История исчезновения 98-метрового судна в одном из самых многолюдных уголков Мирового океана, одновременно похожа на детектив, фантастику и шпионский роман. 8 августа мировые информационные агентства задали язвительный вопрос россиянам - дорогие, а вы в курсе, что у вас корабль пропал еще две недели назад? Именно с этого момента в телеэфире началось какое-то шевеление. В основном, выдвигаются версии от журналистов и морских экспертов. Представители государства и спецслужб пока хранят загадочное молчание. Ждут, когда само рассосется?..
Ну, а мне сразу вспомнился любимый зубодробительный боевичок юности - «Пираты ХХ века». В нем советское судно захватила международная банда пиратов и спрятала в бухте зеленого острова. То ли Индонезия, то ли Полинезия, не поймешь. На горе современным флибустьерам в команде нашелся отважный комсомолец и боцман-парторг, увлекающийся восточными единоборствами. Да и местные аборигены выступили на стороне социализма. Ну, а дальше вы помните, не повезло морским махновцам...
Так вот, в этом фильме наше судно тоже исчезло с радаров. С одной серьезной оговоркой, корабль был небольшим, спрятал такой за скалу, никто и не заметил. Сегодня не проблема снять из космоса надпись «Минздрав РФ предупреждает...» на сигаретной пачке, что тогда говорить о стометровой «дуре». Опять же время действия, конец 70-х, самый разгар «холодной войны». Бездействие международных военно-морских сил, того же НАТО, было логически оправдано, кому охота вероятному противнику помогать? Да и другие технические возможности были не на современном уровне, как-никак тридцать лет прошло с момента съемок.
Но вот груз. Здесь могут возникнуть некоторые аналогии с сегодняшней ситуацией. Советское судно перевозило груз опия-сырца для использования оного исключительно в фармакологических целях. По официальной версии, на борту горемычного «Arctic Sea» был груз лесоматериалов, предназначенных для производства бумаги. Мне несколько странно, почему из Финляндии, известной своими целлюлозно-бумажными комбинатами, в сторону Алжира шла не готовая продукция, а лишь заготовки, но бизнесменам виднее. Другое удивительно, сколько же стоили эти бревна, если их захват больше напоминает войсковую спецоперацию?
Или все-таки наркотики, спрятанные между штабелями? Международный наркотрафик, перевалочная база героинового картеля разместилась в Архангельске? Совсем не обязательно. Подумайте, с какой тщательностью скрывался от нас с вами сам факт исчезновения сухогруза. Очередная кино ассоциация. В одной из серий «Ментовских войн» офицер российских спецслужб объясняет неосведомленному оперу убойного отдела - «иногда нашему государству выгодно, если тонна афганского героина попадет в европейские столицы». Как говорится, кино - ложь, да в нем намек...
Хорошо, не наркотик. Но ведь точно не лес. Например, оружие, пункт доставки груза расположен далеко не в самом спокойном регионе мира. Или какие-нибудь отработанные ядерные отходы, из Алжира до Ирана или Сирии путь недальний.
На подобные мысли наводит режим секретности, сопровождающий эту морскую эпопею. Знатоки морского фрахта в один голос свидетельствуют, компания «Solchart Arkhangelsk ltd» уже на следующий день после потери связи с сухогрузом должна была поднять кипеж на весь цивилизованный мир. По крайней мере, поставить в известность российские спецслужбы. Возможно, она их и поставила, но получила строгий приказ молчать. То, что ФСБ на минувшей неделе проводила обыск в ее головном офисе, еще ничего не значит, частные транспортные компании могут использоваться втемную. Информационный шум поднят, самое время для проведения отвлекающих мероприятий.
Плохо себе представляю дальнейшее развитие событий. Похоже, кто-то заигрался в шпионов. По два раза на дню появляются сообщения - «Arctic Sea» обнаружен, его преследуют сторожевые корабли российских ВМФ. Это что получается, архангельская команда взбесилась и удирает от своих? Или ей дан кем-то приказ - живыми в руки не даваться? Тогда почему так спокойно выглядели жены пропавших моряков, дававшие короткие интервью в телевизионном эфире? Вдобавок они в какой-то момент прекратили всякое общение с главным редактором «Морского бюллетеня - Совфрахт» Михаилом Войтенко, выступающим сегодня в роли ведущего ньюсмейкера. Такое впечатление, что кто-то очень важный и главный успокоил морячек - ваши мужья живы-здоровы, будет не только зарплата, но и премия, если будете держать язык за зубами. Тогда их внешнее спокойствие оправдано. Иначе - нет.
