Международные новости
США: У Ромни всё ровно, но...
Митт Ромни, кандидат от республиканской партии в президенты США, завершил первый зарубежный тур. С целью не столько укрепить свой внешнеполитический имидж, сколько вообще обозначить его наличие. Как показывают различные социологические опросы, оба кандидата в президенты США - Барак Обама, действующий президент, идущий на выборы от демократов, и бизнесмен Митт Ромни, бывший губернатор штата Массачусетс, которого выдвигают республиканцы, пока что движутся по дистанции практически с одинаковыми показателями.
Позиции Ромни в экономике гораздо лучше, чем у Обамы, хотя самой программы, как таковой, у претендента пока нет. Она будет озвучена на съезде республиканской партии в последний день августа. Свою же концепцию выхода из эконмического кризиса, который в приватных разговорах всё чаще называют «самой глубокой задницей со времён Великой депрессии», Обама внедряет уже четвертый год и, судя по всему, американцы от неё далеко не в восторге. Хотя надо учесть, что через неделю после республиканцев демократы на своем съезде заслушают Обаму и, возможно, он порадует и удивит собственное население экономическими инновациями в период глобального кризиса. Но это вряд ли, сегодня левые идеи в США не в почёте.
Что касается внешнеполитического аспекта американской политики, то здесь у Обамы гораздо больше сторонников, чем у его соперника. Июльский соцопрос, проведённый телеканалом CNN, показал, что курс Обамы одобряют 52% респондентов, и лишь 36% поддерживают концепцию республиканца Ромни. Собираясь в свое первое в качестве кандидата в президенты турне, Митт Ромни несомненно намеревался, если не переломить, то существенно улучшить мнение о своих внешнеполитических приоритетах, прежде всего, в глазах потенциального избирателя. Общеизвестным является тот факт, что внешняя политика США как часть программ кандидатов, очень слабо влияет на выбор электората. А предвыборные туры по миру носят, в сущности, ритуальный характер. К примеру, понравился Митт израильтянам, а Барак таки не очень. А толку с этого?
Тем не менее, Митт Ромни попытался максимально использовать свои визиты, чтобы, во-первых, предложить американскому избирателю достойную внешнеполитическую альтернативу, во-вторых, начать накопление собственного зарубежного опыта в качестве государственного деятеля, и в-третьих, что немаловажно, повлиять на национальные чувства крупнейших диаспор США. Посему для визитов были выбраны три страны: Великобритания, Израиль, Польша. Следует заметить, что выбор стран в данном случае был максимально верен и продуман. Внешнеполитические советники Ромни, среди которых такой тяжеловес, как Генри Киссинджер, сделали ставку на главных стратегических партнеров Соединенных Штатов. Особенно в свете того, что президент Барак Обама заметно ослабил традиционные для Америки союзнические связи, пытаясь запустить разнообразные «перезагрузки», которые, в конечном счёте, не оправдали возложенных на них надежд.
Свой заграничный вояж Митт Ромни начал с Лондона. Он прибыл туда 27 июля, аккурат в день начала Олимпийских игр. Но накануне в интервью американским телеканалам республиканец решил высказаться на тему безопасности Олимпиады в Лондоне. И вспомнил про некую частную охранную фирму, у которой не хватило работников, упомянув предполагаемые забастовки иммиграционных и таможенных служб, и резюмировал, что всё это «не обнадеживает». Таким образом, первая дипломатическая ошибка прилетела в Лондон раньше самого её автора, джентльмены очень не любят, когда их критикуют «какие-то ковбои из-за океана». Заголовки британской прессы «приветствовали» Ромни соответствующим образом. Не секрет, что вопросы безопасности во время проведения Олимпиады интересовали британцев не меньше. Но они вряд ли хотели услышать список замечаний от американского политика, у них, как когда-то у советских, собственная гордость имеется.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон не замешкался с ответом. Он пафосно объяснил: все увидят, «на что мы способны» даже в момент экономических трудностей. Напомнил, что Игры проходят в одном из самых активных, самых оживленных городов мира. И язвительно добавил: «Конечно, гораздо легче проводить Олимпийские игры где-нибудь в глухомани». Последние слова, несомненно, предназначались лично Митту Ромни. Ведь именно он отвечал в 2002 году за проведение зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити.
