В Ненецком округе есть три источника доходов - нефтянка, бюджет и сельское хозяйство. Причем еще лет 30 назад - без грамма добытой нефти - округ жил и развивался, а рыболовецкие колхозы - все сплошь были миллионерами.
Куда сегодня уходят эти миллионы, почему ненецкие колхозники получают всего по 6-7 тысяч руб. в месяц, а бюджет продолжает отстегивать колхозам многомиллионные дотации и льготно налогооблагать, если квоты на вылов ценных пород рыб нисколько не сокращались, а прибыль в этом бизнесе сравнима с нефтяной?
В среднем на выделенных ненцам квотах для вылова рыбы в северных морях, по оценкам экспертов, можно заработать «чистыми» от 500 до 600 миллионов рублей в год.
Удивительно, но на фоне таких сумм рыбаки в ненецких деревнях - самые бесправные и низкооплачиваемые трудяги. Производство на территории округа практически исчезло, а даже «непрофильные» для колхозов коровники, которые обеспечивали местное население молоком и мясом, и те практически уничтожены. Вся прибыль плавно перетекает в другие регионы и на счета огромного количества фирм, аффилированных или даже зарегистрированных на родственников владельцев ненецкого рыбацкого объединения колхозников.
До некоторого времени даже депутаты окружного Собрания и не подозревали о таких цифрах, а официальная статистика не велась. Впервые вопрос о странности огромных бюджетных дотаций ненецким рыболовецким колхозам поднял экс-губернатор НАО Алексей Баринов. Но буквально через несколько месяцев натолкнулся на яростную агрессию со стороны федерального центра, и вскоре был отстранен от должности по ложным обвинениям, которые потом так не нашли своего подтверждения.
После отстранения Баринова дотации из бюджета «сирым» колхозникам продолжились, продолжился и северный завоз топлива в колхозы, которое ими используется для оказания платных услуг по отоплению объектов социальной сферы. Продолжается и практика «бедственной» нищеты в отчетностях рыболовецких колхозов, требующих от бюджета новых налоговых льгот.
В конце девяностых ненецкие рыбаки «с боем» откололись от Архангельского «Рыбакколхозсоюза» и ушли в свою автономку, где в результате нескольких типичных для страны манипуляций попали под контроль одного клана. С 2008 года аграрии НАО переходят обратно в сферу поморского АПК, и уже перед новым архангельским губернатором встает вопрос поиска финансовых резервов при формировании очередного бюджета объединенного субъекта.
Каким способом пролетают мимо казны и жителей НАО, а теперь и Архангельской области, налоги и бюджетные деньги, сравнимые с налоговой отдачей от трех «Севералмазов», попытались выяснить журналисты газеты «Выбор НАО» и депутат в окружном ЗАКСе от поселка Великовисочное Николай Безумов.
Еще лет 20-25 назад село Великовисочное - родина главного (!) производственного предприятия во всем Ненецком округе - рыболовецкого колхоза СПК РК им. В. И. Ленина - было многолюдным и богатым. Колхоз имел свои морские суда, которые ловили рыбу в Баренцевом море. Был хорошо поставлен вылов рыбы на внутренних водоемах, прежде всего на Печоре. Работали рыбоперерабатывающий цех и животноводческие фермы. Имелось много техники, которая была хорошим подспорьем не только в колхозном хозяйстве, но и в домашнем хозяйстве колхозников.
Какова ситуация в Великовисочном и СПК РК им. В.И.Ленина сейчас? Количество колхозников, то есть производственных членов СПК РК, составляет всего несколько десятков человек против нескольких сотен в 90-е годы. Село стареет, спивается и вымирает. Колхоз едва сводит концы с концами, затыкая свои финансовые дыры дотациями из бюджета округа.
