Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Итоги недели с 04 по 10 августа 2008 года

 

Международные новости

Южная Осетия: У опасной черты

(Материал был написан до начала полномасштабных военных действий и может представлять интерес в динамике развития событий).

Ситуация вокруг грузино-южноосетинского конфликта развивается по все более опасному вектору. Она уже напоминает летнее противостояние 2004 года, когда до войны было раз плюнуть.

Но 4 года назад и международная ситуация была несколько иная. Еще мир не знал прецедента, когда отделение Косова от Сербии поддержали ведущие западные державы, и России, имеющей свою точку зрения на мироустройство, пришлось смириться. Правда, и мы за этот отрезок времени заметно подросли и окрепли, можем особо не оглядываться на чье-то мнение. Грузия же в 2004-ом была больше занята внутренним дележом власти, и только в счастливых снах видела хотя бы гипотетическую возможность вхождения в НАТО и Евросоюз.

Я напоминаю эти исторические вехи с одной целью - на мой взгляд, сегодня настал идеальный момент для раскачивания ситуации вокруг непризнанных республик Закавказья, как с одной, так и с другой стороны.

Почти любой крупномасштабный военный конфликт начинается с провокации. Даже мировые войны, грохнули в Сараево в 1914-ом малозначительного эрцгерцога Фердинанда, и сразу заполыхало пол-Европы. Здесь, примерно, то же самое развитие, разве что в меньших масштабах, снайперский огонь - ответка - обстрел из минометов - мобилизация с эвакуацией. Потерь меньше, но с прошлого века стоимость одной человеческой жизни только возросла.

Кто первый начал? Кто же теперь разберет? Грузинская сторона утверждает, что на южноосетинской мине подорвалась машина с их полицейскими, и они просто произвели «несколько предупредительных выстрелов». Южная Осетия заявляет о том, что это спланированное продолжение развития напряженности в регионе, к грузинским селам давно стягивались войска и тяжелая бронетехника.

Давайте посмотрим отстраненно. Официальный Цхинвал сразу объявил срочную мобилизацию всего боеспособного населения, начал вывозить детей и стариков на территорию Северной Осетии, подобный опыт у них давно есть. То есть беженцы попадают на российскую территорию, и наша страна, пусть и косвенно, оказывается втянута в конфликт. Параллельно идет призыв ко всем «людям доброй воли», в Южную Осетию потянулись группы вооруженных добровольцев. В основном, это представители северокавказских республик, входящих в состав РФ, плюс казачьи формирования из южных российских регионов. А тут еще президент Чечни Рамзан Кадыров громогласно заявляет, что хоть сейчас готов выслать на подмогу 5 тысяч вооруженных до зубов «миротворцев». Как эти люди ведут себя в зонах конфликтов, мы хорошо помним на примере Абхазии начала 90-х. Именно там впервые взошла звезда никому ранее неизвестного бывшего московского студента Шамиля Басаева, от личного знакомства с ним теперь открещиваются все официальные лица этой еще одной непризнанной республики.

Что, Кадыров хочет остановить надвигающуюся войну? Хотя я и не Станиславский, но - не верю! Лично мне кажется, что здесь, кроме дешевого популизма для укрепления своего авторитета в регионе, есть желание провести переподготовку нукеров в условиях реального боя. И если начнут отрезать головы пленным грузинам, перед мировым сообществом придется краснеть Дмитрию Медведеву, а не кому-то еще.

Реакция со стороны Абхазии хорошо объяснима - вместе с осетинскими братьями дадим отпор врагу. По-другому и быть не может при общности целей. Тем более, что очевидно, именно в случае вторжения на ее территорию грузинских войск Россия просто не сможет остаться в стороне. Слишком много было сказано слов о всесторонней поддержке, да и олимпийский Сочи не за горами. Думаю, что такой вариант в Сухуми и в Цхинвале заранее хорошо просчитали.

Обращаю ваше внимание еще на одну особенность. В минувший четверг одно из немногочисленных южноосетинских информагентств, представляющих местное телерадиовещание, выступает с прямыми обвинениями в пассивности при захвате стратегически важных высот в адрес командующего Смешенными силами по подержанию мира в регионе (ССПМ) российского генерала Кулахметова. Мол, из-за одного такого в Цхинвале в начале 90-х уже гибли люди, не пора ли прислать кого-то более решительного. Параллельно идут обвинения в адрес Украины, поставляющей в Тбилиси стрелковое оружие. Киев не открещивается, но удивленно пожимает плечами - ну и что? Если смотреть с такой позиции, то Россия косвенно виновата практически во всех войнах и терактах, автоматы Калашникова стреляют по всему миру. Даже нашим генералам на официальном уровне приходится констатировать, на Грузию еще не наложено эмбарго по поставкам вооружения полевого назначения. Киев считает себя в своем праве - только бизнес. Правда, Израиль уже отказал Тбилиси в новых разведчиках-беспилотниках, на там иная ситуация, ненужная параллель с Палестиной.