Как следствие, заявление Ромни на Британских островах сочли «беспардонным». На этом его ошибки не закончились. Он, например, забыл имя Эда Милибэнда, главы оппозиционной партии лейбористов, и во время протокольных переговоров называл его несколько странно - «господин Лидер». Печальным завершением британского визита Митта стала «недобрая» фраза, которую, ссылаясь на дипломатические источники, опубликовала британская The Times: «Этот оказался ещё хуже, чем Сара Пэйлин, с точки зрения основ дипломатии».
Хотя, если смотреть правде в глаза, в случае избрания Митта Ромни президентом США все эти промахи не будут иметь ровным счётом никакого влияния на американо-британские отношения. Независимо от имен и партийной принадлежности британских премьеров и американских президентов стратегические отношения двух стран на протяжении многих послевоенных десятилетий едва ли не самые прочные в мировой внешней политике, и их вряд ли можно чем-то испортить.
Далее Митт Ромни не нарушил традицию американских кандидатов в президенты. Каждая избирательная кампания в США включает в себя посещение Израиля и предложение более умелой, чем у конкурента, политики на Ближнем Востоке. Израиль важен для Соединенных Штатов не только как оплот демократии (в понимании США) на Ближнем Востоке. Как и в случае с Британией, американо-израильские отношения являются стратегическим партнерством независимо от правящих партий в обеих странах. Сегодня же Израиль для США - это взрывоопасный вопрос Ирана и угроза его ядерного потенциала плюс его растущее влияние в мусульманском мире.
В Иерусалиме Ромни толкнул речугу, в которой обозначил своё главное отличие от политики Обамы на Ближнем Востоке. Признавая необходимость использования всех дипломатических и экономических мер в отношении Ирана для сдерживания его ядерных амбиций, кандидат в президенты признал право Израиля на самозащиту. Он дал понять, что «с уважением» отнесся бы к возможному одностороннему военному удару Израиля по Ирану в качестве крайней меры. Таким образом, позиции Ромни и Обамы были разведены на разные полюса. Ибо действующий президент США постоянно предостерегает Израиль от упреждающего удара по Ирану и считает, что экономические санкции в отношении Тегерана пока еще имеют потенциал. И это как раз тот момент, в котором я с Обамой солидарен. Постоянно предостерегаю своих израильских друзей от соблазна встать на позицию Грузии в югоосетинском вопросе - виноват всегда тот, кто первым прольёт кровь.
В то же время израильские политики во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху недовольны позицией США по Ирану и считают, что время, отведенное на поиски мирного решения проблемы, исчерпано. Выступая недавно по национальному телевидению, Нетаньяху заявил, что Израиль может пойти на односторонние действия, даже невзирая на недовольство официального Вашингтона. Таким образом, месседжы Ромни упали на более чем благодатную почву.
Несмотря на то, что официальный Израиль не поддерживает ни одного из кандидатов в президенты США (а с чего ему их поддерживать там, за океаном?), нынешние симпатии простых израильтян лежат на стороне республиканцев. Да и непростых тоже, Нетаньяху с Ромни связывают совместные годы учёбы ещё в 70-х, когда как с Обамой их отношения не сложились. Не в последнюю очередь из-за заигрывания последнего с исламистскими режимами, априори враждебными Израилю. И это будет серьёзным козырем республиканцев в ноябре, до этого евреи США традиционно поддерживали демократов, но в этот раз они могут прислушаться к мнению, звучащему с их исторической родины. Ну, а очередные дипломатические ляпы Митта, допущенные во время ближневосточного визита, можно и пережить...
Кто на него обиделся, так это палестинцы, Ромни демонстративно проигнорировал посещение ПА и общение с её лидерами. Но так ли это повлияет на итоги голосования в США? Сомневаюсь...
