Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Стратегия развития Арктики-2035 - лямур де труа по северному

Стратегия развития Арктики-2035 ориентирует Ненецкий округ и Архангельскую область на более тесную экономическую интеграцию с республикой Коми. Но не между собой.

На днях официально опубликован Указ Президента России Путина "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года". К сожалению, если бы не депутат Госдумы от НАО Сергей Коткин, то официальные СМИ округа вообще промолчали  бы об этом важном событии.  Из других представителей федеральной и региональной власти отметился краткой публикацией на эту тему в соцсетях лишь заместитель председателя окружного Собрания Матвей Чупров. И Коткин, и Чупров, правда, ограничились кратким изложением раздела Стратегии, посвященного Ненецкому округу, и общими фразами на тему ее важности для северян вообще и жителей округа в частности. По этой причине в этой статье хочу поделиться своими соображениями по поводу прочитанного в Стратегии применительно к Ненецкому округу.

Первым пунктом в разделе Основных направлений реализации Стратегии в НАО указано «развитие проекта строительства глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск – Индига». Что снимает с повестки дня на будущее любые идеи по поводу строительства железной дороги Индига-Карпогоры, которые активно высказывались Александром Цыбульским еще в статусе ВРИО губернатора Архангельской области на этапе обсуждения идеи объединения НАО и АО. К сожалению для Александра Витальевича и сторонников объединения округа и области в один субъект, в Стратегии нет ни одного пункта, определяющего какую-либо экономическую, транспортную или иную инфраструктурную интеграцию Ненецкого округа и Архангельской области.

В тоже самое время в том же разделе Стратегии для НАО помимо «интеграционной» с Коми  ж/д Индига-Усинск, указаны еще два непосредственно «интеграционных» проекта. Это проведение дноуглубительных работ на реке Печоре и строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар - Усинск. При этом аналогичные пункты включены и в раздел  Стратегии для Республики Коми. И Появление этих проектов в Стратегии в разделах для НАО и Коми по праву стоит поставить в заслугу и Цыбульскому в бытность его губернатором округа, и предыдущему руководству Республики Коми.

Более тесной интеграции НАО и Коми будет способствовать и реализация проектов реконструкции аэропортов в Амдерме и в Воркуте. Очевидно, так же, что и развитие Варандейского, Харьяго-Усинского и Хасырейского нефтяных минерально-сырьевых центров, предусмотренных в разделе для НАО, тесно связано с усилением интеграционных связей с Республикой Коми.

Вполне очевидно, что ускоренной реализации проекта «Порт Индига» и ж/д Индига-Сосногорск будет способствовать реализация нескольких мега-проектов в Республике Коми (РК), включенных в Стратегию.

Во-первых, речь идет о развитии угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна и создании на их основе комплексов глубокой переработки угольного сырья и углехимии; Во-вторых, о формировании и развитии нефтегазовых минерально-сырьевых центров на базе Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, в том числе создание мощностей по переработке нефти и газа; В-третьих, о создании и развитии вертикально интегрированного горно металлургического комплекса, предназначенного для переработки титановых руд и кварцевых (стекольных) песков Пижемского месторождения. В-четвертых, о формировании и развитии Парнокского железомарганцевого минерально-сырьевого центра.

Для справки:

Пижемское  месторождение  титана. Расположено  в  Усть-Цилемском  районе Республике Коми. Является крупнейшим в мире по ресурсам титановой руды и комплексным по  сопутствующим  полезным  ископаемым.  Во вскрышных  породах и титановых рудах месторождения содержатся  кварцевые  пески,  каолинит-кварцевые песчаники и золото-алмазная россыпь Ичетью. Комиссия РСПП  по  оборонно-промышленному  комплексу отмечает, что обеспечение отечественной оборонной промышленности высокосортной титановой и кварцевой продукцией является на сегодняшний день одной из самых актуальных задач в современной России,  а успешное освоение Пижемского месторождения сможет предопределить новый облик промышленной мощи государства, его обороноспособности и национальной безопасности страны.

Парнокское месторождение железо-марганцевых руд. Расположено в Интинском районе в 75 километрах юго-восточней города Инта. Считается практически единственным в стране по своим немалым запасам, высокому содержанию марганца и близким залеганием руды к поверхности. В настоящее время потребность России в крупнотоннажных сплавах марганца примерно на 60 процентов закрывается за счёт импорта, а в средне- и низкоуглеродистом ферромарганце и металлическом марганце – на 100 %, главным образом, из Украины; электролитический марганец импортируют из Китая. Немаловажно, что руды Парнокского месторождения отличаются высоким содержанием германия, который относится к редким стратегическим металлам. Он является базовым в производстве оптической и микроэлектроники.

Реализация этих мега-проектов невозможна без модернизации и развития железнодорожной сети, как в самой РК, так и в НАО и АО. Реализация этих мега-проектов невозможна и без модернизации и создания морских портов в НАО и Архангельске, поскольку собственного выхода к морям Республика Коми не имеет. Поэтому в основных направлениях Стратегии для этих трех соседних субъектов РФ заложена реализация соответствующих проектов.

