История северных конвоев ярко свидетельствует о самоотверженности людей, объединенных для решения общих проблем. Так прокомментировал глава епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров) завершившееся в Архангельске широкое празднование 75-летия прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в Архангельск.
«В экстремальных, тягостных условиях проявляются героизм, взаимовыручка, дружба, совершаются подвиги. Независимо от происхождения и цвета кожи люди чувствуют общность и дружелюбие», — подчеркнул священник, излагая свой взгляд на исторические реалии и перспективы международного взаимодействия.
Однако священник не разделяет «розового» взгляда на прошлое: «Приходят на память и скорбные страницы истории. В 1990-е годы, живя в Москве, я был свидетелем, как все мы с открытой душой распахнулись США, которые обещали помочь в постсоветском урегулировании, когда тоталитарный режим СССР во многом уже исторически деформировался. Все ждали перемен, новой жизни, ждали наивно, как это было сто лет назад, в 1917 году. Но обнаружилась тенденция превратить нашу страну в сырьевую периферию, провести обычную колониальную политику, сделать ее обескровленной, бедной, разделить на множество мелких государств».
Отец Феодосий отметил, что в отличие от национальных и наднациональных элит, простые обыватели, живущие в разных странах и регионах мира, подчас вовсе не испытывают негативных чувств по отношению друг к другу. «Однако на уровне политических деятелей корректный дипломатический разговор становится возможным, когда страна ощетинивается мощным вооружением. С Россией считаются, когда она представляет силу на международной арене. Слабая Россия — предмет вожделения колониальных интересов. Мы становимся заложниками, не считающейся с человеческими интересами политики, которую ведет пусть и малая часть руководства стран, конкретные личности, а пожинают плоды народы», — считает отец Феодосий.
По словам священника, народы России всегда проявляли доверительность и открытость для общения и диалога с иными народами и культурами: «Русский человек никогда не был шовинистом, но всегда сохранял свое лицо, веру, внутреннее мироощущение. Мы всегда пользовались достижениями других стран, при этом считали важным сохранение дара духовных ценностей, которые воспитаны в Православии, в недрах нашей религиозной традиции. Русский человек не боится контакта с миром, не боится быть увлеченным. Обратная сторона этого — розовые надежды, нежелание вникать в глубины политических интриг и коллизий, даже тогда, когда вся страна видела, как проводились реформы, уничтожение армии, происходила криминализация. Мы спустя время увидели, что наши "друзья" оказались некорректными партнерами, которые лицемерят и обманывают. "Дервиш " — один из примеров партнерства, когда со всех сторон проявлялся героизм, выполнялись обещания, это благородные страницы наших контактов, в отличие от 90-х годов XX столетия. Так что сближение с иными культурами и народами возможно на основе уважения к своим корням. Если мы бережем себя и свои ценности, то с нами общаются уважительно, если мы не умеем дорожить собой, ожидать уважения от других не приходится. России и Западу есть, над чем работать вместе, но нельзя позволять собой манипулировать, позволять себя обманывать и эксплуатировать. Это действует не только в отношениях между конкретными людьми, но и между огромными общностями людей. И Российское государство в свои лучшие времена стремилось к такой модели отношений с миром».