроль над богатейшим рыболовецким предприятием НАО, Алеша, как говорят в народе, окончательно сошел с петель. Самодурство, приумноженное  пьянством, довело беднягу до крайней степени помрачения сознания.  

Запои у Дитятева стали прогрессировать. Бывало, на колхозных собраниях СПК им.Ленина, участники задавали вопрос: «почему колхозника лишь за один прогул увольняют, а председателя и за целых три - не трогают». Вопрос, надо сказать, риторический, ибо напивался Алексей Алексеич до животного состояния с теми же самими работниками, которых потом  увольнял за пьянство. В «запойные дни» председатель колхоза предпочитал скрываться от людей, донельзя расстраивая своих родителей. Маменька нашего героя бегала по Великовисочному, разыскивая заблудшего сына, а жители качали головами: «вот ведь как наш начальник родную мать позорит!».

Закодированный

Бороться с жуткой страстью решили «кодировкой». Кодировали - зашивали раз десять, и то с переменным успехом. Был случай, когда Дитятев «по пьяной лавочке» провалился в зазор между двумя суднами на пристани в Нарьян-Маре. Дело было осенью, и не суждено бы нашему герою здравствовать ныне, если бы Анна Берлякова не услышала крики тонувшего председателя. Воскликнем следом за Некрасовым: «Есть еще женщины в русских селениях!» Анна держала 100-кг Дитятева на протяжении 5 минут, пока не подоспела помощь.  Сейчас «Шишка» (сельское прозвище А.Д. - ред.) обещает «похоронить» ее брата депутата Заполярного района Николая Безумова, впрочем, чувством благодарности Дитятев никогда не отличался.    

Срываясь в очередной «штопор», председатель колхоза добивал свое, и так не совсем крепкое психическое здоровье. Последствия не заставили себя ждать. Алексей Алексеич получил хронический тремор рук, начал сильно заикаться, путаться в мыслях, речь стала невнятной. Вдобавок ко всему, такие заметные и ранее качества Дитятева, как вспыльчивость, мстительность, лицемерие, подозрительность, вранье приобрели поистине патологические формы.

Свои внутренние проблемы председатель колхоза стал вымещать на работниках: увольнять с работы, угрожать и запугивать за малейшую критику, да и просто унижать людей, которые отдали СПК Ленина всю свою жизнь.

Очень вероятно, что, будучи рабом алкоголя, «Шишка» захотел быть рабовладельцем. В пропитом мозгу стали созревать бесовские планы, как из ненецких рыбколхозов сделать источник личного обогащения. Сами колхозники, естественно, в расчет не брались. Анархия 90-х годов давала фору таким, как Дитятев, и он ей воспользовался, пройдя сапогами по душам и судьбам людей...

К власти... через трупы

Глава «Архангельского рыбакколхозсоюза» (АРКС) Дмитрий Волынец знал о запоях председателя Дитятева, даже присылал своего человека, чтобы снять пьяницу с должности, дабы не позорить рыбсоюз. «Шишке» тогда повезло. В день общего собрания колхозников, когда рассматривался вопрос о смене председателя, Дитятев напился до умопомрачения и заснул под мостом в Великовисочном. Собрание отменили, а Алексей Алексеич потом «в слезах и соплях» вымаливал у Волынца прощение.  

В 97-м году председатель СПК РК «Андег» Евгений Берляков высказал мысль о том, что неплохо бы ненецким рыбколхозам отделиться от «Архангельского рыбакколхозсоюза» (АРКС). Поддержали его и другие председатели. Неумеха Дитятев, всегда смотревший в рот профессионалу Берлякову, идеей заинтересовался и начал ее активно лоббировать. Благо главой НАО тогда был лепший друг «Шишки» Владимир Бутов.

Так возникла независимая от АРКС структура - некоммерческое объединение «Ненецкий рыбакколхозсоюз» (НРКС) во главе с незабвенным Алексей Алексеичем. Параллельно «Шишка» пролез в председатели «Андега» (умницу Берлякова забрали на повышение). В тот момент Дитятев и начал продвигать идею объединения 7 ненецких рыбколхозов в рамках договора о совместной деятельности (ДСД). Простые колхозники и не предполагали, какой бедой это для них обернется. Договор простой и одновременно циничный: вносим все свои материальные ресурсы, делим на равные доли, и перечисляем на них полученную прибыль. Т.е. я вношу 1 рубль, ты - 9, а прибыль делим пополам. Крайним в такой ситуации естественно оказывался самый богатый колхоз - СПК им. Ленина. Дитятев понимал, что председатель СПК, умный и многоопытный Алексей Просвирнин, не подпишет столь кабальный договор. Тогда на председателя стало оказываться давление, распространялись нелепые слухи о разбазаривании колхозных средств и т.д. Через некоторое время Просвирнин был обнаружен мертвым. Отец пятерых детей, добрый и спокойный человек, по версии следствия, сел в лодку, выплыл на середину реки, аккуратно разделся и, привязав камень, утопился. По Великовисочному пошли недобрые разговоры. Жена покойного - Ольга Просвирнина - говорила, что муж не мог покончить жизнь самоубийством. Но вскоре она уехала из НАО в Архангельск, в селе поговаривают, что этому помог сам Дитятев.