Дноуглубление сквозной транспортной водной артерии НАО и РК, а так же реконструкция морского порта Нарьян-Мар позволит восстановить полноценное транспортное сообщение по реке Печора практически на всем ее протяжении.

Для АО Стратегией предусмотрены проекты повышения конкурентоспособности морского порта Архангельск, включая модернизацию действующих морских терминалов, дноуглубление, создание нового глубоководного района, производственно-логистических комплексов и подъездной инфраструктуры, внедрение систем координации и цифрового управления транспортным узлом. А так же развитие транспортной инфраструктуры (железнодорожных магистралей, водных путей и автомобильных дорог), обеспечивающей связь морского порта Архангельск с территориями Северо-Запада России, Урала и Сибири, включая обоснование целесообразности строительства железнодорожных участков Карпогоры - Вендинга и Микунь – Соликамск. Аналогичный пункт содержится и в разделе Стратегии для РК. Фактически, можно говорить о полноценном возрождении проекта ж/д Белкомур. В этой связи интересен та часть Стратегии, которая говорит об «обосновании целесообразности строительства железнодорожных участков Карпогоры – Вендинга»

Для справки:

Проектирование железнодорожной линии Карпогоры — Вендинга. Железнодорожная линия Карпогоры — Вендинга — часть меридиональной магистрали «Белкомур» («Белое море — Коми — Урал») по направлению Архангельск — Сыктывкар — Соликамск.  Участок Карпогоры — Вендинга должен соединить две тупиковые линии и превратить направление Микунь — Архангельск в транзитную магистраль. Это напрямую свяжет два богатых природными ресурсами региона и сократит путь следования поездов из Республики Коми в Архангельск почти на 400 км. Проект подготовлен и согласован в 1996 году. В последующие годы разработана рабочая документация на строительство 80 км линии (40 км со стороны Карпогор и столько же со стороны Вендинги). Запроектировано 5 железнодорожных мостов, в том числе через реку Вашка длиной 270 м и реку Варда длиной 124 м. В 1999 году начаты строительные работы по укладке железнодорожного полотна с двух сторон навстречу друг другу. Вблизи Вендинги началось возведение опор моста через реку Вашка. В 2002 году проект в очередной раз приостановлен по причине нехватки средств на строительство. Появление «Белкомура» поможет и Пермскому краю, в частности, в вывозе калийных удобрений из Соликамско-Березниковского узла. Основными потребителями товара являются Бразилия и Китай, и при отправке грузов по «Белкомуру» в глубоководный порт Архангельска (при условии его наличия), а теперь еще и через порт Индига, пермские поставщики получат альтернативный и более экономичный вариант вывоза продукции.

Так же в разделе Стратегии для РК предусмотрена реконструкция участка ж/д Коноша - Котлас - Чум – Лабытнанги, очевидно в развитие другого уже принятого к реализации давнего  проекта  Северный широтный ход.

В разделе Стратегии для НАО предусмотрено развитие Варандейского, Колгуевского, Харьяго-Усинского и Хасырейского нефтяных минерально-сырьевых центров. Здесь все вполне очевидно и ожидаемо, кроме Колгуевского минерально-сырьевого центра. Очевидно, в Стратегии имеются в виду центральная часть Песчаноозёрского месторождения на острове Колгуев, а так же восточная и западная части этого месторождения. В купе с Песчаноозёрскими месторождениями речь, скорее всего, идёт и еще об одном колгуевском месторождении — Таркском.

По заключениям экспертов, Песчаноозёрское нефтегазоконденсатное месторождение имеет незначительные запасы залежей газа, газоконденсата и нефти. Таркское нефтяное месторождение по своим запасам залежи относится к средним (см. там же). Песчаноозерское нефтегазоконденсатное месторождение было открыто в 1983 году. Пробная эксплуатация началась в 1985. Перспективы добычи в то время представлялись довольно радужными (дебит одной скважины составил порядка 65 тонн в сутки). Впоследствии выяснилось, что потенциал месторождения был переоценен. Из-за сложных особенностей геологического строения продуктивных горизонтов и свойств коллекторов дебиты скважин оказались в четыре-семь раз меньше, чем предусматривалось проектом. В феврале 2010 года решением ГКЗ извлекаемые запасы месторождения категории С1+С2 были снижены почти на треть — на 5 млн, до 11 млн тонн. У месторождений было несколько собственников, которые, к тому же, за последние 20 лет менялись. При этом выйти на рентабельную работу так и не удалось (подробнее см. здесь >> и здесь >>). Помимо малых запасов, высокоширотного расположения месторождений, проблем с собственниками «экономику» колгуевских месторождений «портили» законодательные и вытекающие из них логистические проблемы, которые в настоящее время усугубятся созданием ООПТ на острове, разрезавшей его в центральной части. Без детального плана Правительства РФ, который должен быть подготовлен в течение трех месяцев после опубликования Стратегии оценить целесообразность включения развития Колгуевского минерально-сырьевого центра в Стратегию не представляется возможным. Так же, как и «формирование газоконденсатных минерально-сырьевых центров на базе месторождений Ненецкого автономного округа, включая разработку Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, Ванейвисского и Лаявожского нефтегазоконденсатных месторождений». Два последних принадлежат Газпрому, который собирается привлечь к их освоению Лукойл. Кровинское и Кумжинское месторождения на конец 2019 года были выставлены группой Alltech Дмитрия Босова после окончательного выхода «Роснефти» из проекта «Печора СПГ» на продажу.

