Похоже, что разговоры и обсуждения проекта строительства завода по производству метанола в Индиге (Ненецкий округ) закончились. Проект получил финансирование и перешел в стадию реализации.
В ноябре прошлого 2020 года в своей статье в ИА RUSNORD, посвященной этому проекту, я задался пятью возникшими у меня естественными вопросами к авторам проекта и руководству НАО. На текущий момент могу сообщить, что практически на все эти вопросы ответы есть.
Напомню, что официальная презентация проекта холдинга «Русхим» в Администрации Ненецкого округа состоялась в марте текущего 2021 года. Тогда было объявлено о планах группы компаний, входящих в холдинг, инвестировать в проект строительства газохимического комплекса глубокой переработки природного газа в метанол в Индиге более 200 млрд рублей. Было очевидно, что такую огромную сумму самостоятельно холдингу не потянуть. Поэтому поставленный мной в статье вопрос о «пуле инвесторов» проекта, по сути, был основным.
Об энергичном поиске инвесторов проекта при активном содействии Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики в начале июня проинформировал «КоммерсантЪ». Издание сообщило о договоренностях «Русхима» Виталия Южилина с Российским Фондом прямых инвестиций (РФПИ) об условиях вхождения фонда в проект метанольного завода. В той же информации сообщено о работе «Русхима» по получению проектного финансирования в рамках программы ВЭБ.РФ, который, в свою очередь, намерен привлечь к проектному финансированию еще два-три банка.
В середине августа официальный сайт Минвостокразвития России сообщил о встрече российских и китайских инвесторов в рамках Круглого стола на тему перспективных направлений сотрудничества России и Китая в нефтегазохимической отрасли. Круглый стол был организован Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и Минвостокразвития России. Во встрече приняли участие 9 нефтегазовых и энергетических китайских компаний с общей выручкой более 850,5 млрд долларов США. На этой встрече «Русхим» представил свою презентацию метанольного завода в Индиге. Судя по всему, китайские товарищи вежливо ознакомились с презентацией проекта и решительно отказались участвовать в его инвестировании.
Для этого у них были веские причины. Дело в том, что мега-проект китайской компании Sirius Holding по строительству метанольного завода на территории Аяно-Майского района на севере Хабаровского края подавляющим большинством (90%) не был одобрен по итогам состоявшегося 21 марта 2021 года местного референдума. Людям необходимо было ответить на единственный вопрос в бюллетене: одобряют ли они реализацию на территории района комплексного проекта «Аянский газохимический парк», включая объекты инфраструктуры.
Для справки: В качестве сырья планировалось использовать газ месторождений запада Якутии. Проект предполагал возведение промышленного комплекса в 3,5 км от поселка Аян и строительство газопровода длиной 1,2 тыс. км и пропускной способностью 20 млрд кубометров в год. Оценочная стоимость проекта — 740 млрд руб. Предполагаемая мощность производства — 7,2 млн тонн газа в год, или почти 10% мирового производства метанола.
Окончательный ответ об инвесторах проекта в Индиге пришел из Владивостока, в котором на днях завершил работу Восточный экономический форум (ВЭФ-2021). РИА Новости с ссылкой на пресс-службу Газпромбанка сообщило следующее:
«В рамках ВЭФ-2021 Газпромбанк, ВЭБ.РФ, банк ВТБ и ООО "Русхим Газ" (входит в холдинг «РУСХИМ» - прим. Б.Д.) подписали соглашение об организации взаимодействия по финансированию нового проекта в газохимии в Ненецком АО на территории Арктической зоны РФ. Общая стоимость проекта оценивается в 205 миллиардов рублей (с учетом разработки месторождений). Проект планируется профинансировать в том числе в рамках программы "Фабрика проектного финансирования", оператором которой выступает ВЭБ.РФ»
Проект включает в себя разработку газоконденсатных месторождений, строительство завода по производству метанола мощностью 1,8 миллиона тонн в год на базе технологического оборудования франко-немецкой компании Air Liquide, портового терминала в районе поселка Индига с выходом на Северный морской путь и прочей инфраструктуры. А сырьём для производства метанола должен стать природный газ Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений».
По информации из другого источника, Подписи под документом поставили заместитель председателя ВЭБ.РФ – член правления ВЭБ.РФ Артём Довлатов, заместитель председателя правления Газпромбанка Алексей Белоус, старший вице-президент ВТБ Виталий Сергейчук, заместитель министра Минвостокразвития России Анатолий Бобраков, акционер и инициатор проекта Виталий Южилин.
