Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Кино как сон. Фильм Романа Михайлова «Отпуск в октябре»

И сразу спойлер - считаю вышеназванную ленту одной из лучших (если не самой лучшей), вышедшей на экраны в 2023 году. Ну, как на экраны… прокатчики не слишком падки до тонких, эстетских, интеллектуальных лент. Которые лучше всего смотреть в послепраздничные дни, когда в голове лёгкий флёр «после вчерашнего». И не сидя в тёмном кинозале, а с родного дивана, первый вариант для поклонников «Ёлок» и «Холопов». Как мы (другие зрители) только жили до эпохи интернета?!

И отзывы соответствующие. Восторженные от профессиональных кинокритиков и уничижительные на общедоступных интернет-платформах («хрень какая-то», «что нюхал режиссёр?!»). Как по мне, так лучшей рекламы не придумано.

«Кино про кино» - особый жанр. Он может быть от мастеров на пике карьеры («Вавилон» Дэмьена Шазелла) или от дебютантов («Как звёзды» Марии Лойтер). Последнее, кстати, интересней – начинающий кинематографист вместе с героями своей ленты и зрителями осмысляет путь в профессию, а стоит ли вообще ввязываться в это дело. Как прекрасное, так и обманчивое. Можно взлететь, а можно так и остаться на задворках с целым набором личностных комплексов.

Роман Михайлов не даёт ответа, хотя и математик по первой профессии (между прочим, с мировым именем). Он продолжает составлять формулы, теперь не цифровые, а образные. И это ему удаётся, как никому – в авторском кино выпускать по две ленты в год без какой-либо надежды на кассовый успех. Причём находясь в постоянном поиске жанра – от бандитской «Сказки для старых» через сюрреалистичную «Снег, сестра и росомаха» к притчевому «Наследию». Он сам культурная загадка, на глазах превращающаяся в культовую фигуру…

Поклонники советского авторского кино (да, было такое редкое явление) в одном названии увидят отсыл к «Отпуску в сентябре» Владимира Мельникова по гениальной (без пафоса) пьесе Вампилова «Утиная охота». Тот фильм тоже был для гурманов, да ещё с фигой в кармане – душевные терзания интеллигента, для которого построение коммунизма в самом низу списка жизненных ценностей. Но нынешняя история совсем о другом, название просто рекламный призыв к целевой аудитории.

Две молодые питерские актрисы со средними способностями (видно по первым кадрам) начинают свой путь в большое кино. Как водится, с ментовских сериалов, которым несть числа и претензии к уровню игры соответственные. Что-то в обеих есть, но разве разгадают такие же средние режиссёры при нынешнем производственном конвейере. Естественно, появляются мысли – в ту ли профессию я пришла, и сбудется ли она, «голливудская мечта»?

И тут возникает возможность попробовать себя в индийском «Болливуде». Где такая же текучка в производстве, где гонорары ниже российских (многие сотрудники восточной «фабрики грёз» живут в киногетто на территории студии)… но ведь заграница!

Однако сначала надо показать себя в странном индийском проекте, снимающемся в не менее странном месте в нашей глубинке. Всё очень похоже на типичный развод, когда вместо съёмочной площадки оказываешься в восточном борделе в известном качестве. Одна из подруг соскакивает в последний момент, другая решает рискнуть.

Нет, действительно кинопроект, причём с известными актёрами. Но сам съёмочный процесс больше похож на сон о том, как снимать кино себе в кайф – под музыку, с натуральными спиртными напитками, в режиме почти реального времени, с просмотром советской киноклассики, но в эстетике новодела. В странной локации, похожей на замок, с местным населением как из фильма про зомби.

Ну, а что, мечтала прочувствовать магию кино – получи по полной программе. Фишка в том, что во всю эту фантасмагорию ты, как зритель, в какой-то момент начинаешь верить, если отринуть некоторые условности и натяжки. Всё в сопровождении нестандартного музыкального ряда из хип-хопа, эстрадных шлягеров, дискотеки в сельском клубе и пр. А за диджейским пультом сам Евгений Ткачук, который, как известно, в туфте давно не снимается.

Всё происходящее похоже на сон в летний (или зимний) туман. Но оправдано смыслом – действующие лица странного псевдоиндийского проекта (какому хинди интересно разбираться в жизни русской мафии, если она не обитает в пригороде Бомбея?!) сами не понимают, в какой реальности находятся, утягивая за собой зрителя – реквизит ли пистолеты за поясом или кокаин на столе, уходят ли парочки заниматься любовью или это прописано в никем не читанном сценарии, собаки на улице действительно чувствуют потустороннее или тянут пописать? 

Михайлову, на мой взгляд, удалось главное в жанре «кино про кино» - максимально точно посредством визуальных и звуковых образов создать мир той «великой иллюзии», куда так манит всех причастных к этой профессии, но куда так легко провалиться из реальности – запой, психотропы, депрессия. Многие не выдерживают, так и остаются за гранью. И этот путь каждый выбирает для себя сам, не зря же на ту странную съёмочную площадку постоянно подвозят новичков взамен досрочно выбывших.

Все эти авторские посылы и намёки зрителю предстоит раскладывать в голове, как на столе, самостоятельно. Не как пазл, как узоры на персидском ковре, где не стоит ждать целостной картины хотя бы и со сказочным сюжетом. Задача не для всех…

…но и кино это не для всех. Тем, кто хочет попроще, можно прийти в сетевой кинотеатр и посмотреть, в какой зал самая большая очередь с попкорном. 

Леонид Черток  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (278)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20