Без упомянутого выше плана Правительства РФ и разъяснений Администрации Ненецкого округа так же непонятны такие пункты раздела Стратегии для НАО, как:

- геологическое изучение и развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых в целях диверсификации экономики Ненецкого автономного округа;

- строительство агропромышленного парка и реализация экспортно ориентированных проектов, предусматривающих глубокую переработку оленины;

- развитие туристического кластера, в том числе инфраструктуры культурно-религиозного и этнического туризма.

«Развивать» минерально-сырьевую базу твердых полезных ископаемых в целях диверсификации экономики округа можно было бы уже и «вчера». Например, еще в 2012 году был разведан «Участок № 1 месторождения торфа «Ненецкое», который мог и может пойти на производство сорбента для сбора разлившейся нефти и нефтепродуктов. Продукция, как показали экологические катастрофы на Таймыре и в НАО этого года, крайне востребованная. Еще в 2015 году руководству НАО были представлены документы на возможность разработки месторождения глин и суглинков, которые можно добывать открытым способом. Всего в 27 км от Нарьян-Мара. Недалеко от газопровода. Даже уже проект дороги есть. Можно производить кирпич, создавать рабочие места.

Что напрягает в Стратегии в разделе для Ненецкого округа? Во-первых, доминирование мега-проектов и полное непонимание, сколько рабочих мест жителям округа эти мега-проекты дадут? И сколько денег от них будет поступать в доходную часть бюджета НАО? Насколько реализация этого раздела Стратегии позволит диверсифицировать экономику и социальную сферу Ненецкого округа?

В своей статье  «Проект «Порт Индига» - об экономике и не только» я привел идеи Александра Цыбульского, тогдашнего губернатора НАО по развитию Ненецкого округа:

«"(В проект формирования Ненецкой опорной зоны) мы включили в первую очередь проекты, которые предусматривают развитие добычи углеводородного сырья и Северного морского пути (СМП)… И одним из приоритетных проектов Ненецкой опорной зоны может стать строительство глубоководного порта Индига".

По его словам, предполагаемая пропускная способность порта, строительство которого планируется осуществить по принципу государственно-частного партнерства, составит до 300 миллионов тонн. Предполагается, что в структуру порта войдут, в частности, нефтяные и угольные терминалы, а также терминал по отгрузке сжиженного природного газа (СПГ).

В числе других проектов, которые предполагается реализовать для формирования Ненецкой опорной зоны Цыбульский назвал строительство железнодорожной линии Сосногорск — Индига, а также реконструкцию аэропортов в Нарьян-Маре и поселке Амдерма. Он не исключил возможности промышленной кооперации Ненецкого автономного округа и республики Коми, в части объединения ее ресурсной базы с транзитными возможностями Ненецкого округа. По оценке Цыбульского, это может дать "очень серьезный экономический эффект"».

Справедливости ради стоит отметить, что эти предложения в Стратегию вошли. Теперь будем ждать План Правительства РФ и разъяснения Администрации и губернатора Ненецкого округа Юрия Бездудного по реализации этой Стратегии.

В заключении не могу не отметить, что никакой прямой экономической и социальной интеграции между НАО и Архангельской областью в Стратегии на среднесрочную перспективу до 2035 года даже не планируется. В отличие от интеграции каждого из субъектов РФ по отдельности с Республикой Коми.

Никаких реальных экономических связей между НАО и АО, кроме договорных отношений по распределению доходов Ненецкого округа в пользу Архангельской области, так же не предусмотрено. Поэтому идея объединения области и округа в один субъект не целесообразна. Более того, после знакомства со Стратегией можно однозначно сказать, что эта идея просто бессмысленна. Поэтому смею обоснованно предположить, что наряду с активным неприятием жителями и элитой НАО идеи объединения, понимание административной нецелесообразности без прочных экономических связей в будущем стали причиной отказа Москвы от «административного» объединения Ненецкого округа и Архангельской области.

 

Борис Дульнев

Специально для ИА RUSNORD   


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Декабрь 2020 (30)
Ноябрь 2020 (308)
Октябрь 2020 (307)
Сентябрь 2020 (297)
Август 2020 (292)
Июль 2020 (303)



Деньги


все материалы
«    Декабрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20