Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Искусство жить в аду. Рецензия на фильм «Сын Саула» режиссёра Ласло Немеша

Есть суждение, что для получения самых престижных кинопремий («Оскар», «Каннская пальмовая ветвь» и тд) достаточно снять фильм на тему Холокоста… мол, остальное еврейское кино-лобби доделает.

В какой-то мере, согласен. Ибо снимать пустышку на тему трагедии целого народа изначально не имеет смысла, здесь нужен особый подход. Но взгляните непредвзято, разве «Жизнь прекрасна» итальянца Роберто Бениньи – это не шедевр? Надо же было придумать сюжет – попав в концлагерь, отец для сына придумывает целую игру, чтобы ребёнок не сошёл с ума от страха. Или эпохальный «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, я ещё не встречал человека, у которого не текут слёзы на последних кадрах (впрочем, я стараюсь общаться с приличными людьми). Или «Пианист» Романа Поланского, в котором режиссёр вывернул наизнанку воспоминания своего детства. Или прошлогодний триумфатор «Оскара»польская «Ида», вызвавшая шум в националистических кругах современной Польши – панам очень не понравилось, что им публично и в лицо бросили обвинение в соучастии в нацистских преступлениях.

Но бывают в этой теме и откровенные неудачи. Как, например, у безмерно уважаемого мной Квентина Тарантино с «Бесславными ублюдками». Хотел мастер киноцитат и провокаций разом закрыть тему, изобразив, как горстка американских героев еврейской национальности ставит в коленно-локтевую позу всю фашистскую Германию. Однако в тот раз самородку из видеосалона изменило чувство меры, переборщил с гротеском, перенапряг зрителя с диалогами (правда, последнее его фирменный грешок). Вы сами погуглите-пояндексите и удивитесь, сколько фильмов про концлагеря прошли незамеченными из-за невеликих художественных достоинств.

Да, я не оговорился, каждый фильм о концлагере имеет прямое отношение к Холокосту. Просто потому, что именно евреи не имели шансов там выжить, это называлось «окончательным решением их вопроса». Причём в душегубки отправляли и тех, у кого евреями были бабушки дедушки, идеологи Третьего рейха считали, что даже четвертинка этой крови может быть доминирующей. Резонно, кстати… на себе чувствую.

А вот советский кинематограф тему Холокоста старательно обходил. В нечастых фильмах про концлагеря («Помни имя своё», Судьба человека», «Жаворонок»…) главным мучеником был советский народ без разделения на национальности. Философия интернационализма, понимаю… но не сочувствую. Тем более что и само слово «холокост» было под неофициальным запретом, я его не помню на школьных уроках истории.

Дебютный фильм венгерского еврея Ласло Немеша взял сразу и «Пальмовую ветвь» и «Оскара», сейчас кинематограф «третьих» стран действительно на подъёме. В противовес голливудской продукции, где в основном продолжается поиск земных истин в безвоздушном пространстве. Никаких особых тайн о гибели 6 миллионов евреев он не раскрывает. Разве что «особо одарённым» в которой раз объясняет – людей в Освенцимах-Бухенвальдах не сжигали живьём в печах крематориев, их сначала душили отравляющим газом «Циклон-Б». Технологический «процесс» изничтожения рода человеческого в картине показан, но деликатно, без излишнего натурализма.

Вообще этот фильм интересен тем, как снято, деталями и приёмами Хотя и сюжет нетривиален – заключённый Аушвица военнопленный Саул, несмотря на еврейское происхождение, получил шанс прожить чуть дольше своих соплеменников, он работает в зондер-команде. Нет, не подумайте, это не полицаи, а только те, кто помогает другим отправиться в последний путь - сгоняет еврейский народ в газовую камеру, а потом собирает трупы на сожжение и кидает горы праха в реку. Уж и не знаю, за что ему такое доверие, наверное, выглядел покрепче других.