Вызывает недоумение и хронология событий. Получается, что сухогруз первый раз тормознули еще в шведских водах Балтики. Бывал там. Не скажу, что многолюдно, но какой-нибудь корабль на горизонте обязательно маячит. А ведь дело было в феврале, не самый судоходный месяц года в сравнении с июлем, когда одних круизных лайнеров пруд пруди. Но пиратами оказались не древние викинги. По одной из озвученных версий, на борт сухогруза поднимались представители американских спецслужб, почему-то говоривших на английском языке с польским акцентом. Кто мог предоставить такую информацию? Только члены команды. Получается, архангельским морякам не дают покоя лавры Яна Флеминга? Не верю.
Второй захват сухогруза якобы произошел в территориальных водах Португалии. Получается, что не подошло одним разбойникам, сгодилось другим? Такое случается, но только в сухопутной подворотне.
Экшн с захватом российского судна в полном разгаре. Самое время садиться за сценарий по мотивам с открытой концовкой. Оставляю это право более молодым и шустрым. Меня же пока интересует реакция нашего руководства, как областного, так и городского.
Уверен, они рассуждают примерно так - негоже мэрам-губернаторам лезть туда, куда не каждого полковника ГРУ допускают. Согласен. Но неизвестна судьба жителей Архангельской области, некоторые из которых явно проживают в областной столице. А как же встретиться с членами их семей, подбодрить, предложить помощь? Или написать запросы в вышестоящие инстанции с требованием разъяснений. Такой пиар, а валяется невостребованным (извините за профессиональный цинизм).
Однако допускаю, что я просто не в курсе, и такая встреча имела место, но за наглухо закрытыми дверями. Тогда пардон и респект. Хотя, если честно, верится с трудом, искренний человек последователен в своих поступках.
...В Архангельске темнеет быстро. Особенно в плохую погоду, в 22.00 ребята во дворе футбольный мяч чесноком натирают. Но «Горсвет» твердо стоит на своем - раньше 23.00 уличное освещение включать отказываемся, мол, нормативы у нас такие.
«Горсвет», считай, что мэрия, потому что МУП. Бывший мэр Архангельска Александр Донской свидетельствует - для подобного волевого решения Виктору Павленко не надо даже согласия Горсовета, достаточно собственной воли. А ее, похоже, как раз и нет, сплошное равнодушие к проблемам горожан.
Странно, совсем недавно действующий архангельский градоначальник во всеуслышание заявил, что присоединяется к движению за безопасность на дорогах. Именно водители первыми подняли проблему темных городских улиц. Ведь им не мяч пинать, где, если что, отделаешься пенальти и «желтой» карточкой. Их ставка намного выше, человеческая жизнь, уже в 21.30 пешехода на переходе просто не видно. В то же время, северодвинский коллега Павленко Михаил Гмырин без всякой помпы распорядился включать уличное освещение в 21.00 и ни минутой позже. А я всегда говорил - хорошие поступки тишину любят...
Дело ведь не только в участившихся ДТП, хотя, конечно, они стоят на первом месте. Еще есть просто гордость за свой город. Помню, как западные кинематографисты, которые в советские времена изредка забредали на «Мосфильм», сокрушались - «вы сами-то отдаете себе отчет, в какой, пардон, черной заднице живете?». Имелся в виду не социалистической строй в целом, а темные московские улицы с редкими вкраплениями жалкой неоновой рекламы. Теперь за столицу не стыдно, хотя бы, в этом плане. Зато Архангельск живет еще в той эпохе.
Кстати, я почти уверен, что уличное освещение в урочное время появится в нашем городе уже в середине следующей недели. Но знайте, это не мэрия озаботилась безопасностью жизни и комфортом своих жителей. Это Патриарх Кирилл к нам едет. Событие, без преувеличения, знаковое, по крайней мере, для православной части населения. Тем более обидно и стыдно, когда главного церковного иерарха встречают откровенной показухой.
И не только на улицах. В конце минувшей недели по редакциям было разослано губернаторское послание с «настоятельной просьбой» максимально подробно освещать визит главы Русской Православной церкви. В бумаге той и профессиональные «советы» содержатся, что в первую очередь публиковать, на каком жанре делать акцент. Вдруг, кто из главредов не знает?
Кто бы спорил, визит Патриарха в город, где даже своего кафедрального собора нет, событие редкое, президент у нас и то чаще бывает. Но зачем же «указивки» рассылать? Вера на то и вера, что является делом совести каждого человека в отдельности. Не пристало в нее носом тыкать. Вдруг среди моих коллег окажется убежденный атеист, поклонник учения Дарвина, или принадлежащий к иной религиозной конфессии? Губернаторскую «просьбу» он, безусловно, выполнит, отказать - себе дороже. Но с каким сердцем, и с какими помыслами? «Каждый выбирает для себя - женщину, религию, дорогу...».
Вот только губернаторов себе выбираем почему-то не мы. Да и мэров, признаться, тоже...
Леонид Черток