На мой взгляд, подобная информационная война со стороны Южной Осетии развязана с одной целью, замазать в конфликте как можно больше участников. С одной стороны странно, пока в прессе и Интернете идут горячие споры, кто за кого, гибнут ее реальные, а не виртуальные граждане. Но с другой, больше так жить нельзя.

Действительно, осетин понять можно. Если абхазы, худо-бедно, еще выживают за счет курортного туризма и мандаринов, то Южная Осетия полностью зависит от преференций со стороны России и переводов гастарбайтеров. Несколько лет назад непризнанная республика еще как-то выкручивалась за счет «левого» спирта, потом эту халяву прикрутили. Остался статус перевалочной базы для грузинской сельхозпродукции, но и здесь политики обеих сторон, а так же главный российский санитар Онищенко, подкузьмили. Наступил момент истины, когда или пан или пропал. Самое опасное, что и простой народ устал от полунищенского подвешенного состояния, и во всем винит бывших соседей. Лучшая ситуация для того, чтобы кровь пустить.

Я далек от мысли оправдывать грузинское руководство, оно ниже критики. Но, судите сами, впервые официальный Тбилиси сам идет на переговоры с участием российской стороны. Президент Эдуард Кокойты отказывается, и предлагает вариант диалога, изначально неприемлемого для Грузии, когда соотношение сил будет три к одному не в ее пользу.

Мне не хочется прогнозировать дальнейшее развитие противостояния. Оно видится печальным для обеих сторон, хочу избежать обвинений в кликушестве. В данном случае, мой интерес на российской стороне, что вполне естественно. Так вот, было бы крайне желательно, если руководители государства, и, особенно, наши военные, заняли позицию неравнодушных наблюдателей, но помогали больше словом и гуманитарной помощью, а не ратным делом. Шестьдесят тысяч населения региона - цифра небольшая, как-нибудь прокормим.

А оно нам надо?

      P.S. Когда 8 августа именно грузинские войска пересекли «опасную черту», стало ясно - ОНО НАМ НАДО! Но об этом в следующем выпуске Итогов недели.

 

Федеральные новости

 

Столица: Улица не для всех

Ах, Арбат, наш Арбат...

Картинка из раннего детства. Едем с мамой на кургузеньком автобусе номер 6 в гости к родственникам. Неожиданно он сворачивает с привычного маршрута по арбатским переулкам. За окном удары стенобитного снаряда и тайфуны пыли. Это сносят добрую половину старинного московского района с татарским названием, вставляя вместо него «искусственную челюсть» имени бывшего всесоюзного старосты. В салоне автобуса зубовный скрежет коренных москвичей: «Хрущ, сука, как же он наш город не любит! Крым отдал, того и гляди, в Киевской Руси окажемся...».

А Окуджава продолжает петь: «Арбатского романса старинное шитьё...». Выживший кусочек старомосковских традиций жил своей патриархальной жизнью, далекой от вычурно-помпезного проспекта победившего социализма. Во времена моего отрочества арбатская шпана была покруче марьинорощевской, о люберецкой никто и не слышал. Дрались до первой крови и лежачих ногами не добивали. Трамвай убрали, но троллейбус еще ходил, потом только такси. Просто улица с традициями и легендами. Вахтанговский театр, полупустой зал «Научно-популярного фильма», еще, пожалуй, шашлычная «Риони». Дорогущая, но вкусная, иногда там зависали театральные патриархи.

А потом пришло «новое мышление». Очень вовремя, Арбат недавно стал единственно пешеходным. Первая мысль - это же готовый Монмартр! И понеслась! Непризнанные гении всех мастей вылезают с чердачных мастерских и прокуренных кухонь на суд массового зрителя. Сначала это просто форма самовыражения. Бери гитару в руки и число поклонников твоего таланта сразу вырастает на порядок. Или клади листок фанеры на мостовую, поражай чужое воображение выкрутасами брейк-данса. Или развлекай прохожих анекдотами, мастера разговорного жанра сплошняком представлялись одесситами. И тут же рядом гопники с окраин, борющиеся с тлетворным влиянием Запада  за торжество клешей и Валерия Леонтьева.

