Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Метанольный завод в Индиге-1: О хорошем – финансирование проекта есть

Похоже, что разговоры и обсуждения проекта строительства завода по производству метанола в Индиге (Ненецкий округ) закончились. Проект получил финансирование и перешел в стадию реализации.

В  ноябре прошлого 2020 года в своей статье в ИА RUSNORD, посвященной этому проекту, я задался пятью возникшими у меня естественными вопросами к авторам проекта и руководству НАО. На текущий момент могу сообщить, что практически на все эти вопросы ответы есть.

Напомню, что официальная презентация проекта холдинга «Русхим» в Администрации Ненецкого округа состоялась в марте текущего 2021 года.  Тогда было объявлено о планах группы компаний, входящих в холдинг, инвестировать в проект строительства газохимического комплекса глубокой переработки природного газа в метанол в Индиге более 200 млрд рублей. Было очевидно, что такую огромную сумму самостоятельно холдингу не потянуть. Поэтому поставленный мной в статье вопрос о «пуле инвесторов» проекта, по сути, был основным.

Об энергичном поиске инвесторов проекта при активном содействии Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики в начале июня проинформировал «КоммерсантЪ». Издание сообщило о договоренностях «Русхима» Виталия Южилина с Российским Фондом прямых инвестиций (РФПИ) об условиях вхождения фонда в проект метанольного завода. В той же информации сообщено о работе «Русхима» по получению проектного финансирования в рамках программы ВЭБ.РФ, который, в свою очередь, намерен привлечь к проектному финансированию еще два-три банка.

В середине августа официальный сайт Минвостокразвития России сообщил о встрече российских и китайских инвесторов в рамках Круглого стола на тему перспективных направлений сотрудничества России и Китая в нефтегазохимической отрасли. Круглый стол был организован Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и Минвостокразвития России. Во встрече приняли участие 9 нефтегазовых и энергетических китайских компаний с общей выручкой более 850,5 млрд долларов США. На этой встрече «Русхим» представил свою презентацию метанольного завода в Индиге. Судя по всему, китайские товарищи вежливо ознакомились с презентацией проекта и решительно отказались участвовать в его инвестировании.

Для этого у них были веские причины. Дело в том, что мега-проект китайской компании Sirius Holding по строительству метанольного  завода на территории Аяно-Майского района на севере Хабаровского края подавляющим большинством (90%) не был одобрен по итогам состоявшегося 21 марта 2021 года местного референдума. Людям необходимо было ответить на единственный вопрос в бюллетене: одобряют ли они реализацию на территории района комплексного проекта «Аянский газохимический парк», включая объекты инфраструктуры.

Для справки: В качестве сырья планировалось использовать газ месторождений запада Якутии. Проект предполагал возведение промышленного комплекса в 3,5 км от поселка Аян и строительство газопровода длиной 1,2 тыс. км и пропускной способностью 20 млрд кубометров в год. Оценочная стоимость проекта — 740 млрд руб. Предполагаемая мощность производства — 7,2 млн тонн газа в год, или почти 10% мирового производства метанола.

Окончательный ответ об инвесторах проекта в Индиге пришел из Владивостока, в котором на днях завершил работу Восточный экономический форум (ВЭФ-2021). РИА Новости с ссылкой на пресс-службу Газпромбанка сообщило следующее:

«В рамках ВЭФ-2021 Газпромбанк, ВЭБ.РФ, банк ВТБ и ООО "Русхим Газ" (входит в холдинг «РУСХИМ» - прим. Б.Д.) подписали соглашение об организации взаимодействия по финансированию нового проекта в газохимии в Ненецком АО на территории Арктической зоны РФ. Общая стоимость проекта оценивается в 205 миллиардов рублей (с учетом разработки месторождений). Проект планируется профинансировать в том числе в рамках программы "Фабрика проектного финансирования", оператором которой выступает ВЭБ.РФ»

Проект включает в себя разработку газоконденсатных месторождений, строительство завода по производству метанола мощностью 1,8 миллиона тонн в год на базе технологического оборудования франко-немецкой компании Air Liquide, портового терминала в районе поселка Индига с выходом на Северный морской путь и прочей инфраструктуры. А сырьём для производства метанола должен стать природный газ Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений».

По информации из другого источника, Подписи под документом поставили заместитель председателя ВЭБ.РФ – член правления ВЭБ.РФ Артём Довлатов, заместитель председателя правления Газпромбанка Алексей Белоус, старший вице-президент ВТБ Виталий Сергейчук, заместитель министра Минвостокразвития России Анатолий Бобраков, акционер и инициатор проекта Виталий Южилин.

