В середине января этого года в Архангельске прошел так называемый первый молодежный христианский форум «Message-2017». Тема форума - «Реализуй свой потенциал». Организовала форум Архангельская церковь «Новое поколение», руководимая пастором Сергеем Латышевым, имеющим статус старшего пресвитера Российской Церкви христиан веры евангельской (РЦ ХВЕ) Архангельской области. РЦ ХВЕ является одной из ветвей пятидесятнического направления христианства в России (Пятидеся́тники — евангельские христиане, последователи пятидесятничества, одного из направлений протестантизма). РЦ ХВЕ входит во всемирное братство Ассамблеи Бога.
Немного об Ассамблее Бога. Эта церковь на 2013 год представлена в 213 странах и территориях и объединяет более 67 миллионов верующих. Формально Всемирное братство Ассамблей Бога не имеет единого центра. Но «идеологические» и организационные корни этой ассамблеи находятся именно в Соединенных Штатах Америки. Ассамблея появилась в 1914 году в США, когда пасторы из трехсот американских пятидесятнических общин приняли решение объединиться для координации миссионерских программ и издательской деятельности.
В 1947 году Ассамблеи Бога приняли активное участие в организации первой Всемирной пятидесятнической конференции. Такие конференции Ассамблеи регулярно проводят и поныне. Церковь также стояла у истоков формирования Пятидесятнического братства Северной Америки, организованного в следующем 1948 году.
С 1950-х годов миссионеры Ассамблей Бога сосредоточились на обучении национальных лидеров коренных народов миссии. Подобная практика привела к резкому росту адептов церкви в отдельных странах. Штаб-квартира американского отделения Ассамблей Бога расположена в г. Спрингфилде (штат Миссури). И именно в этом месте находится фактический идеологический и миссионерский центр Ассамблеи Бога.
Поэтому не удивителен вполне себе «американизированный» формат проведения молодежного христианского форума в Архангельске. Начиная от английского названия форума, заканчивая неформально-концертной атмосферой его проведения, а также «евангелизаций» новообращаемой молодежи с участием пасторов – профессиональных говорунов-задушевников и лидеров музыкальных групп разной направленности. Спектр выступающих действительно оказался довольно широким, начиная со «сладкого мальчишечки» солиста-пастора из Беларуссии Миши Nuteki (Нокарашвили), заканчивая брутальным архангельским рокером-пастором, более смахивающим на кондового сатаниста, Сергеем Латышевым с его «Живыми камнями». Между этими полюсами тех, кто повзрослее и поспокойнее, а также любителей стиля советских ВИА, ублажала группа «Шарфы» со своим лидером-пастором-проповедником Дмитрием Шлетгауэром из Питера. Для любителей взрослых интеллигентных и красивых мужчин, искушенных в риторике и разговорном жанре очень кстати пришелся писатель Виктор Судаков из Екатеринбурга. Любителей возрастных аниматоров-комиков в разговорном жанре с манерами не то Михаила Жванецкого, не то Александра Цекало (уж опасаюсь, знает кто-нибудь из поколения Z и ЕГ этих людей) развлекал пастор Сергей Мартюничев из Москвы.
Не обошлось мероприятие и без небольшого скандала, спровоцированного организаторами фестиваля, судя по всему умело и намеренно. Накануне старта форума некоторые архангельские СМИ уведомили общественность о том, что в рамках форума пройдет Круглый стол на тему «Участие христианских церквей в решении проблем современной молодежи». Сообщалось, что работе круглого стола помимо некоторых указанных выше спикеров РЦ ХВЕ также примут участие и представители Русской Православной Церкви (РПЦ): Игумен Феодосий (Нестеров) – настоятель подворья Свято-Артемиево-Веркольского монастыря в г. Архангельске, руководитель отдела по взаимодействию Церкви и общества Архангельской епархии (заочно) и Андрей Алексеев — штатный клирик Свято-Никольского храма г. Архангельска. Было проанонсировано и участие в мероприятии Дениса Данилова – руководителя центра "Гражданская безопасность" — регионального филиала Российской ассоциации центров изучения религий и сект.
Провокация своих целей достигла. Был создан информационный повод, и появилась возможность обозначить мероприятие и свою церковь в федеральных СМИ, дать пищу для слухов и возбуждения общественности в Архангельске и области. Чисто американский пиар-ход. Реакция РПЦ с опровержением была вполне предсказуема и оперативна, так как неизбежные личные контакты с представителями других христианских конфессий представители РПЦ никогда не смешивали со своим официальным участием в мероприятиях, организуемых этими конфессиями. Исключение составляли и составляют только светские мероприятия, проводимые органами власти и нерелигиозными и неполитическими структурами гражданского общества.
Не менее странно выглядело и проанонсированное участие в круглом столе Дениса Данилова – руководителя центра "Гражданская безопасность", известного своей жесткой позицией по отношению к пятидесятническим организациям. В комментарии ИА «Православие на северной земле», представитель центра «Гражданская безопасность» отметил: «Главный организатор конференции С. Латышев, по нашем мнению, фигура одиозная не только для традиционных протестантских сообществ Архангельска, но и в Российской церкви христиан веры евангельской (РЦ ХВЕ, организация объединяющая харизматические группы России), «епископом» которой он является. По словам очевидцев, Латышев не скрывает своей ненависти к исламу, на проповедях и выступлениях использует наркоманский жаргон, символы и образы сатанинского происхождения».