Кто-то быстро догадался положить перед собой, поющим, кепку. Деньги сначала закапали, потом потекли. На Арбат вышли кооперативные бабушки с не облагающимися налогом пирожками и самолепными пельменями. Кто-то первым додумался поставить столик с аляпистой матрешкой, которую он до этого впаривал в подворотне «фирмачам», рискую схлопотать срок за «валюту». Милиция, поначалу, пыталась урезонить всех и каждого, но потом махнула рукой, составив достойную конкуренцию первым уличным рэкетирам. Скоро Арбат зажил своей новой, но устоявшейся жизнью с особыми правилами поведения и кодексом чести. Прижилось, с него стали брать пример улицы других городов. И тут пришла напасть...

Как вы думаете, много ли старых москвичей осталось на квадратном метре арбатской жилплощади, цена которого, несмотря на изношенность, давно зашкаливает за 10 тысяч американских, а то и европейских рублей? Процентов 10-15, не более, коммуналки еще в прошлом веке расселили, отшкерили и превратили в элитные апартаменты. Но остались настоящие бойцы, патриоты - «отсюда только на кладбище!». Их голосами и начали зачищать Арбат.

Конечно, какому пенсионеру понравятся цены на овощи, в пять раз превышающие рыночные, отсутствие на улице прачечной и булочной? Но рядом полно не таких презентабельных переулков, нужна только социальная политика и воля руководителей города. Вместо этих качеств обычная провокация в виде нагнетания общественного мнения - а не надоели вам все эти спекулянты - торгующие, поющие, рисующие? Конечно, надоели, шум, грязь, криминал, противно! Тогда подпишите бумажку, плиз...

Сначала обещали выгнать только торговцев сувенирами. Для многих это образ жизни, так она у них сложилась. Естественно, что никуда эти шинели, тельняшки, деревянные Ельцины с Путинами не денутся. Их до сих пор покупают, за ними в Измайлово ни один иностранный турист не поедет. Они просто переместятся под крышу стационарных магазинов сувениров. У которых, могу спорить, один хозяин, и где торг неуместен.

Потом пришло решение убрать художников. Они-то чем мешают? Сидят себе тихо за мольбертами, являясь непременной составляющей любого старинного европейского города? Уверен, следующая очередь за уличными лицедеями. Громко поют, читают стихи, и не отчисляют авторские. Есть выход? Есть, регламентировать их выступления 10 часами вечера, утром им на Арбате делать нечего. А еще поставить в близлежащих домах пластиковые окна со звукоизоляцией, богатому городу это вполне по карману.

Пока же самую знаменитую московскую улицу из сувенирной решили превратить в книжную. Ну, не смех, какая разница, будут на москвичей и гостей столицы смотреть китчивые матрешки или обнаженные путаны с обложки под названием «Убей во мне желание, противный!»? Неужели кто-то думает, что там будут лежать одни Пушкины с Мандельштамами? Посмотрите на динамику книжных продаж, и все станет ясно. А старинные фолианты, порой, стоят не дешевле Мерседеса, к ним не продавец, а ОМОН нужен.

Лично я думаю, что происходящее вокруг Старого Арбата всего лишь очередной этап передела элитной московской собственности. Та же самая история с заменой тротуарной плитки на гранитную брусчатку. На такой старики зимой ноги будут ломать, только гипс подвози, а новые русские пешком много не ходят. Видимо, вся эта торгующе-поюще-рисующая братия негативно влияет на рост цен в арбатской недвижимости, поэтому ее и решили зачистить.

Может, это и эгоизм, живу за тысячу верст от Арбата, но мне жалко московский символ нового времени. Он родной, каким бы не был, по опыту знаю - лучше в родном городе от подобных перемен не становится. Вроде бы, многолетний хозяин Москвы Лужков тоже не из приезжих, но при его правлении от его малой родины, Щипка, осталось одно название на «шедеврах» современного конструктивизма.

Видимо, большие деньги и такая же власть напрочь отбивают память. В том числе, и наследственную...           

 

Региональные новости

«Аэрофлот-Норд»: Пассажирские понятия

Я отношусь к той категории авиапассажиров, которые еще 20 лет назад недоуменно пожимали плечами, глядя на знакомый с детства шедевр советской рекламной логики: «Летайте самолетами «Аэрофлота»!». Конечно, полетим, на чем же еще? Для наших ушей названия заграничных монстров воздухоплавания, таких, как «Pan-American», или «KLM», звучали сродни именам Сахарова или Солженицына, от них веяло даже не вольнодумством, а предательством Родины.

