Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Не сыграть ли нам…

В снятой в 1966 году Эльдаром Рязановым кинокомедии «Берегись автомобиля» режиссёр народного театра, роль которого исполнил Евгений Евстигнеев, произнёс ставшую крылатой фразу: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?». 

В уста героя вложено ещё одно яркое выражение: «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец,… театры профессиональные! И это правильно! Актёр, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того, актёр должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала у шлифовального станка». 

Не сбылось пророчество. Но и театры народные никуда не исчезли. Наоборот, в настоящее время мы являемся свидетелями их бурного развития.  Если в 1974 году во всём СССР было свыше 2 тысяч таких театров, то результаты недавнего мониторинга Государственного российского дома народного творчества (его ещё называют «Поленовским») свидетельствуют о существовании на территории России более 42 тысяч любительских театров, объединяющих свыше 450 тысяч человек. И эти данные неполные, так как включают в себя только подведомственные министерствам и управлениям культуры коллективы, связанные с центрами досуга, дворцами культуры, сельскими клубами. Приведённый показатель сильно увеличится, если добавить сюда ещё театры школьные и студенческие.  

Чем объяснить подобный феномен? Что даёт любительский театр его участникам? Ответы на эти вопросы автор поискал во «всезнающем» интернете. Вот некоторые из них. 

Мария Погодаева, студентка МПГУ: «В любительский театр нужно идти за театром. Здесь можно заниматься любимым делом, зарабатывая на жизнь чем угодно. И в отличие от профессионального в любительском театре нет жёсткой конкуренции, пафоса».

Дарья Чугина, редактор сайта: «Многие думают, что в любительский театр идут, только если есть особый талант, харизма. Не согласна с этим. Наоборот, если есть какие-то зажимы — вперёд в театр за смелостью. Талантливее, может, и не станете, но пережив неоднократно выступление перед публикой, расслабитесь и научитесь относиться к себе проще». 

Игорь Сенский, программист, преподаватель робототехники и электроники: «Зачем идти в любительский театр? А почему бы и нет? Ну правда. Ты просто приходишь. И тебе нравится. Просто нравится. И всё. А вообще ты в театре только тогда, когда ты в коллективе. И если ты с этим коллективом слился, ты нашёл лучших друзей на всю жизнь. И это не друзья-коллеги, соседи, одноклассники/одногруппники… Это однодушники». 

Никита Тарасенко, работник нефтегазодобывающей отрасли: «Чтобы сыграть какого-то персонажа, тебе нужно его “прочесть”, разгадать, что им движет, чем он живёт. В итоге ты его понимаешь, а потом ещё одного… Так до тебя доходит, что любого человека можно понять, и это очень помогает в жизни. В театре становишься добрее».  

Добрые поступки приносят добрые плоды. Зло порождает болезненность. В постсоветские времена многие профессиональные театры в погоне за «презренным металлом» увлеклись «инновациями» в виде чернухи, эпатажа, т.н. «интерпретаций», искажений до неузнаваемости классических произведений и прочих экспериментов, вплотную приблизивших искусство к имитации.  Народные, любительские театры стойко сохраняли и чтят ныне традиции российского театра и русский язык, компенсируя объяснимый недостаток профессионального мастерства искренностью и правдивостью. 

**

В Архангельске 17-18 апреля проходили Седьмые Межрегиональные Шергинские чтения «Север мой, родина моя светлая». Программа их разнообразна. Разумеется, звучали доклады и лекции о творчестве Бориса Шергина, которые подготовили профессионалы, специалисты в гуманитарных областях, люди серьёзные. С другой стороны, творчество писателя наполнено юмором, искренней, светлой радостью. И потому захотелось послушать и «несерьёзных».

Желание исполнилось на представлении «Сказочный балаган» по сказкам Бориса Шергина и Степана Писахова, которое дал студенческий театр «Балаганчик» САФУ им. М.В.Ломоносова (режиссёр и руководитель А.В.Петров, доктор филологических наук, профессор). Происходило действо 17 апреля в Соломбальской библиотеке № 5 им. Б.В.Шергина (фрагмент на фото). В зале солнечно, тепло от задора, непосредственности молодых актёров, которые не исполняют, не играют, а естественно, органично живут в доверенных режиссёром ролях и образах. Как им это удаётся?

 

Вспомнилась мысль Бориса Шергина, приведённая в дневнике: «Для творческой натуры не беда, если, скажем неладно со зрением или там ноги худо передвигаются. Горе, когда человека перестало охватывать состояние радости». И ещё одна: «Чтобы сказать “слово на пользу”, надобно быть в душевном веселии».

Вот и ответил на вопрос Борис Викторович, поскольку в душевном веселии пребывали участники представления, в состоянии радости, которыми щедро делились со зрителями. Захотелось (да простит вышедший из рода актеров-любителей Станиславский) воскликнуть: «Верю!». Славный устроился балаган.   И за это актёрам и актрисам, их терпеливому, мудрому режиссёру и наставнику огромная благодарность. И с тридцатилетием, театр «Балаганчик»! 

Хочется пожелать творческих удач, успехов жизненных актёрам и руководителю как этого коллектива, так и всех народных театров нашей области.  Да, любительских. Но от слова «любить». Ибо нет ни малейшей финансовой заинтересованности у артистов из народа, которые зарабатывают на жизнь иными трудами, приходить на репетиции после работы и учёбы, заучивать наизусть тексты ролей, работать над сценической речью, пластикой и многими другими слагаемыми актёрской работы для конечного результата, которым является показ спектакля зрителям.

  При этом многие коллективы, не имея репетиционных помещений и сцен, скитаются по чужим углам, принося зачастую бутафорию и реквизит из своих жилищ, изготавливая декорации и костюмы своими руками. И потому невиданное для других стран мира самодеятельное театральное движение в значительной степени держится в России как на энтузиазме его участников, так и, в первую очередь, на одержимости истинных подвижников, лидеров коллективов – режиссёров и руководителей народных театров. 

Разумеется, у любительских, фольклорных, студенческих и школьных театров существует множество иных, кроме перечисленных выше проблем и требуется помощь в их решении, оказать которую могут уроками мастерства профессиональные актёры и финансовыми, материальными вложениями в развитие базы народных театров наделённые властью и полномочиями организации и лица. Было бы желание. 

Александр Чашев, специально для ИА «RUSNORD» 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (272)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20