В снятой в 1966 году Эльдаром Рязановым кинокомедии «Берегись автомобиля» режиссёр народного театра, роль которого исполнил Евгений Евстигнеев, произнёс ставшую крылатой фразу: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?».
В уста героя вложено ещё одно яркое выражение: «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец,… театры профессиональные! И это правильно! Актёр, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того, актёр должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала у шлифовального станка».
Не сбылось пророчество. Но и театры народные никуда не исчезли. Наоборот, в настоящее время мы являемся свидетелями их бурного развития. Если в 1974 году во всём СССР было свыше 2 тысяч таких театров, то результаты недавнего мониторинга Государственного российского дома народного творчества (его ещё называют «Поленовским») свидетельствуют о существовании на территории России более 42 тысяч любительских театров, объединяющих свыше 450 тысяч человек. И эти данные неполные, так как включают в себя только подведомственные министерствам и управлениям культуры коллективы, связанные с центрами досуга, дворцами культуры, сельскими клубами. Приведённый показатель сильно увеличится, если добавить сюда ещё театры школьные и студенческие.
Чем объяснить подобный феномен? Что даёт любительский театр его участникам? Ответы на эти вопросы автор поискал во «всезнающем» интернете. Вот некоторые из них.
Мария Погодаева, студентка МПГУ: «В любительский театр нужно идти за театром. Здесь можно заниматься любимым делом, зарабатывая на жизнь чем угодно. И в отличие от профессионального в любительском театре нет жёсткой конкуренции, пафоса».
Дарья Чугина, редактор сайта: «Многие думают, что в любительский театр идут, только если есть особый талант, харизма. Не согласна с этим. Наоборот, если есть какие-то зажимы — вперёд в театр за смелостью. Талантливее, может, и не станете, но пережив неоднократно выступление перед публикой, расслабитесь и научитесь относиться к себе проще».
Игорь Сенский, программист, преподаватель робототехники и электроники: «Зачем идти в любительский театр? А почему бы и нет? Ну правда. Ты просто приходишь. И тебе нравится. Просто нравится. И всё. А вообще ты в театре только тогда, когда ты в коллективе. И если ты с этим коллективом слился, ты нашёл лучших друзей на всю жизнь. И это не друзья-коллеги, соседи, одноклассники/одногруппники… Это однодушники».
Никита Тарасенко, работник нефтегазодобывающей отрасли: «Чтобы сыграть какого-то персонажа, тебе нужно его “прочесть”, разгадать, что им движет, чем он живёт. В итоге ты его понимаешь, а потом ещё одного… Так до тебя доходит, что любого человека можно понять, и это очень помогает в жизни. В театре становишься добрее».
Добрые поступки приносят добрые плоды. Зло порождает болезненность. В постсоветские времена многие профессиональные театры в погоне за «презренным металлом» увлеклись «инновациями» в виде чернухи, эпатажа, т.н. «интерпретаций», искажений до неузнаваемости классических произведений и прочих экспериментов, вплотную приблизивших искусство к имитации. Народные, любительские театры стойко сохраняли и чтят ныне традиции российского театра и русский язык, компенсируя объяснимый недостаток профессионального мастерства искренностью и правдивостью.
**
В Архангельске 17-18 апреля проходили Седьмые Межрегиональные Шергинские чтения «Север мой, родина моя светлая». Программа их разнообразна. Разумеется, звучали доклады и лекции о творчестве Бориса Шергина, которые подготовили профессионалы, специалисты в гуманитарных областях, люди серьёзные. С другой стороны, творчество писателя наполнено юмором, искренней, светлой радостью. И потому захотелось послушать и «несерьёзных».
Желание исполнилось на представлении «Сказочный балаган» по сказкам Бориса Шергина и Степана Писахова, которое дал студенческий театр «Балаганчик» САФУ им. М.В.Ломоносова (режиссёр и руководитель А.В.Петров, доктор филологических наук, профессор). Происходило действо 17 апреля в Соломбальской библиотеке № 5 им. Б.В.Шергина (фрагмент на фото). В зале солнечно, тепло от задора, непосредственности молодых актёров, которые не исполняют, не играют, а естественно, органично живут в доверенных режиссёром ролях и образах. Как им это удаётся?
Вспомнилась мысль Бориса Шергина, приведённая в дневнике: «Для творческой натуры не беда, если, скажем неладно со зрением или там ноги худо передвигаются. Горе, когда человека перестало охватывать состояние радости». И ещё одна: «Чтобы сказать “слово на пользу”, надобно быть в душевном веселии».
Вот и ответил на вопрос Борис Викторович, поскольку в душевном веселии пребывали участники представления, в состоянии радости, которыми щедро делились со зрителями. Захотелось (да простит вышедший из рода актеров-любителей Станиславский) воскликнуть: «Верю!». Славный устроился балаган. И за это актёрам и актрисам, их терпеливому, мудрому режиссёру и наставнику огромная благодарность. И с тридцатилетием, театр «Балаганчик»!
Хочется пожелать творческих удач, успехов жизненных актёрам и руководителю как этого коллектива, так и всех народных театров нашей области. Да, любительских. Но от слова «любить». Ибо нет ни малейшей финансовой заинтересованности у артистов из народа, которые зарабатывают на жизнь иными трудами, приходить на репетиции после работы и учёбы, заучивать наизусть тексты ролей, работать над сценической речью, пластикой и многими другими слагаемыми актёрской работы для конечного результата, которым является показ спектакля зрителям.
При этом многие коллективы, не имея репетиционных помещений и сцен, скитаются по чужим углам, принося зачастую бутафорию и реквизит из своих жилищ, изготавливая декорации и костюмы своими руками. И потому невиданное для других стран мира самодеятельное театральное движение в значительной степени держится в России как на энтузиазме его участников, так и, в первую очередь, на одержимости истинных подвижников, лидеров коллективов – режиссёров и руководителей народных театров.
Разумеется, у любительских, фольклорных, студенческих и школьных театров существует множество иных, кроме перечисленных выше проблем и требуется помощь в их решении, оказать которую могут уроками мастерства профессиональные актёры и финансовыми, материальными вложениями в развитие базы народных театров наделённые властью и полномочиями организации и лица. Было бы желание.
Александр Чашев, специально для ИА «RUSNORD»