И мы, в отсутствие выбора, не раздумывая, покупали входные билеты в небеса. Каким был «Аэрофлот» в те годы? Не хорошим и не плохим, он был стандартным, как и вся страна. Все равны, никаких тебе первых классов, бизнесов, и экономов. За невеликие деньги, сравнимые с ценой за купе СВ по тому же маршруту, ты гарантировано получал в полете стакан «Буратино» и пару кисленьких сосулек «Взлетные». Но это, если лететь час-два, больше трех пассажиру полагался горячий перекус в виде столовской котлеты с рисом. Вина не наливали, боже упаси, зато закрывали глаза на то, что клиент авиалайнера глотнул из заветной бутылочки за мягкую посадку. Мол, мы тоже люди, все понимаем, главное, в полете иллюминатор не открывать.

Каков был сервис на борту? Такой же ненавязчивый, как и в советском общепите, стюардессы предложениями разнообразных услуг пассажиров не донимали. Но, надо отдать должное, с таким хамством, какой был в поездах, лично я ни разу не сталкивался. Скажу больше, небесные девушки своим внешним видом ласкали взгляд. Недаром о них столько фильмов снято, не говоря уже о том, на ком женат наш национальный лидер. Резюме: «Аэрофлот» был знаком качества и гарантией надежности, Владимир Высоцкий зря словами не бросался.

Потом со стабильностью стало плохо по всей стране. Но «Аэрофлот» держался до последнего, сохраняя доступные цены. Помню, в 92-ом на рейсе Москва - Петропавловск-Камчатский за все 9 часов полета дали пару кусочков заветревшейся колбасы. Стюардессы и на нее смотрели голодными глазами, жаловались, что полная загрузка самолета не покрывает даже стоимости керосина. Но с работы не увольнялись, небом «заболевают» так же, как и кино.

Дальше начался процесс разгосударствлевания и акционирования. В полной мере это коснулось и «Аэрофлота». Напомню только, что одно из уголовных дел, вменяемых Борису Березовскому, связано с махинациями вокруг акций авиакомпании. Но государство в беде не бросало, в то время «Аэрофлот» возглавлял не кто-нибудь, а зять самого Ельцина. Можно предположить, что и после появления конкуренции в небе, у бывшего авиа монополиста сохранилось привилегированное положение.

Главное же достоинство бренда «Аэрофлот» - это гарантия стабильности. Как и у «Сбербанка», вспомните еще одну советский призыв - хранить деньги только там, как будто была иная альтернатива. И действительно, когда в недоброй памяти августе 98-го года рушились все эти новорусские монстры, типа «Инком-банка» и «СБС-Агро», сберкассы продолжали принимать платежи и выдавать накопительные вклады. Пусть под жалкие 2-3 процента годовых, моментально сжираемых инфляцией, зато по первому требованию. Оглянитесь на своих знакомых, разве мало среди них любителей спокойного сна, предпочитающих «синицу в руках»? Здесь та же самая «совковая» философия, отвергающая разрекламированные «КрасЭйр», «Трансавиа», многочисленные, но сомнительные - с точки зрения тех, кому за 40, - «авиалинии».

Переходим на архангельскую землю. Еще недавно местные ворота в небо открывала авиакомпания «АВЛ». Этакий крепкий середнячок без лишних амбиций, с подержанным парком знакомых с детства «Ту». Но на борту всегда предложат завтрак с булочкой и горячим кофе, а еще нальют стаканчик красного сухого вина. Потом «Архангельские воздушные линии» растворились в созданном в 2004 году ЗАО «Аэрофлот-Норд». Уж и не знаю, было это поглощением слабого конкурента более сильным, или просто предложением, от которого не принято отказываться. Рядовому пассажиру в таких нюансах разбираться не обязательно, ему максимальный сервис подавай при минимально низких ценах.

С первой позицией неясно, на форуме официального сайта авиакомпании хвала соседствует с хулой. Специально прошелся по аналогичным «заборам» других воздушных перевозчиков, картина та же. Из чего можно сделать вывод - многое зависит от настроения отдельно взятого пассажира. А еще от смены, обслуживающей борт. Ну, это знакомо по многим архангельским ресторанам.

