Накануне интерес в Ненецком округе вызвала публикация в «Коммерсанте» ««Печору СПГ» пустили на метанол - Ненецкий проект меняет владельцев и перспективы».
У «Печоры СПГ» с ее лицензиями на Коровинское и Кумжинское газовые месторождения в НАО сменились собственники. В Индиге новые владельцы планируются построить завод по производству метанола на экспорт. Как сообщает «Коммерсантъ», к 2025 году предполагается выйти на добычу в 2 млрд кубометров газа в год, построить газопровод до побережья Баренцева моря в районе п. Индига (300 км) и первую очередь завода (1,7 млн тонн метанола в год). До 2027 года компания хочет увеличить добычу до 4 млрд кубометров и построить вторую очередь завода. Суммарно получится 3,4 млн тонн метанола в год. В качестве положительных перспектив проекта отмечается, что «завод будет стоять на побережье, и это существенно облегчает логистику и «с учетом собственного сырья создает существенное преимущество проекта перед другими экспортерами метанола». При заявленной инвестпрограмме окупаемость инвестиций ожидается через семь-восемь лет.
Наверное, эту новость можно было бы воспринять как хорошую, если бы не несколько естественно возникающих вопросов и сомнений, в дополнение к тем, которые изложены в «Коммерсанте». Например, по мнению аналитиков, учитывая низкие цены на метанол и замедление роста рынка, проект выглядит рискованным.
Перечислю собственные вопросы и сомнения:
Во-первых, в 2018 году из-за «отсутствия перспектив развития» из проекта «Печора СПГ» вышла «Роснефть». Нефтяная компания собиралась делать на базе «Печора СПГ» завод по производству и экспорту СПГ, но так и не смогла добиться разрешения на экспорт сжиженного газа с ненецких месторождений, от этого проекта отказалась. Также «Роснефти» и другим участникам проекта не удалось получить лицензии на Ванейвисское и Лаявожское месторождения, так как аукцион на их покупку в июне 2016 года выиграл «Газпром». В этой связи «Роснефть» стала рассматривать возможность строительства вместо завода СПГ газохимического комплекса по производству 6,9 млн т метанола или 4,3 млн т метанола и 3,3 млн т карбамида. Что несколько выше указанных в начале статьи планов новых владельцев «Печора СПГ». Хочется надеяться, что новые владельцы хорошо просчитали как собственные планы, так и возможные риски.
Во-вторых, не определен полный «пул инвесторов» обновленного проекта, который правильнее было бы теперь называть не «Печора СПГ», а «Печора метанол». В отличие от «Роснефти» новые владельцы не связаны с добычей газа. Это значит, что им придется решить с кем-то из недропользователей вопрос промышленной разработки газовых месторождений. Интересно с кем?
В-третьих, в материале «Коммерсанта» ничего не сказано о взаимодействии новых собственников с проектом «Порт Индига». Это важно, так как первоначально «Порт Индига» должен был развиваться в связке с СПГ-проектами «Роснефти». После «выхода» из проекта «Роснефти» концепция порта в Индиге была несколько пересмотрена в сторону превращения его в угольный перевалочный хаб на Баренцевом море. По информации портала korabel.ru на начало 2019 года, «в состав проектируемого порта Индига входят:
- угольный терминал;
- нефтеналивной терминал;
- терминал сжиженного природного газа и сжиженных углеводородных газов;
- универсальный перегрузочный комплекс (перегрузка контейнеров, генеральных грузов, металлов, навалочных грузов);
- специализированные причалы;
- причалы для судов портового флота и морспецподразделения с сопутствующей береговой инфраструктурой.
В составе порта дополнительно предусмотрено строительство:
- базы портового флота;
- базы ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.
Проектируемый морской порт предназначен для перевалки с наземного транспорта на морской и в обратном направлении, с кратковременным хранением на территории широкой номенклатуры грузов, в том числе:
- грузов, доставляемых трубопроводным транспортом - нефть и нефтепродукты, сжиженный природный газ, сжиженные углеводородные газы;
- грузов, доставляемых железнодорожным транспортом - уголь, полезные ископаемые навалом, генеральные грузы, контейнеры, металлогрузы, иные грузы навалом;
- грузов, доставляемых морским транспортом - нефтепродукты, генеральные грузы, контейнеры, крупногабаритное и тяжеловесное оборудование».
Вполне очевидно, что строительство железной дороги Сосногорск – Индига потребует строительства весьма внушительного станционного хозяйства, которое, скорее всего, является составной частью проекта порта.
Судя по всему, именно в такой «комплектации» проект «Порт Индига» и вошел в Стратегию развития Арктической зоны РФ-2035.
Хочется надеяться, что нынешний совладелец «Печора СПГ» (50 %) Виталий Южилин с этими проблемами справится. Как следует из указанной в начале статьи в «Коммерсанте», он «бывший совладелец Национальной контейнерной компании (НКК), вошедшей в 2013 году в Global Ports. В 1990-х годах занимался нефтетрейдингом и портовым бизнесом, являлся совладельцем Морского порта Санкт-Петербург, также был депутатом Госдумы в 1998–2016 годах». Интерес к проекту «Порт Индига» проявлял уже давно.
В-четвертых, метанол – сильный яд. Опасным является и сам технологический процесс его производства: Установка по производству метанола – это технически сложный, специфический для газовой отрасли объект. Её строительство требует высокой квалификации, как руководителей строительства, так и рабочего персонала. В процессе производства метанола температуры рабочих сред достигают 1000 и более градусов Цельсия. Одним из компонентов синтеза метанола является водород, наличие которого в технологическом процессе требует высочайшего качества выполнения стыков и сварных соединений. В настоящее время в схожих природно-климатических условиях Крайнего Севера в стране построено всего несколько установок по производству метанола. Ранее г-н Южилин планировал производить метанол под Санкт-Петербургом.
В-пятых, мои традиционные вопросы к руководству Ненецкого округа и инвесторам мега-проектов на территории НАО:
- на сколько рабочих мест смогут претендовать жители округа и на стадии строительства (реализации проектов) и потом в режиме промышленной работы построенных объектов;
- в каком объеме к освоению инвестиций будут допущены предприниматели округа;
- и сколько средств эти проекты принесут в казну Ненецкого округа?
(фото https://magazine.neftegaz.ru/upload/medialibrary/cf4/cf44613f2a722541d67d68a6993ddbe9.png)
Борис Дульнев
Специально для ИА RUSNORD