Судя по тому, что в «пул инвесторов» вошел Газпромбанк, можно обоснованно предположить, что промышленная разработка Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений в НАО и строительство газопровода длиной 290 км к заводу в посёлке Индига, будет осуществляться при участии Газпрома. Добавлю, что в презентации проекта особо подчеркнуто, что «трубопровод будет проложен под землёй, но в некоторых местах он может идти над ней».

В своей статье я высказал надежду на то, что «что новые владельцы хорошо просчитали как собственные планы, так и возможные риски». По имеющейся информации, могу предположить, что и владельцы, и, особенно, инвесторы очень тщательно взвесили все «за» и «против».

Дело в том, что «метанольными» проектами в России ВЭБ.РФ и Банк ВТБ начали заниматься несколько лет назад. В июне этого 2021 года официальный сайт ВТБ сообщил:

«Банк ВТБ, ВЭБ.РФ и Группа ЕСН в ходе Петербургского международного экономического форума на площадке ВЭБ.РФ подписали основные ключевые условия финансирования проекта «Создание производства метанола мощностью 1 млн тонн в год в г. Сковородино Амурской области».

Группа ЕСН реализует проект создания производства метанола на базе собственного железнодорожного нефтеналивного терминала в г. Сковородино Амурской области. Объем инвестиций в первую очередь проекта составляет 55 млрд рублей».

Для лучшего осознания масштабности и перспективности проекта метанольного завода в Индиге жителями Ненецкого округа и читателям за пределами округа приведу комментарии представителей «пула инвесторов» проекта, опубликованные на ресурсе Seldon News:

«Старший вице-президент ВТБ Виталий Сергейчук:

«Глубокая переработка газа, производство метанола – не только одно из перспективных направлений увеличения российского экспорта, но и переход на более экологически чистое топливо. По прогнозам, наряду с развитием других российских проектов по созданию метанольных заводов, реализация проекта газохимического комплекса позволит увеличить экспорт метанола из России в два раза – до 8 млн тонн. Высочайшая профессиональная экспертиза ВТБ при поддержке таких проектов позволяет выработать наиболее оптимальные экономические решения, создающие новые возможности для развития городов и целых регионов. Для нас один из важнейших факторов – сохранение хрупкой арктической природы, поэтому рассчитываем на применение наилучших технологий».

Заместитель председателя ВЭБ.РФ – член правления ВЭБ.РФ Артём Довлатов:

«Масштабные проекты по развитию Арктики находятся в постоянном фокусе РФ. Комплексный подход ВЭБ.РФ к развитию потенциала проектов газохимического комплекса позволит к 2030 году за счет финансируемых проектов удвоить производство полиэтилена и СПГ, а также с учетом проекта Русхим в два раза увеличить производство метанола. Вклад этих проектов в достижение целей отраслевой стратегии по приросту объемов производства к 2030 году составит около 70% по метанолу, 45% по СПГ и около 30% по полиэтилену и карбамиду. Реализация проекта обеспечит дополнительный импульс развитию арктической газопереработки и обеспечит создание новых рабочих мест в Ненецком АО».

Заместитель председателя правления Газпромбанка Алексей Белоус:

«Мы рады стать участником знакового газохимического проекта, имеющего большое значение для развития региона и Арктической зоны в целом. Производство метанола – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, способных диверсифицировать российскую экономику, и в портфеле Газпромбанка уже немало таких проектов. Вертикальная интеграция, использование передовых технологий, обеспеченность собственной инфраструктурой – являются ключевыми конкурентными преимуществами «Русхим».

Виталий Южилин:

«Развитие Российской Арктики является одной их приоритетных задач Российской Федерации. Реализуемый Группой «Русхим» проект позволит не только приступить к разработке газоконденсатных месторождений Арктики, которые более 40 лет находились в резерве, но и станет отправной точкой для формирования нового морского глубоководного порта Индига (выделено мной – Б.Д.).

Важным аспектом проекта является его фокус на высоком переделе природного газа и наращивании экспорта несырьевой неэнергетической продукции.  Дополнительно в НАО будет сформировано значительное количество новых рабочих мест, включая вакансии для высококвалифицированного персонала. 

Реализация столь масштабного, сложного и значимого проекта была бы затруднительна без поддержки финансовых организаций и государства. В этой связи хотим выразить участникам синдиката признательность за активный интерес и работу по проекту,  а также благодарность Минвостокразвитию в обеспечении благоприятного инвестиционного климата для реализации сложных значимых проектов в нашей Арктике»».

В качестве «вишенки на торт» добавлю еще одно сообщение, прилетевшее от Интерфакса с ВЭФ-2021:

«Группа ЕСН Григория Березкина вместе со своими традиционными японскими партнерами и российскими финансовыми организациями проработает проект строительства на российских верфях судов на метаноле.