Судя по тому, что в «пул инвесторов» вошел Газпромбанк, можно обоснованно предположить, что промышленная разработка Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений в НАО и строительство газопровода длиной 290 км к заводу в посёлке Индига, будет осуществляться при участии Газпрома. Добавлю, что в презентации проекта особо подчеркнуто, что «трубопровод будет проложен под землёй, но в некоторых местах он может идти над ней».
В своей статье я высказал надежду на то, что «что новые владельцы хорошо просчитали как собственные планы, так и возможные риски». По имеющейся информации, могу предположить, что и владельцы, и, особенно, инвесторы очень тщательно взвесили все «за» и «против».
Дело в том, что «метанольными» проектами в России ВЭБ.РФ и Банк ВТБ начали заниматься несколько лет назад. В июне этого 2021 года официальный сайт ВТБ сообщил:
«Банк ВТБ, ВЭБ.РФ и Группа ЕСН в ходе Петербургского международного экономического форума на площадке ВЭБ.РФ подписали основные ключевые условия финансирования проекта «Создание производства метанола мощностью 1 млн тонн в год в г. Сковородино Амурской области».
Группа ЕСН реализует проект создания производства метанола на базе собственного железнодорожного нефтеналивного терминала в г. Сковородино Амурской области. Объем инвестиций в первую очередь проекта составляет 55 млрд рублей».
Для лучшего осознания масштабности и перспективности проекта метанольного завода в Индиге жителями Ненецкого округа и читателям за пределами округа приведу комментарии представителей «пула инвесторов» проекта, опубликованные на ресурсе Seldon News:
«Старший вице-президент ВТБ Виталий Сергейчук:
«Глубокая переработка газа, производство метанола – не только одно из перспективных направлений увеличения российского экспорта, но и переход на более экологически чистое топливо. По прогнозам, наряду с развитием других российских проектов по созданию метанольных заводов, реализация проекта газохимического комплекса позволит увеличить экспорт метанола из России в два раза – до 8 млн тонн. Высочайшая профессиональная экспертиза ВТБ при поддержке таких проектов позволяет выработать наиболее оптимальные экономические решения, создающие новые возможности для развития городов и целых регионов. Для нас один из важнейших факторов – сохранение хрупкой арктической природы, поэтому рассчитываем на применение наилучших технологий».
Заместитель председателя ВЭБ.РФ – член правления ВЭБ.РФ Артём Довлатов:
«Масштабные проекты по развитию Арктики находятся в постоянном фокусе РФ. Комплексный подход ВЭБ.РФ к развитию потенциала проектов газохимического комплекса позволит к 2030 году за счет финансируемых проектов удвоить производство полиэтилена и СПГ, а также с учетом проекта Русхим в два раза увеличить производство метанола. Вклад этих проектов в достижение целей отраслевой стратегии по приросту объемов производства к 2030 году составит около 70% по метанолу, 45% по СПГ и около 30% по полиэтилену и карбамиду. Реализация проекта обеспечит дополнительный импульс развитию арктической газопереработки и обеспечит создание новых рабочих мест в Ненецком АО».
Заместитель председателя правления Газпромбанка Алексей Белоус:
«Мы рады стать участником знакового газохимического проекта, имеющего большое значение для развития региона и Арктической зоны в целом. Производство метанола – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, способных диверсифицировать российскую экономику, и в портфеле Газпромбанка уже немало таких проектов. Вертикальная интеграция, использование передовых технологий, обеспеченность собственной инфраструктурой – являются ключевыми конкурентными преимуществами «Русхим».
Виталий Южилин:
«Развитие Российской Арктики является одной их приоритетных задач Российской Федерации. Реализуемый Группой «Русхим» проект позволит не только приступить к разработке газоконденсатных месторождений Арктики, которые более 40 лет находились в резерве, но и станет отправной точкой для формирования нового морского глубоководного порта Индига (выделено мной – Б.Д.).
Важным аспектом проекта является его фокус на высоком переделе природного газа и наращивании экспорта несырьевой неэнергетической продукции. Дополнительно в НАО будет сформировано значительное количество новых рабочих мест, включая вакансии для высококвалифицированного персонала.
Реализация столь масштабного, сложного и значимого проекта была бы затруднительна без поддержки финансовых организаций и государства. В этой связи хотим выразить участникам синдиката признательность за активный интерес и работу по проекту, а также благодарность Минвостокразвитию в обеспечении благоприятного инвестиционного климата для реализации сложных значимых проектов в нашей Арктике»».
В качестве «вишенки на торт» добавлю еще одно сообщение, прилетевшее от Интерфакса с ВЭФ-2021:
«Группа ЕСН Григория Березкина вместе со своими традиционными японскими партнерами и российскими финансовыми организациями проработает проект строительства на российских верфях судов на метаноле.