Но это нельзя назвать жизнью. Кроме страшной работы, которой приходится заниматься, ещё издевательства и побои со стороны надсмотрщиков, постоянное ожидание пули в затылок за малейшее непослушание. Или просто перепутают и толкнут в толпу обречённых. Интересная деталь – в кадре ни одного полосатого костюма, по которым мы привыкли узнавать узников фашизма. Специально интересовался, оказывается, так наряжали тех, кто попадал в центральные бараки концлагерей. А тех, кого сразу в душегубку, зачем обряжать? Ну, и зондер-команда тоже в цивильном, только красные кресты на спинах.

Давно, ещё в 70-х, в «Новом мире» я прочитал повесть о побеге из концлагеря, увы, забыл и автора, и название. Но запомнилось то, что опытные сидельцы смогли разжиться едой и даже выпивкой, объясняя это именно опытом выживания. И в «Сыне Саула» мы видим, как один из членов зондер-команды достаёт из нычки фотоаппарат и снимает зверства эссесовцев. Зачем? Мне тоже странно, ведь в разговорах между заключёнными проскакивает, что их могут убить как фашисты, так и потенциальные освободители концлагеря, обвинив несчастных в сотрудничестве с врагом. А стоит осень 44-го, когда исход войны уже предрешён. Представляете, какой ад творился в душах и головах этих людей?

Зондер-команда готовится к побегу, к прорыву. Но только не Саул, в мальчике, который после душегубки ещё дышал считанные минуты, он признаёт своего сына. Так ли это на самом деле, остаётся загадкой для зрителя. Но у героя картины осознание отцовства и ответственности за кого-то, кроме себя, переходит в манию – он мечется по лагерю в поисках раввина, потом желает похоронить тело сына, не отдавать в топку и пепел в реку. То ли окончательно свихнувшийся, то ли выздоравливающий от окружающего безумия, Саул-отец готов заложить участников побега, чем вызывает «всеобщую ненависть и презрение трудящихся» (слова из армейской присяги).

Побег, кстати, состоится. И Саул уйдёт вместе с телом сына. Недалеко, СС-овцы их быстро настигнут. Но фильм не про то…

Я, как бывший работник операторской группы, всегда предвзято отношусь к визуальному ряду. Здесь он неожиданный. Камера как будто приклеена кглавному герою,тоснимая из-за его спины, товитая вокруг, тодлинный крупный план лица с размытым задним фоном. И несколько длинных проходов, снятых одним куском, практически эталон операторского мастерства.

А ещё лицо главного героя. С очень ограниченным мимическим набором – тупая покорность, полная растерянность, фанатичная решительность. Лично у меня возникли ассоциации с «Иди и смори» Элема Климова, фильма, от которого в конце 80-х мороз по кожи продирал.

И необычный звуковой ряд. Никакой напряжённой музыки, как мы привыкли в фильмах такого эмоционального накала. Хаотичная полифония из криков, стонов, ударов, ругани, каких-то фальшивых скрипичных звуков. Причём возгласы и мат звучат на нескольких языках Даже на русском – «ах ты, жидяра». Это к Саулу. Не подумайте, что полицай, свой браток-заключённый. Просто возмущается, что тот с трупом сына носится, а у них восстание, дело общественное. Так что, если и антисемитизм, то бытовой и по делу.

Зато польска мова - «пся крев, курва» - исходит именно от полицаев, избивающих заключённых. Хорошо приложили, мой респект.

Короче, иди и смотри. Но, если кому-то надоели фильмы про Холокост, может этого не делать. Я тебя вычёркиваю…

Леонид Черток

 

 

 

Для того, чтобы пошить одежду помио соответствующего материала, также необходимо и оборудование (швейная машинка). Где ее можно приобрести? Вот, например, Вашему вниманию предлагается купить швейную машинку Singer. Более детально ознакомиться с разнообразием каталога данного вида товаров можно на сайте spool.com.ua.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (165)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20