Средняя зарплата, по словам колхозников, составляет 6-7 тыс. рублей в месяц. И это при том, что средняя заработная плата по округу превышает 30 тысяч рублей в месяц. В настоящее время в хозяйстве закрыт коптильный цех, не работает пилорама, давно не работает баня. Рушится берег, а колхозная электростанция, расположенная на этом берегу, вот-вот окажется в реке. Несколько лет назад ветром были повалены десятки столбов линий электропередачи, и только благодаря стоявшей на тот момент теплой погоде не были разморожены системы отопления в школе, в интернате, в ДК и других зданиях и на объектах. На сегодняшний день в деревне Тошвиска нет молочного стада - его вырезали несколько лет назад. Безработица. В деревне Щелино - безработица. Молочное стадо также вырезано - осталось несколько голов молодняка на откорм. Скот уничтожен там, где сама природа создала условия для выпаса животных и заливные луга для заготовки кормов.
Похожая ситуация и по всем остальным селам - бывшим базам рыболовецких колхозов - миллионеров.
Почему это так
Все это стало результатом деятельности руководства СПК РК им. В.И. Ленина под председательством А.В.Дитятева, Правления и ревизионной комиссии колхоза. Особенно колхозные экономические проблемы усугубились после вступления СПК РК в некоммерческую организацию «Ненецкий рыбакколхозсоюз», бессменно возглавляемый председателем СПК РК «Андег» А.А.Дитятевым. Именно он стал фактическим хозяином СПК РК им. В.И. Ленина, да и большей части других рыболовецких колхозов. Не скрывая самодовольства в общении с сельчанами, да и не только с ними, он любит утверждать, что он «на реке хозяин». Он солирует на всех общих собраниях колхоза, хотя имеет лишь право совещательного голоса. Он решает и приказывает колхозному руководству, кого брать на работу, а кого увольнять, что продавать и как делить прибыль, как распределять квоты и рыбоучастки для вылова на реке и внутренних водоемах. Все колхозное руководство фактически является его марионетками. А многие колхозники находятся в страхе. В деревнях стали не редкостью случаи физического насилия или шантажа».
Схема перераспределения финансовых потоков и увод их с поля зрения бюджета
Вступив в Дитятевский «рыбакколхозсоюз», 7 колхозов потеряли самостоятельность в силу кабальных условий договора о совместной деятельности. По договору все внесли свое имущество - суда, кто больше, кто меньше - и теперь не могут выйти из этого договора, забрав свое имущество. Оказалось, что теперь они имеют право лишь на 1/7 долю в любом имуществе, и забрать хоть один, но целый тральщик, им не позволяют условия договора.
Управляет всеми финансами и договорами в рамках совместной деятельности Дитятев и его колхоз СПК РК «Андег».
Потому то на фоне умирающего и разоряющегося СПК РК им. В.И. Ленина «Андег» выглядит просто великолепно по всем экономическим показателям, а его председатель А.А. Дитятев публикует про себя победные реляции и здравицы в местных СМИ, получает всяческие общественные премии и награды в качестве «передовика капиталистического производства».
В качестве объяснения своих успехов, лидирующего положения среди других рыболовецких колхозов и их председателей, преуспевания СПК РК «Андег», Алексей Алексеевич любит попенять колхозникам и их председателям на их малоумие, на лень и безынициативность, на пьянство и нежелание работать.
В соответствии с ДСД промысловые квоты, получаемые рыболовецкими колхозами, должны вылавливаться СПК РК «Андег» и ООО «Ненецкий рыбаксоюз». Квоты не вылавливаются полностью. Вместо этого А.А.Дитятевым заключаются совместные договора с другими рыболовецкими фирмами, которые находятся в г. Мурманске. Почему Алексей Алексеевич отдает (продает) квоты этим фирмам? Ответ становится понятным на примере одной из них, ООО «Баренц-Био». Одним из учредителей ее является Алексей Николаевич Дитятев, двоюродный брат Алексея Алексеевича, проживающий в Мурманске, - приводит данные Николай Безумов. ООО «Баренц-Био» покупает в 2006 году пароход МРТК-0708 и заключает договор с СПК РК «Андег» по вылову морских биоресурсов с переуступкой общей доли промысловых квот членов ДСД. Остальные фирмы также в числе учредителей имеют либо Алексея Николаевича, либо самого Алексея Алексеевича, либо его друзей. Ответ на вопрос о том, кому выгодны, а кому нет, указанные выше договоры, вполне очевиден. По мнению депутата, это напоминает схему ухода от уплаты налогов и сокрытия прибыли от колхозников.