Меморандум о взаимопонимании стороны подписали в ходе Восточного экономического форума в присутствии президента Российской Федерации Владимира Путина. Подписи под документом поставили Березкин, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, глава ВЭБа Игорь Шувалов, зампред ВТБ Анатолий Печатников, главный исполнительный вице-президент Marubeni Corp. Акира Теракава и генеральный директор энергетического и оффшорного дивизиона Mitsui O.S.K. Lines Кента Матцузака.
"Сегодня крупнейшие судовые операторы переходят от неэкологичного топлива на основании нефти и нефтепродуктов в более экологичное топливо - метанол. Мировые операторы только начали заказывать соответствующие суда. Наше соглашение - первый подход к снаряду, чтобы такой проект реализовать в России, строить суда на российских верфях с использованием в качестве топлива метанола не только для российского судоходства, Севморпути, но и для международного использования", - сказал Березкин в ходе встречи модераторов сессий ВЭФ-2021 с президентом, предшествовавшей церемонии.
"Результатом будет синхронизация этих планов с возможностями российских верфей. По результатам мы вам доложим. Это создаст новую нишу для использования российского метанола, где мы жестко конкурируем (на мировом рынке - ИФ) не друг с другом, а только с международными компаниями", - заявил Березкин».
В этой информации обнадеживает тот факт, что Меморандум подписан в присутствии Президента России Путина, что говорит о высочайшем уровне заинтересованности руководства страны в развитии производства метанола в РФ и создании нового экологичного класса судов, являющихся его потребителями в качестве топлива. Так же обнадеживает и то, что в этот проект «вписались» и ВЭБ.РФ и банк ВТБ, последовательно и комплексно вкладывающие финансы не только в производство метанола, но и в его активных потребителей в недалеком будущем, что будет способствовать формированию устойчивого спроса на метанол и в стране, и в мире. То есть обеспечит окупаемость и прибыльность проектов по его производству.
Обобщая изложенную выше информацию, можно уверенно сказать, что метанол нужен миру, метанол нужен стране! Поэтому страна в лице Президента и Правительства в кратчайшие сроки смогла решить вопрос с финансированием этого огромного проекта силами российских инвесторов. Обращаю внимание на то, что этот проект, в отличие от проектов «Порт Индига», «ж/д Сосногорск – Индига», в Стратегию развития АЗРФ-2035 не вошел. Проект строительства метанольного завода в Индиге, пока единственный из многих предыдущих проектов в Индиге, очевидно, переходит в следующую, активную фазу своей реализации. Скорее всего, этот проект, в случае его реализации, в качестве локомотива подтянет за собой проекты строительства ж/д и порта в Индиге.
Внимательный читатель наверняка обратил внимание на то, что в этой статье нет упоминаний о роли руководства Ненецкого округа в решении проблемы привлечения инвестиций в этот проект. И это не потому, что я, как автор, намеренно проигнорировал эту роль. Просто информации о таком участии, хотя бы формальном, губернатора и администрации НАО, депутата Госдумы РФ и сенаторов от округа, найти не удалось.
Наверное, именно по этой причине «большие федеральные дяди», подписавшие соглашение «об организации взаимодействия по финансированию нового проекта в газохимии в Ненецком АО» во Владивостоке, не то проигнорировали за ненадобностью в излишнем политесе, не то просто забыли пригласить на знаковую церемонию подписания губернатора НАО Бездудного, или какого-либо официального представителя округа. Трудно представить, чтобы при подписании такого соглашения на огромную сумму инвестиций в субъект РФ, не присутствовали губернаторы или их представители из Мурманской или Архангельской областей, из Республик Карелия, Коми или Якутия, из ЯНАО, ХМАО или Чукотки, Красноярского края. Они и за миллионные инвестиции насмерть бьются. Не говоря уже про миллиардные инвестиции. Тем более, когда такие единичные инвестпроекты идут на сотни миллиардов рублей.
В следующей статье, по сложившейся традиции, от захватывающих дух высот глобальных перспектив производства метанола и высокого места России по объемам его производства в мире, опустимся на родную ненецкую землю. Добавим своих «ложек дегтя» в эту сладкую «бочку меда» и определимся с темными пятнами проекта и его подводными камнями.
Борис Дульнев
Специально для ИА RUSNORD
Статьи по теме:
«Стратегия развития Арктики-2035 - лямур де труа по северному»;
«Проект «Печора СПГ» - «пациент скорее жив, чем мертв?»».
#НАО#Ненецкий#Индига#проект#метанол#завод#инвестиции#финансирование#порт#Русхим