Интрига действительно имела место, да ещё какая! Согласно предварительным опросам общественного мнения, правящая партия «Ликуд», возглавляемая Нетаньяху, проигрывала оппозиционному левоцентристскому блоку «Сионистский лагерь». Ситуация для самого премьера была не столь критическая, но при неблагоприятном варианте раздела мандатов ему бы пришлось заключать соглашение о широкой коалиции и идти на серьёзные уступки партнерам. Кому такое захочется?
Была интрига и в том, что на этих выборах повышен электоральный барьер - он уже не 2 (как раньше), а 3 с лишним процента. Специально для российских избирателей, привыкших к барьеру в 7 %, поясняю - в Израиле считают, что, чем больше партий принимает участие в управлении государством, тем больше граждан чувствуют личную ответственность за судьбу своей страны, а не ощущают себя бесполезными «винтиками-шпунтиками», от которых ничего не зависит.
К чему привело поднятие проходного балла в Израиле? Во-первых, это заставило объединиться три проарабские партии - коммунистов, исламистов и националистов. Хотя по жизни они друг друга ненавидят, но попасть в Кнессет хочется. Поэтому смиряют гордыню и внутрифракционный цирк будут устраивать непосредственно на заседаниях. Или сразу же расколются, что не придаст им популярности в народе ни вместе, ни по отдельности. Во-вторых, претерпела некоторые изменения партия ШАС (восточные традиционалисты), когда-то объединявшая верующих и представлявшая собой серьёзного игрока на политическом поле. Однако недавно умер ее лидер, раввин Овадья Йосеф, слывший непререкаемым авторитетом, и его сторонники быстро разбежались по командам его же заместителей, люто ненавидящих друг друга.
А что вообще сегодня определяет выбор рядового гражданина при наличии массы политтехнологий? Прежде всего, личность политика. Он должен обладать мышлением, свободным от стереотипов, политической волей, ответственностью, опытом, способностью принимать решения и не поддаваться давлению. Как у Киплинга - «прям и тверд с друзьями и врагами». То, что пишут в своих программах политические партии, мало кому интересно, ибо похоже друг на друга. Вы когда-нибудь читали пункты «понизить уровень жизни населения до возможного минимума», «содействовать росту коррупции в правоохранительной среде» или «легализовать тяжёлые наркотики»? Вот и я - нет.
На этих израильских выборах главным объектом предвыборной охоты стал лидер партии «Наш дом - Израиль» Авигдор Либерман. Шестой раз его партия идёт на выборы, не входя ни в какие блоки. И шестой раз - а это уже даже не смешно - полиция, прокуратура и пресса открывают на них охоту по каким-нибудь катастрофическим нарушениям предвыборного законодательства или финансовой дисциплины. Причём охота ведётся в тяжёлой форме - в том числе, с арестами детей видных деятелей «русской партии». А это, как вы, наверное, догадываетесь, не очень способствует желанию людей продолжать свою политическую карьеру.
Дело в том, что Либерман подобрался совсем близко к тем рейтингам, которые нужны для того, чтобы выходить на премьер-министерские позиции. И его нужно было опустить любой ценой. Это в итоге и сделано, потому что он представляет новый истеблишмент. Третий по счёту, так называемый «русский», куда входят люди, чьё финансирование невозможно обрезать или увеличить при помощи профсоюзных дотаций или при помощи промышленных, инфраструктурных и сельскохозяйственных бонусов. Они в основном зарабатывают на свободных профессиях, в хай-теке, на новых технологиях, а деньги туда идут по другим каналам. То есть, Либерман представляет на израильском политическом поле людей самостоятельных, нестандартных в традиционном понимании Страны репатриантов.
И вот последние данные израильского Центризбиркома на 19 марта. Согласно им, партия «Наш дом Израиль» получает 6 парламентских мандатов, «Ликуд» - 30, «Сионистский лагерь» - 24, «Еш атид» - 11, «Кулану» - 10, «Байт Йехуди» - 8, ШАС - 7, «Яхадут ха-Тора» - 6, МЕРЕЦ - 5, Объединенный арабский список - 13. Партия «Яхад» Эли Ишая и Баруха Марзеля не преодолела электоральный барьер.
Понятно, что подавляющему большинству россиян
эти Куланы, Байти и Торы ни о чём не говорят. Тогда так - в Кнессет 20-го
созыва прошли 7 русскоязычных депутатов. Это Авигдор Либерман и Софа Ландвер от
партии «Наш дом Израиль», Юлий Эдельштейн и Зеэв Элькин от «Ликуда», Ксения
Светлова от «Сионистского лагеря», Тали Плосков от «Кулану» и Константин
Развозов от «Еш атид».
Ранее наших в парламенте Израиля было значительно больше - в Кнессете 19-го созыва были 11 уроженцев бывшего СССР, а в Кнессете 18-го созыва - 17. Почему такое падение? Просто со времени последней алии прошло более 20 лет. Старое поколение репатриантов из России, увы, уходит, а новое ощущает себя только израильтянами и уже не голосует за «своих».
Получается, что отношения Израиля с Россией будут только ухудшаться при такой
отрицательной динамике? Ничего не получается. Ярых критиков правления
президента Путина как раз больше среди русскоязычных репатриантов, по части
которых жёстко ударило падение курса рубля - их пенсия, получаемая из России,
автоматически «усохла» в два раза. Вот уж кому точно Крым по... вам по пояс
будет.
Зато в общем и целом эти выборы ничего в наших контактах не изменят. Сегодня Израиль имеет слишком хорошие отношения с Россией и слишком ими дорожит, чтобы пытаться их исправлять под американские желания. Правый лагерь (трудами того же Либермана) имеет с российским руководством в лице Путина теснейшие отношения. Не случайно же Израиль уклонился, вызвав буквально бешенство Госдепартамента США и президента Обамы, от попыток втянуть его на сторону США в голосовании по Украине в Генеральной ассамблее ООН. Просто встать на сторону России Израиль, конечно же, не рискнул. Слишком много в его отношениях зависит от отношений с США. Но израильтяне придумали гениальный ход, сообщив ошалевшим от этой новости американцам, что у них в министерстве иностранных дел забастовка, и потому - как бы ни было прискорбно - вот именно в этот день они никак не могут участвовать в голосовании в ООН. Если же дипломаты попытаются выйти на работу, их очень строгий профсоюз такого не допустит - будут крупные проблемы у людей, игнорировать которые мы их заставить не можем. Это была чистой воды авантюра, но она-то и сработала.
Вот приди к власти левый лагерь, который смотрит в рот Обаме, мы-таки имели бы проблемы.
Лично меня в результатах этих выборов насторожила активность израильских арабов, которые сами называют себя «палестинцами внутри зеленой черты». Третья по численности фракции вряд ли может надеяться на участие в любом правительстве, но ей вполне по плечу стать внушительной силой оппозиции. При этом, по оценкам израильских политологов, электоральный потенциал арабского сектора ещё далеко не исчерпан.
В чём причина моего беспокойства? Постараюсь объяснить на доступном примере - представьте, что у нас в Госдуме появилась отдельная чеченская фракция. Чувствуете, как сразу засосало под ложечкой?..
Леонид Черток