Место председателя СПК им. Ленина занял однофамилец «Шишки» Александр Владимирович Дитятев. Человек безвольный и полностью подчиненный А.А.Дитятеву. Жители его даже прозвали: председатель № 4 - четвертый после «Шишки» и его замов.

ДСД, конечно, был подписан, а Алексей Алексеич получил полный контроль над СПК им. Ленина и другими колхозами. Параллельно создаются также подконтрольные Дитятеву компании: ООО «Аргус», ООО «Ненецкий рыбаксоюз» с регистрацией в Мезени (не путать с некоммерческим объединением), подразделение СПК «Андег» в Мурманске. Брат «Шишки» Алексей Николаевич Дитятев создает в Мурманской области ООО «Баренц-Био».

Экономические махинации клана Дитятевых заслуживают отдельного разговора. В нашем повествовании отметим лишь, что СПК Ленина после заключения ДСД стал терпеть убытки и деградировать: в поселке разрушалась инфраструктура, вымирало население, молодежь либо спивалась, либо пыталась уехать на большую землю.  

Дитятевский «Андег» превратился в некое ЗАО «Рога и копыта», куда стекались ресурсы других колхозов. Сам Дитятев в разговорах с жителями Великовисочного «гнул пальцы»: «Не б-бойтесь, м-мужики, еще чуть-чуть и з-заж-живем как в Эм-м-иратах». Когда мужики переставали верить, «Шишка» менял тактику: «Г-гос-сударство во в-всем в-виновато, в стране разруха, б-бес-с-предел» - и это в то время, когда в России шел мощный экономический подъем.

Вскоре при странных обстоятельствах в колхозе погиб еще один человек. В том время за горючно-смазочные материалы в СПК им.Ленина отвечал Александр Чепурный. Человек искренне добрый и порядочный и не подозревал, что руководство может использовать его в темную. В ходе проверки в колхозе обнаружилась огромная недосдача бензина, речь шла на миллионы. Дитятевы начали все валить на Александра: «воруешь, гад!». Саша, выпивая с мужиками, чуть не плакал: «да если бы я столько своровал, то разве так бы жил?!». А еще говорил, что повесится, так как не знает, чем возмещать предъявленный ущерб. Когда он удавился, оставив жену с двумя сыновьями, старики Великовисочного перекрестились: «Помянет тебе, «Шишка», Господь вся беззакония твоя!».

Тем временем, завгаражом СПК им. Ленина Гена Торопов, правая рука Алексея Алексеича и главный потребитель ГСМ, начал выстраивать в Нарьян-Маре двухэтажный кирпичный коттедж стоимостью не в один миллион.

Дитятев явно не скорбел по погибшим, а еще любил приговаривать: «Зд-д-десь в-в-все м-м-ое, я з-зд-десь х-хоз-зяин!»

Я з-зд-десь х-хоз-зяин

Росло благосостояние «хозяина», нищали рыбколхозы. Но в народных глубинах стал созревать протест. Русский протест - когда живущие по совести начали обличать бессовестного. В 2005 г. колхозники СПК Ленина решили избрать нового председателя, чтобы прекратить разорение родного села. Инициаторами выступили ряд пенсионеров и работников колхоза во главе с Николаем Безумовым и Владимиром Коровиным. Но оказалось, что демократические процедуры являются для самодура тем же самым, что и красная тряпка для быка. Почувствовав, что его безраздельная власть может пошатнуться, Дитятев запаниковал. Верный пёс «Шишки», телохранитель Саша Палешев (личность достаточно темная) посоветовал шефу решать проблему силовыми методами.    

Они подошли к Безумову и Коровину на берегу  реки Виска в Великовисочном и начали угрожать. Дитятев, хоронясь за Палешева, брызгал слюной: «Вы ч-ч-ё т-тут в-в-оду м-м-утите?!! П-проб-блем что-ли захотели? Я в-всех к-купил, я на р-реке хоз-зяин!!». Палешев предлагал пройти за сараи, чтобы разобраться без свидетелей. Грозили «похоронить» детей и т.д.  На все угрозы Владимир и Николай спокойно ответили: «Мы имеем полное право обратиться за помощью к властям, а именно к председателю Окружного собрания и главе местной Единой России Игорю Кошину». Услышав его фамилию, Дитятев побагровел: «да плевать я хотел на Кошина! Если надо, и с ним поговорим!» 

После этой беседы угрозы продолжились. «Шишка» унизился до того, что начал распускать слухи про детей и родителей Коровина. Впрочем, как вы помните, вранье и мстительность у запойного Дитятева приобрели поистине патологические формы.