Ещё Митт Ромни заглянул в Польшу, где на радостях от тёплого приёма, обозвал её «главным геополитическим союзником Америки в Старом Свете». Поляки по привычке загордились, ну и кандидата понесло. Выступая перед студентами в Библиотеке Варшавского университета, высокий гость много говорил о демократии и свободе, перечислил яркие вехи польской истории, не забыл о выдающихся поляках, неоднократно упоминал папу Иоанна Павла ІІ. Заключительным аккордом решил поставить Польшу в пример всей остальной Европе в деле преодоления экономического кризиса. «Посмотрите на Польшу, - сказал Ромни. - В прошлом году польская экономика превзошла все другие нации в Европе». Говорят, в этот момент благоговейную тишину университетской аудитории нарушил стук тел, падающих в обморок от удивления. Здесь же ожидалась яркая и образная критика России, которую Ромни не жалует, благо аудитория собралась благодарная теме. Но нет, лишь отметил, что «процесс демократизации государственных институтов в России явно замедлился». В остальном же польский отрезок турне кандидата-республиканца можно посчитать удачным...
...А вот в чём? На мой взгляд, подобные поездки лишены какого-либо практического смысла. Вот россиянам действительно до всего есть дело, любой деревенский тракторист весь вечер готов поднимать тосты за победу демократии где-нибудь в Суринаме. Американского же избирателя в первую очередь интересуют цены на рождественскую индейку, остальное для него слишком сложно. Понятно, что современная экономика такой державы, как США, делается даже в Антарктиде. Но проще надо бы объяснять, доходчивее.
Что касается внешнеполитической составляющей, то если кто-то и уделил внимание поездке на другой континент, а это очень небольшое количество людей, то и они забудут о ней к ноябрю. Ясно, что Митт Ромни хотел подчеркнуть отличия между собой и Бараком Обамой во внешней политике, но сделать это с помощью одной поездки невозможно, потому что дьявол кроется, как обычно, в деталях. Отличия между двумя кандидатами не настолько сильные, чтобы их можно было отразить в телевизионной картинке после турне по трем странам. Это уж точно не Путин с Зюгановым.
И вообще, находить различия между двумя американскими кандидатами год от года всё проблематичней, что касается и отношений с нами. Это раньше СССР - «Империя зла» и точка, сегодня дело касается тонких нюансов в отношениях. Для большинства простых американцев мы уже двадцать с лишним лет партнёры, а не враги, холодная война стала лишь параграфом в учебнике истории.
И слава Богу...
Федеральные новости
Культура: Князь Серебренников
В Москве Театральной, и без того беспокойной по
определению, назрел очередной громкий скандал. Коллектив столичного Театра
имени Гоголя написал открытое письмо властям с требованием не назначать на
должность художественного руководителя
Кирилла Серебренникова.
«Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя приговорен к уничтожению. Мы
просим помощи и защиты! - обращаются к политикам актеры. - В начале августа наш
театр открыл новый 88-й сезон. На сборе труппы художественный руководитель
театра Сергей Яшин озвучил планы на ближайшее будущее. Однако уже через день
коллективу театра на экстренном собрании руководитель Департамента культуры
Москвы Сергей Капков объявил, что у театра Гоголя поменялось руководство.
Вместо народного артиста РФ, лауреата премии Москвы в области литературы и
искусства, кавалера Ордена Почета, ученика великого режиссера А. А. Гончарова,
профессора, назначен Кирилл Серебренников, и было объявлено о кардинальном
"переформатировании" театра», - пишут актеры.
Далее слуги Мельпомены утверждают, что данное
назначение больше напоминает рейдерский захват, волнуются за свою судьбу, мол,
вскорости они окажутся на улице без работы. И концовка:
«Уверены, что таким образом сделан первый шаг к уничтожению репертуарного
театра и великих традиций русской театральной школы, для которой театр никогда
не являлся просто зданием, а был храмом, душой, домом, где главное - люди,
ансамбль, собираемый по крупицам, где артистов воспитывают и выращивают
тщательно, с любовью». Как говорится - занавес.
Под письмом поставили свои подписи народные артистки Брагарник, Науменко,
народный артист Мезенцев, заслуженные артисты Бордуков, Краснянский, Гаврилова,
Забара и некоторые другие артисты. Но никак не двести, именно эта цифра
обездоленных упоминается в письме. Ну, а перечисленные фамилии вы знаете?