Остаются цена на билеты и гарантия безопасности полетов. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Дело не только в изношенности «летучего эскадрона», но и в душевном равновесии обслуживающего персонала. С этим проблемы, в феврале 2008 года сотрудники наземных служб «Аэрофлот-Норда» собирались провести итальянскую забастовку из-за «цинично низких» (по их выражению) зарплат. Наверное, механики и диспетчеры сравнили свои цифры в кассовой ведомости с аналогичными показателями топ-менеджмента, и сразу почувствовали себя крепостными крестьянами, место которым на конюшне. Тогда транспортная прокуратура наложила запрет на любые акты гражданского неповиновения, связанные с обслуживанием пассажиров, а «униженным и оскорбленным» с барского плеча было накинуто по 20 процентов.

Замечу, что сразу после появления на «Руснорде» публикации о сложном финансовом положении авиакомпании, с нами по Интернету связался один из работников наземных служб и поблагодарил за информацию - знал, мол, дела наши плохи, но что настолько...

Так что же подкосило «северную дочку» крупнейшей авиакомпании страны? Конечно, в первую очередь, неоправданно высокие цены на топливо, в бедственном положении оказались все воздушные перевозчики без исключения. Ну, с ценами сам Путин обещал разобраться на заседании в Северодвинске, да как грозно. Еще появление в архангельском небе сильного конкурента в виде «U-Tair», оттянувшего на себя немало потенциальных клиентов. Так на то и капитализм, конкуренция, борьба за каждого пассажира.

К слову, совсем недавно на рынке воздушных услуг области присутствовала «Интеравиа». Мои коллеги год назад летали ее бортом в Москву и до сих пор вспоминают поджаристый омлет на завтрак. К тому же самолет прибывал в аэропорт «Домодедово», что бесценно при заграничном вояже. Потом «Интеравиа» куда-то исчезла. Схарчили? А жаль...

Но это все объективные причины в духе времени. Перейдем к субъективным, напрямую касающимся политики ведения бизнеса в «Аэрофлот-Норд». Компания решила делать ставку на «Боинги». Когда-то от одного названия подобного типа самолета перехватывало дыхание, таким сам Джеймс Бонд не брезговал. На деле же в аэропорту «Талаги» стали приземляться собратья подержанных японских иномарок, разве что ведущий штурвал у них не с правой стороны. Комфорт относительный, лоск стерся, только вместимость увеличилась. Но нам их преподнесли, как настоящий прорыв в цивилизованный мир.

Еще раз повторяю, я только пассажир и не разбираюсь в нюансах. Но, исходя из простой логики, могу предположить, что обслуживание и ремонт таких «иностранцев» обходится гораздо дороже родных «Ту». Наверное, разница такая же, как у «Мерседеса» с «Жигулями». К тому же к цене плюсуется растаможка, а она, по признанию гендиректора авиакомпании Владимира Коротяева, в этом году может достигнуть 400 млн. рублей. Зачем весь этот размах, когда впору «на паровозы пересаживаться» (цитата из выступления Коротяева перед журналистами)?

А теперь попробую посмотреть на проблему с государственной точки зрения. В последнее время менеджмент «Аэрофлот-Норд» взвинчивает цены на маршруты из Нарьян-Мара в Москву и Архангельск, а так же грозится закрыть ряд маршрутов, которые, по его мнению, нерентабельные. Рискну предположить, что имеются в виду регулярные авиарейсы в Мезень и Лешуконию, наследство, доставшееся в нагрузку от «АВЛ», большую часть года туда только на самолете добраться можно. Да и из Нарьян-Мара на оленях до областной столицы путь неблизкий. Летают ведь не только богатые газовики и нефтяники. Но и бюджетники, пенсионеры на лечение, дети на отдых. В общем, социально-значимые маршруты.

И тут я выскажу, на первый взгляд, парадоксальную мысль. Именно «Аэрофлот-Норд» не имеет право на подобную ценовую и маршрутную политику. Все дело в названии. Для старшего и среднего поколения слово «Аэрофлот» до конца их дней останется символом государственности в небе. Кто будет разбираться во всех этих «нордах» и загадочных «ЗАО»? Нам с детства вбивали - только «Аэрофлотом», и мы поверили.

Скажете, новые хозяева не ответчики за старых? Как посмотреть, взяли бы другое, а не такое громкое имя, к которому руки с деньгами на билеты сами тянутся. Ведь появился же закон о том, что слово «Россия» в названии могут использовать только компании с высоким качеством продукции и услуг, а так же с внятной социальной политикой. Разве в этом случае не тот же принцип?

Ну, а мы - просто пассажиры, которые вечно куда-то спешат. Мы хотим летать быстро, безопасно, вкусно и дешево, вполне понятные желания. И никаких задних мыслей.

 

Леонид Черток, зоркий глаз ИА «RUSNORD»                  

 

                                                               

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (222)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20