Отличие Православия от других христианских конфессий во многом сводится к пониманию любви как умения и желания правильно жертвовать собой. Об этом рассказал протоиерей Евгений Соколов, глава миссионерского отдела Архангельской епархии, на встрече с участниками студенческого клуба «Ихтис» при общественном факультете Ментального здоровья Северного государственного медицинского университета. Встреча была посвящена различиям христианских конфессий: Православия, католицизма и протестантизма.
«Очень важно понимать, в какого Бога мы веруем. От этого понимания строится вся жизнь, — сказал священник. — Есть путь простой веры: Бог есть, потому что Он есть. И есть путь разума — очень длинный, тяжелый. Сегодня большинство людей следуют этой дорогой. Добровольно обрекая себя на пост, молитвы и различные прещения, человек должен понимать, зачем это нужно».
Отец Евгений рассказал о своем опыте обретения веры. «В мире, где столько греха, ненависти, порока, грязи, нелогичности, где страдают дети и благоденствуют злодеи, очень трудно почувствовать присутствие Божие. Однако каждый рано или поздно как бы упирается в стену и понимает, что Господь все же существует. Для меня как инженера опорой в поисках веры стало ясное понимание того, что мир существует по законам естественных наук».
Упорядоченность физической реальности свидетельствует о действиях внешнего по отношению к этому миру Великого Разума, отметил главный миссионер епархии: «Все химические элементы можно выстроить в систему. Вся система материального мира подчиняется жестким законам, открывая которые, наука не отвечает на вопрос об их происхождении. Между тем понятно, что этот внешний Разум должен существовать. У мира есть Автор, Творец, Бог».
Признавая существование Создателя, мысль двигается к вопросу о бытии разумных одушевленных существ — к вопросу о смысле бытия человека. «Зачем Бог все это создал? Зачем живу в этом мире я? Какова моя роль? Зачем пришел я в мир? Жизнь бессмысленна, если нет ответов на эти вопрошания! Современное человечество, отказываясь от рефлексии о смысле жизни, напоминает сообщество людей, плывущих на корабле. Для них важно, что подают на завтрак, на обед, на ужин. Важна насыщенность и уровень культурной программы. Их заботит безопасность корабля, надежность лайнера. Заняты пассажиры мыслями о том, что надеть на предстоящий бал. Куда плывут они — табуированная тема. Что ждет на берегу — запретный вопрос. Так живет мир сегодня — процесс жизни всех интересует, но только не конечный ее итог».
Между тем, в основе мироздания лежат не только материальные законы, но и духовные — законы межличностного общения "человек-человек" и "человек-Бог". История христианства, по словам отца Евгения, представляет собой историю создания неких "подзаконных актов", определяющих, как правильно верить в Бога. «Когда человек выбирает веру, он выбирает законы, по которым будет существовать его душа, его духовная сущность. Желая развить тело, мы идем к тренеру, он развивает нас по каким-то методам. Хотим вылечить зуб — идем к врачу, который лечит по правилами в соответствии с нормами. Ум мы тоже развиваем не абы как, а по принятым, проверенным, исследованным методикам и программам. Однако как только речь касается духовной сферы, свобода от всяких законов и правил сразу выставляется как главный императив».
Священник отметил, что подлинно свободный выбор религиозных взглядов предполагает осведомленность, грамотность, наличие знаний в духовной области: «Вызывает оторопь, когда раздаются призывы позволить ребенку самому выбирать веру. Выбирать можно, если есть информация. Вспомните выбор профессии — значение имело множество факторов, масса аргументов. Когда ребенок лишен знаний, а ему предлагают выбирать, это весьма странно. Что он может выбрать, если не знает разницу?»
Миссионер привел евангельский принцип оценки религиозных учений — «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16). Сегодня мы видим плоды католической доктрины, также видим плоды Православия и протестантизма. «Каждая из порожденных этими религиями культур достигла своих вершин и породила своих героев. В каждой из традиций воспитали свое понимание смысла жизни. Для нас это служение Творцу в рамках Его воли. Бог есть любовь. Он бесконечен, и никакими формулировками не охватить Его, однако к этому следует стремиться. В Православии любовь есть умение и желание правильно, в рамках духовных законов, жертвовать собой. Примерами добродетельной жертвенности пропитана русская литература и культура. Такого нет на Западе. Именно в понимании любви проходит принципиальная граница между нами».