Подсказываю, Ольга Науменко - та самая Галя из Москвы, крупный специалист по
салату с крабами, безнадёжно ждавшая в новогоднюю ночь Женю Лукашина,
загулявшего в Ленинграде («Ирония судьбы или С Лёгким паром»). Ещё я знаю Светлану
Брагарник, сыгравшую эпизод в фильме «Трагедия в стиле рок», на котором мне
довелось работать в конце 80-х. И всё. Дело в том, что народных и заслуженных
частенько вручают не за талант и известность, а, например, за выслугу лет. Или
очередь их театра подошла, а никого более достойного не было. В общем, всякое
бывает...
Так в чём причина скандала? Популярный режиссёр Кирилл Серебренников сменил
Сергея Яшина (поднимите руки те, кому знакомо это имя) на посту художественного
руководителя Театра имени Гоголя. Помимо этого, сменился и директор - место
Анатолия Шлаустаса, много лет проработавшего с Яшиным, занял Алексей
Малобродский.
Как выразился директор департамента культуры московской мэрии Сергей Капков -
«Театр имени Гоголя должен стать объектом культуры, в котором бы уживались
профессиональный театр, музыкальные постановки, экспериментальные перфомансы и
творческие встречи. Сегодняшним назначением мы исправляем глобальную
несправедливость, когда режиссёр с мировым именем не имеет собственного театра
в Москве». Действительно, у Фоменко свой театр был, у Райхельгауза есть, чем
Серебренников хуже?
Актриса Театра имени Гоголя Людмила Долгорукова (скоропостижно скончавшаяся в
минувший четверг, такая вот непридуманная драма жизни) сказала «Новым
Известиям», что труппой назначение Кирилла Серебренникова на пост
художественного руководителя было воспринято неоднозначно. Кроме того,
коллектив театра оказался неприятно удивлён тем, как именно произошло это
назначение. «Нас просто поставили перед фактом, ни с кем не посоветовавшись, -
жаловалась актриса. - Представители департамента культуры ссылались на то, что
у театра маленькая посещаемость. Однако на вопрос труппы, какие именно
спектакли они смотрели, был получен ответ, что они вообще ничего не видели».
Она так же выразила опасения, что с приходом нового руководителя кардинально
изменится не только репертуар театра, но и труппа, которую могут просто
расформировать, поскольку Кирилл Серебренников придёт со своей командой. «Для
меня, например, ситуация ясна - я вряд ли буду нужна Кириллу Серебренникову.
Хотя, если меня не уволят, я с удовольствием похожу на его репетиции. Но в
подвешенном состоянии теперь находятся молодые артисты, которых приняли совсем
недавно, которым Сергей Яшин обещал какие-то роли, и они уже планировали свою
жизнь в этом театре».
Кирилл Серебренников в свою очередь тоже за словом в карман не полез. Режиссёр,
получить которого на постановку считают за счастье ведущие театры страны,
выразил уверенность, что Театр Гоголя погиб уже давно. «В том виде, в которым он есть, театр, конечно, обречён, но
не я его обрёк, он сам себя обрёк на такой трагический финал и сложное
существование с проданным зданием антрепризам, с малым количеством зрителей, с
запахом борща, с тухлой инфраструктурой, со странным репертуаром. «Пациент»
скорее мертв, чем жив. Здесь надо провести траурные мероприятия и делать что-то
заново». Театральный новатор подчеркнул, что не планировал увольнять работников
театра, наоборот, намерен поддерживать пожилых артистов и технический персонал:
«У меня нет вопросов к артистам, они всегда люди подневольные. Если бы они не
высказались таким образом, мы бы придумали, грубо говоря, что с ними делать. Но
этим письмом они сформулировали свою позицию, сказали, что со мной работать не
будут. Ну, значит, так тому и быть».
Так что, война? Поверьте, бесполезное это занятие. Я уже прошёлся по актёрской известности. Театр Гоголя никогда звёздными именами не блистал. Разве что какое-то время на его сцену выходил Владимир Самойлов (но при этом остался в памяти народной преданным «вахтанговцем»), да давным-давно был момент, когда на роль одессита был приглашён сам Леонид Утёсов. Театром же много лет (ещё до Яшина) заведовал Борис Голубовский, которого я знаю... по сыну Толе, учившегося в одной школе со мной. Но не у всех же так сложилось...
