Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Проект «Печора СПГ» - «пациент скорее жив, чем мертв?»

Накануне интерес в Ненецком округе вызвала публикация в «Коммерсанте» ««Печору СПГ» пустили на метанол - Ненецкий проект меняет владельцев и перспективы».

У «Печоры СПГ» с ее лицензиями на Коровинское и Кумжинское газовые месторождения в НАО сменились собственники. В Индиге новые владельцы планируются построить завод по производству метанола на экспорт. Как сообщает «Коммерсантъ», к 2025 году предполагается выйти на добычу в 2 млрд кубометров газа в год, построить газопровод до побережья Баренцева моря в районе п. Индига (300 км) и первую очередь завода (1,7 млн тонн метанола в год). До 2027 года компания хочет увеличить добычу до 4 млрд кубометров и построить вторую очередь завода. Суммарно получится 3,4 млн тонн метанола в год. В качестве положительных перспектив проекта отмечается, что «завод будет стоять на побережье, и это существенно облегчает логистику и «с учетом собственного сырья создает существенное преимущество проекта перед другими экспортерами метанола». При заявленной инвестпрограмме окупаемость инвестиций ожидается через семь-восемь лет.

Наверное, эту новость можно было бы воспринять как хорошую, если бы не несколько естественно возникающих вопросов и сомнений, в дополнение к тем, которые изложены в «Коммерсанте». Например, по мнению аналитиков, учитывая низкие цены на метанол и замедление роста рынка, проект выглядит рискованным.

Перечислю собственные вопросы и сомнения:

Во-первых, в 2018 году из-за «отсутствия перспектив развития» из проекта «Печора СПГ» вышла «Роснефть». Нефтяная компания собиралась делать на базе «Печора СПГ» завод по производству и экспорту СПГ, но так и не смогла добиться разрешения на экспорт  сжиженного газа с ненецких месторождений, от этого проекта отказалась. Также «Роснефти» и другим участникам проекта не удалось получить лицензии на Ванейвисское и Лаявожское месторождения, так как  аукцион на их покупку в июне 2016 года выиграл «Газпром». В этой связи «Роснефть» стала рассматривать возможность строительства вместо завода СПГ газохимического комплекса по производству 6,9 млн т метанола или 4,3 млн т метанола и 3,3 млн т карбамида. Что несколько выше указанных в начале статьи планов новых владельцев «Печора СПГ». Хочется надеяться, что новые владельцы хорошо просчитали как собственные планы, так и возможные риски.

Во-вторых, не определен полный «пул инвесторов» обновленного проекта, который правильнее было бы теперь называть не «Печора СПГ», а «Печора метанол». В отличие от «Роснефти» новые владельцы не связаны с добычей газа. Это значит, что им придется решить с кем-то из недропользователей вопрос промышленной разработки газовых месторождений. Интересно с кем?

В-третьих, в материале «Коммерсанта» ничего не сказано о взаимодействии новых собственников с проектом «Порт Индига». Это важно, так как первоначально «Порт Индига» должен был развиваться в связке с СПГ-проектами «Роснефти». После «выхода» из проекта «Роснефти» концепция порта в Индиге была несколько пересмотрена в сторону превращения его в угольный перевалочный хаб на Баренцевом море. По информации портала korabel.ru на начало 2019 года, «в состав проектируемого порта Индига входят:

- угольный терминал;

- нефтеналивной терминал;

- терминал сжиженного природного газа и сжиженных углеводородных газов;

- универсальный перегрузочный комплекс (перегрузка контейнеров, генеральных грузов, металлов, навалочных грузов);

- специализированные причалы;

- причалы для судов портового флота и морспецподразделения с сопутствующей береговой инфраструктурой.

В составе порта дополнительно предусмотрено строительство:

- базы портового флота;

- базы ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

Проектируемый морской порт предназначен для перевалки с наземного транспорта на морской и в обратном направлении, с кратковременным хранением на территории широкой номенклатуры грузов, в том числе:

- грузов, доставляемых трубопроводным транспортом - нефть и нефтепродукты, сжиженный природный газ, сжиженные углеводородные газы;

- грузов, доставляемых железнодорожным транспортом - уголь, полезные ископаемые навалом, генеральные грузы, контейнеры, металлогрузы, иные грузы навалом;

- грузов, доставляемых морским транспортом - нефтепродукты, генеральные грузы, контейнеры, крупногабаритное и тяжеловесное оборудование».

Вполне очевидно, что строительство железной дороги Сосногорск – Индига потребует строительства весьма внушительного станционного хозяйства, которое, скорее всего, является составной частью проекта порта.

Судя по всему, именно в такой «комплектации» проект «Порт Индига» и вошел в Стратегию развития Арктической зоны РФ-2035.

Хочется надеяться, что нынешний совладелец «Печора СПГ» (50 %) Виталий Южилин с этими проблемами справится. Как следует из указанной в начале статьи в «Коммерсанте», он «бывший совладелец Национальной контейнерной компании (НКК), вошедшей в 2013 году в Global Ports. В 1990-х годах занимался нефтетрейдингом и портовым бизнесом, являлся совладельцем Морского порта Санкт-Петербург, также был депутатом Госдумы в 1998–2016 годах». Интерес к проекту «Порт Индига» проявлял уже давно.

В-четвертых, метанол – сильный яд. Опасным является и сам технологический процесс его производства: Установка по производству метанола – это технически сложный, специфический для газовой отрасли объект. Её строительство требует высокой квалификации, как руководителей строительства, так и рабочего персонала. В процессе производства метанола температуры рабочих сред достигают 1000 и более градусов Цельсия. Одним из компонентов синтеза метанола является водород, наличие которого в технологическом процессе требует высочайшего качества выполнения стыков и сварных соединений. В настоящее время в схожих природно-климатических условиях  Крайнего Севера в стране построено всего несколько установок по производству метанола. Ранее г-н Южилин планировал производить метанол под Санкт-Петербургом.

В-пятых, мои традиционные вопросы к руководству Ненецкого округа и инвесторам мега-проектов на территории НАО:

- на сколько рабочих мест смогут претендовать жители округа и на стадии строительства (реализации проектов) и потом в режиме промышленной работы построенных объектов;

- в каком объеме к освоению инвестиций будут допущены предприниматели округа;

- и сколько средств эти проекты принесут в казну Ненецкого округа?

(фото https://magazine.neftegaz.ru/upload/medialibrary/cf4/cf44613f2a722541d67d68a6993ddbe9.png)

Борис Дульнев

Специально для ИА RUSNORD


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (194)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20