Меморандум о взаимопонимании стороны подписали в ходе Восточного экономического форума в присутствии президента Российской Федерации Владимира Путина. Подписи под документом поставили Березкин, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, глава ВЭБа Игорь Шувалов, зампред ВТБ Анатолий Печатников, главный исполнительный вице-президент Marubeni Corp. Акира Теракава и генеральный директор энергетического и оффшорного дивизиона Mitsui O.S.K. Lines Кента Матцузака.

"Сегодня крупнейшие судовые операторы переходят от неэкологичного топлива на основании нефти и нефтепродуктов в более экологичное топливо - метанол. Мировые операторы только начали заказывать соответствующие суда. Наше соглашение - первый подход к снаряду, чтобы такой проект реализовать в России, строить суда на российских верфях с использованием в качестве топлива метанола не только для российского судоходства, Севморпути, но и для международного использования", - сказал Березкин в ходе встречи модераторов сессий ВЭФ-2021 с президентом, предшествовавшей церемонии.

"Результатом будет синхронизация этих планов с возможностями российских верфей. По результатам мы вам доложим. Это создаст новую нишу для использования российского метанола, где мы жестко конкурируем (на мировом рынке - ИФ) не друг с другом, а только с международными компаниями", - заявил Березкин».

В этой информации обнадеживает тот факт, что Меморандум подписан в присутствии Президента России Путина, что говорит о высочайшем уровне заинтересованности руководства страны в развитии производства метанола в РФ и создании нового экологичного класса судов, являющихся его потребителями в качестве топлива. Так же обнадеживает и то, что в этот проект «вписались» и ВЭБ.РФ и банк ВТБ, последовательно и комплексно вкладывающие финансы не только в производство метанола, но и в его активных потребителей в недалеком будущем, что будет способствовать формированию устойчивого спроса на метанол и в стране, и в мире. То есть обеспечит окупаемость и прибыльность проектов по его производству. 

Обобщая изложенную выше информацию, можно уверенно сказать, что метанол нужен миру, метанол нужен стране! Поэтому страна в лице Президента и Правительства в кратчайшие сроки смогла решить вопрос с финансированием этого огромного проекта силами российских инвесторов. Обращаю внимание на то, что этот проект, в отличие от проектов «Порт Индига», «ж/д Сосногорск – Индига», в Стратегию развития АЗРФ-2035 не вошел. Проект строительства метанольного завода в Индиге, пока единственный из многих предыдущих проектов в Индиге, очевидно, переходит в следующую, активную фазу своей реализации. Скорее всего, этот проект, в случае его реализации, в качестве локомотива подтянет за собой проекты строительства ж/д и порта в Индиге.

Внимательный читатель наверняка обратил внимание на то, что в этой статье нет упоминаний о роли руководства Ненецкого округа в решении проблемы привлечения инвестиций в этот проект. И это не потому, что я, как автор, намеренно проигнорировал эту роль. Просто информации о таком участии, хотя бы формальном, губернатора и администрации НАО, депутата Госдумы РФ и сенаторов от округа, найти не удалось.

Наверное, именно по этой причине «большие федеральные дяди», подписавшие соглашение «об организации взаимодействия по финансированию нового проекта в газохимии в Ненецком АО» во Владивостоке, не то проигнорировали за ненадобностью в излишнем политесе, не то просто забыли пригласить на знаковую церемонию подписания губернатора НАО Бездудного, или какого-либо официального представителя округа. Трудно представить, чтобы при подписании такого соглашения на огромную сумму инвестиций в субъект РФ, не присутствовали губернаторы или их представители из Мурманской или Архангельской областей, из Республик Карелия, Коми или Якутия, из ЯНАО, ХМАО или Чукотки, Красноярского края. Они и за миллионные инвестиции насмерть бьются. Не говоря уже про миллиардные инвестиции. Тем более, когда такие единичные инвестпроекты идут на сотни миллиардов рублей. 

В следующей статье, по сложившейся традиции, от захватывающих дух высот глобальных перспектив производства метанола и высокого места России по объемам его производства в мире, опустимся на родную ненецкую землю. Добавим своих «ложек дегтя» в эту сладкую «бочку меда» и определимся с темными пятнами проекта и его подводными камнями.

Борис Дульнев

Специально для ИА RUSNORD

 

Статьи по теме:

«Стратегия развития Арктики-2035 - лямур де труа по северному»;

«Проект «Печора СПГ» - «пациент скорее жив, чем мертв?»».

#НАО#Ненецкий#Индига#проект#метанол#завод#инвестиции#финансирование#порт#Русхим

 


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Октябрь 2021 (190)
Сентябрь 2021 (365)
Август 2021 (366)
Июль 2021 (352)
Июнь 2021 (341)
Май 2021 (311)



Деньги


все материалы
«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Top.Mail.Ru
Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20