Никогда не везло этому театру со зрителем и аншлагами. Создавали его, как Театр Транспорта с расчётом на железнодорожную аудиторию (оттуда и расположение - на задворках Курского вокзала, искать замучаешься). Потом необходимость в «специализированных театрах гегемона» отмерла вместе со своим временем, но суть осталась. Во времена всеобщего дефицита и блата, когда билет «на Таганку» равнялся талону на покупку импортной сантехники», билеты «в Гоголя» давали в нагрузку к билетам в Ленком.
Я в этом театре был два раза. Оба раза на спектакле «Рок-н-ролл на рассвете». Ничего выдающегося, стандартная для советских времён антиамериканская агитка - «а ещё у вас негров линчуют». Но в этом спектакле играла музыка Эндрю Ллойд Вебера из великого мюзикла «Иисус Христос - суперзвезда». Правда, перевод текста был тот ещё, адаптированный под веление того времени и социалистическую реальность, да кто его слушал. Зато с советской сцены впервые звучал рок-н-ролл, пусть и адаптированный, ходили библейские персонажи, пусть и полу карикатурные. Но сегодня, согласитесь, этого маловато будет...
Один из популярных анекдотов того времени:
- Сколько стоят билеты в Театр Гоголя?
- Три рубля за километр...
А вот, что пишет в своём блоге штатный режиссёр «Табакерки» Константин Богомолов, «имевший счастье» поработать «в Гоголе»: «Ну-ка, спросите меня, сделавшего в этом «храме» три спектакля, и я расскажу вам о великих финансовых традициях, которые я самолично наблюдал. Пусть эта славная труппа скажет спасибо, что её руководство не под следствием. Помалкивали бы. А то ведь я (и не только я) тоже могу заговорить. И не Кирилла защищать буду. Он в защите не нуждается. У него и без вас дел полно. И с вами он справится. И за уши вытащит тех, кто захочет в нормальную жизнь».
Взбунтовавшиеся актёры, не зная, с чем бы докопаться до Серебренникова, обвиняют его в отсутствии специального образования. Действительно, у Кирилла лишь «красный» диплом факультета физики Ростовского государственного университета (а ну, попробуй, получи такой же!) и никакого ГИТИСа. Но неужели народным и заслуженным неизвестно, что боготворимый ими К. С. Станиславский тоже ничего театрального не заканчивал? Как, например, и Лукино Висконти ничего сугубо кинематографического. Это не та профессия, где нужны специальные знания, чай, не полостная хирургия, тут главное талант. Пусть и довольно спорный, как в этом случае.
Сомневаюсь, чтобы Олег Табаков допустил в свой «храм МХТ» человека, представляющего реальную угрозу для классического русского театра, а ведь у Серебренникова с ним контракт ещё на несколько постановок. Да и сам режиссёр ничего такого не пропагандирует. Тогда чем и кому он опасен? Прежде всего - сложившийся театральной системе - когда артист после училища приходит по распределению в театр, и на всю жизнь, дустом его оттуда не вытравишь. В нормальном же мире актёры, как правило, приглашаются по контракту на определённую роль, у нас же с советских времён действует кузница бездарностей и бездельников. Моей маме до сих пор звонят подруги из ЦТСА (теперь Театра Российской армии), жалуются, как их «выживают» из труппы. Девушкам этим, между прочим, под восемьдесят. Зато пенсия, зарплата, премии к 23 февраля, и как бы при деле...
Пока Кирилл говорит, что в его планах только ремонт - «выветрить запах затхлости». Я же подозреваю, что в дальнейшем он сделает так, что недовольные его творческой манерой артисты уйдут сами, не выдержав морального прессинга новой волны. Да, их жалко, но такова диалектика. Одна просьба к архангельским читателям Итогов - не сравнивать Серебренникова с Дзюником, это разновеликие фигуры.
Если кто меня и напрягает в истории «с Гоголем», так это чиновник московской мэрии Сергей Капков, благословивший перестановки в театре. В тех интервью с ним, какие попадались мне на глаза, он не скрывает, что на главном месте для него стоит рентабельность. Хотя настоящее высокое искусство всегда элитарно и не окупаемо по определению. Правда, данное утверждение конкретно к этому театру не относится...
А в остальном - удачи, Кирилл!
Леонид Черток, зоркий глаз ИА «RUSNORD»