Отметим, что правоохранительных органов председатель НРКС тоже никогда не боялся. «Я и-их куп-пил!», - любил бахвалиться он. Купил ли их «Шишка» на самом деле, мы не знаем. Но то, что наша доблестная Фемида закрывала глаза на проделки Дитятева - это факт.

Все колхозники демократическую (подчеркнем это слово!) инициативу Безумова и Коровина поддержали. Инициативная группа решила выдвинуть в кандидаты председателя СПК им. Ленина доярку Екатерину Чепурную - жену погибшего Александра.  Реакция Дитятева не замедлила себя ждать: Екатерину припугнули так, что она исчезла на два месяца из Нарьян-Мара в разгар доильного сезона, а потом на отрез отказалась от любого участия в выборах. Вскоре она и вовсе вышла из рыбколхоза и уехала из села.

Гораздо более интересная история случилась с членом кооператива СПК им. Ленина Николаем Свальбовым. Колхозник просто написал заявление с просьбой предоставить ему устав родного колхоза и еще ряд документов, которые обязаны выдавать по первому требованию.   

Вскоре Николаю позвонил председатель колхоза А.В.Дитятев: «нужно срочно явиться в Нарьян-Мар!». Колю посадили на колхозное судно (специально отряженное для этого дела) и отправили из Виски в столицу НАО, попутно накачивая водкой. В Нарьян-Маре его привезли на базу, где уже были А.А. Дитятев, Палешев и вся их бригада. Мужика начали прессовать по полной программе. В бессознательном состоянии Свальбова заставили написать маляву: «Коровин и Безумов под страхом смерти потребовали от меня заявление об истребовании устава колхоза и других документов». Затем «Шишка» и компани приволокли Колю в отделение милиции. Заявление Свальбова не приняли по причине его невменяемости, но Дитятев ничтоже сумняшесе отослал заяву в УВД по почте. Протрезвев, Николай пошел в отказ: «Никакого вымогания со стороны Безумова и Коровина не было». Дело не возбудили, а на дитятевский беспредел опять закрыли глаза.

Еще одного потенциального кандидата - директора молокозавода Надежду Шалькову  Дитятев решил взять не ремнем, так пряником. Критиковавшая ранее главу НРКС Шалькова резко сменила гнев на милость, а параллельно въехала в новую квартиру в Нарьян-Маре (ходят слухи, ссуду на жилье выдал именно Дитятев). Сейчас невестка Шальковой работает в офисе у «Шишки». Неудивительно, что собрания колхозников вымирающего СПК Ленина проходят сейчас абсолютно тихо и спокойно - секретарем там трудится незабвенная Надежда Петровна.

Таких прикормленных или запуганных людей у Дитятева - сотни. Запуганных, конечно больше.

                                                      На воре и шапка горит

Мудра русская поговорка: «на воре и шапка горит». Когда «Шишка» почувствовал запах гари над головой, то сразу понял, что нужно срочно поправлять свою подмоченную репутацию. При губернаторе Баринове Дитятев и слова не мог пикнуть, ибо Алексей Викторович обещал в кратчайшие сроки решить проблему с «рыбным королём». Говорят, когда Баринова арестовали, Дитятев скакал от радости: «м-меня х-хотел пос-сад-дить, а с-сам с-сел!». Вскоре у Алексея Алексеича возникла «любовь» с госпожой Ломакиной. Не будем сейчас вдаваться в подробности, как из команды Баринова и Кошина Ломакина перебежала в другой лагерь. Интересней другое: Дитятев, которого ранее за версту не подпускали к «Единой России» (дабы не портить реноме главной партии страны), вдруг получает партийный билет, да еще вводится в окружной политсовет. Спрашивали об этом у местных экспертов, отвечают загадочно: «Дитятев Ломакину греет», - понимай, как хочешь.

А еще Алексей Алексеич решил угодить Богу. То ли совесть замучила, то ли решил заслужить репутацию православного благотворителя. Не учел «Шишка» одного - Господа не подкупить. На строительстве храма в Великовисочном, на которое Дитятев направлял колхозные деньги, покончил жизнь самоубийством один из строителей. Взял и перерезал себе горло. И опять старики Виски перекрестились: «Бог поругаем не бывает! Не искушай Господа лицемерием своим и неправедными деньгами».      

На этом, пожалуй, окончим наше повествование. Хотя накопилось слишком многое. Из-за самодуров Дикого и Кабанихи покончила жизнь Екатерина в «Грозе» Островского. Она погибла, а они остались жить и продолжили издеваться над людьми. Продолжает хорохориться и Дитятев. Недавно даже получил золотую медаль за вклад в развитие сельского хозяйства (!). На колхозные деньги «Шишка» заказывает вертолет, чтобы свозить своих мурманских дружков (которым продает колхозную квоту) поохотиться на диких гусей. Покупает машины за несколько миллионов и квартиры в разных городах. А пенсионеры Великовисочного долбят ломами уголь для отопления домов. И это в 21-м веке.

Владимир Кузнецов  (Москва - Нарьян-Мар - Архангельск)


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (213)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20