Итог кабального Договора о Совместной деятельности:
Колхоз имени Ленина не имеет сейчас в собственности в 100-процентной доле ни одного морского промыслового судна. А другая собственность - акции Нарьян-марского мясокомбината, весьма прибыльно действующего предприятия, проданы правлением колхоза, в обход общего собрания.
Большие деньги любят тишину. О закрытости правдивой информации
Невыгодность членства СПК РК им. Ленина в НО «Ненецкий рыбакколхозсоюз» и в ДСД очевидна уже по этим примерам.
Разобраться со всеми перечисленным проблемами, да и с другими делами колхоза оказалось очень сложно. Попытки получения элементарной информации по указанным выше вопросам получили активное противодействие со стороны руководства колхоза и НО «Ненецкий Рыбакколхозсоюз», в который входит СПК РК им. В.И.Ленина. В своем заявлении Николай Безумов, в частности, отметил: «На меня и моего помощника В.Д. Коровина и членов колхоза, которые пытались добиться элементарного соблюдения требований закона в части предоставления информации, сразу стало оказываться сильнейшее психологическое давление, включая угрозы физической расправой с нами и нашими родными. Не постеснялся это делать и «сам» Алексей Алексеевич Дитятев.
Соответствующие заявления по расследованию и предотвращению этих угроз были направлены в милицию и прокуратуру, но почему-то проверка по ним была забюрокрачена и «спущена на тормозах». Фарс этого прикрытия виден невооруженным взглядом.
Из письменных объяснений в прокуратуре А.А. Дитятева по поводу передачи коммерчески выгодных квот на вылов рыбы из датируемого государством рыболовецкого колхоза в частную компанию ООО «Баренц-био». (По экспертным оценкам, прибыль от этой сделки, оставшаяся на счетах ООО, может составлять порядка 80 млн. рублей): «А я не знал, что учредителем этого ООО является мой брат...»
Прокуратура, не увидела в этом заявлении Дитятева откровенной издевки, и продолжила закрывать глаза на очередную выплату бюджетных дотаций «бедному» оно «общественно полезному» предприятию.
Пока, по словам, депутата Заполярного района Николая Безумова, ни у Управления сельского хозяйства НАО, ни у нынешнего руководства округа нет ни малейшего желания разобраться в положении дел в рыболовецких колхозах. «Похоже, что у А.А. Дитятева и впрямь «все схвачено» в округе, он сам любит этим бахвалиться перед рядовыми колхозниками», - пишет Безумов.
Но, возможно, что уже осенью, при утверждении депутатами Архангельского областного Собрания очередного объединенного бюджета Архангельской области и НАО кто-то из поморских политиков сможет задать округу нелицеприятный вопрос «заниженных» доходов и «надутых» расходов в НАО станет самым актуальным.
В данный момент прокуратура Ненецкого округа и управления по налогам и сборам проводит проверку по фактам предоставления рыболовецким колхозам налоговых льгот от бюджета, предусмотренных законом о сельской кооперации, поскольку главные условия - наличие владельцев - колхозников, проживающих в селах, и развитие инфраструктуры сел - уже давно не соответствуют реалиям. Нынешние рыболовецкие колхозы - обычные коммерческие предприятия.
Так по данным главы поселка Андег - официальной базы для Дитятевского РК «Андег» - в поселке живет всего 3-4 номинальных колхозника-миноритария (Хотя, по данным, представленным в налоговую инспекцию руководством РК - больше 100), а реальной помощи от «Андега» родное село уже не видело много-много лет.
Андрей Карпов