Денис Данилов опровергать свое участие в мероприятии не стал в силу очевидной невероятности этого события. Тем более, что именно в это время ему пришлось отбиваться в суде от выдвинутых против него правоохранительными органами обвинений в публичной демонстрации фашистской символики. Эта символика, якобы, имела место в размещенном три года назад на странице центра в «ВКонтакте» ролике об угрозах распространения неонацизма и фашизма через современные языческие секты. Как сообщило ИА «Руснорд», по мнению Дениса Данилова, инициаторами «расследования» являлись сектанты, в роли «стрелочников» - сотрудники 3-го отдела полиции по Ломоносовскому округу города Архангельска. Цель доноса – дискредитировать антисектантскую деятельность в регионе.
Русское Православие считает ересями и пятидесятничество, и его следующую трансформацию - харизматизм. Неопятидесятническое «Движение веры» выросло на американской почве в 70-80-х годах 20 века. Оно имеет в своей основе, в первую очередь, оккультное «позитивное мышление», оккультную практику визуализации и нездоровую тягу к различным «сверхчувственным переживаниям», кощунственное учение о власти верующего над Богом и откровенно материалистическую «теологию процветания». Многие религиозные доктрины неопятидесятников, такие как «учение о Святом Духе и Его плодах» или «Иисус умер духовно» напрямую противоречат Священному Писанию и не только не являются христианскими, но и носят откровенно сатанинский характер. Наверное, именно поэтому пастор Сергей Латышев реально похож на сатаниста как в сценическом образе, так и в обычной жизни.
В одном обстоятельном, серьезном исследовании под названием «Религиозно-общественная жизнь российских регионов» (далее – Исследование) британского Кестонского института, который трудно заподозрить как в симпатиях к РПЦ, так и к российской власти и россиянам, в томе 1 на странице 176 в отношении Латышева и, очевидно с его слов, читаем следующее:
«В любом случае, как полагает Латышев, настоящая церковь находится там, где собираются люди и присутствует Христос. Группа на квартире – тоже церковь, которая может принимать разные формы. На концерты приходят также эмо и готы, очень интересные и талантливые ребята, которые внутренне противопоставляют себя системе и на этом строят свой имидж. Нужно иметь большой внутренний потенциал, чтобы так ярко противопоставлять себя всем. Для этой молодежи христианство – это только РПЦ, а значит система. Христианство в их глазах воспринимается как часть прогнившей системы всеобщего обмана. Однако надо учитывать, что эти молодые люди никогда живого слова не слышали, а члены церкви говорят им, что христианство это прежде всего взаимоотношения со Христом в Духе Святом. Подростки сразу не пойдут ни на богослужение в РПЦ, ни в протестантскую церковь, так как сначала подумают, что это фанатизм и сумасшествие. Рокеры обычно очень хорошо понимают слова о Христе, также как и некоторые сатанисты, которые также часто просто противопоставляют себя системе».
Как говорится у русских, каков поп, таков и приход. Обратите внимание на то место в приведенной цитате, в котором Латышев в доверительной беседе со «своими» практически родными по духу англо-саксонскими исследователями указывает на то, что он фактически отделяет свою общину (или секту?) от протестантской церкви.
Именно поэтому ничем иным, как лицемерным пиаровским враньем, нельзя назвать опубликованное в одном из архангельских СМИ сообщение под броским заголовком «Организаторы христианского форума шокированы нападками архангельской епархии». «Шокировало» организаторов то, что православные служители назвали их «Новое поколение» «сектой», да еще и неохаризматической. Поскольку, как пояснили организаторы фестиваля представителю СМИ, «они являются протестантами, эта религия – направление христианства, наряду с православием и католицизмом». Поверить этому, так перед нами просто агнцы невинные! Правда в реальности получается, с учетом выше изложенного, что и не агнцы они вовсе, а волки в овечьей шкуре.
При любом раскладе провокация с Круглым столом и публикациями совершена умно, тонко и многоуровнево. С одной стороны, перед широкой отечественной и зарубежной публикой, особенно перед ее либеральной частью, «Новое поколение» отпозиционировало себя, как солидную современную официально действующую Церковь. Причем Церковь очень социально ориентированную и нравственно озабоченную проблемами молодежи. Более того, «Новое поколение» изобразило себя, как Церковь конструктивную и толерантную, «протягивающую руку» примирения во имя высшего блага «коллегам» по христианскому поприщу.
С другой стороны, прогнозируя предсказуемую и неотвратимую ответную реакцию РПЦ, эта секта «изящно» выставила последнюю воинственно-непримиримой и ультра-консервативной, едва ли не реакционной, силой. Более того, провокацией была достигнута и еще одна скрытая цель. Благодаря такому публичному противопоставлению секты и РПЦ, организаторы мероприятия послали еще и свой тайный «меседж», то бишь послание-приглашение своим потенциальным адептам из социальных субкультур, «противопоставляющих себя системе».
Заодно в этом же сообщении «невинные» детки-пятидесятнички «подставили» и православного отца Феодосия, якобы подтвердившего свое согласие на участие в Круглом столе. Хотя абсолютно очевидно, что в православной табели о рангах настоятелю монастырского подворья не по чину подтверждать согласие на участие в подобном публичном мероприятии без благословения на это его вышестоящего иерарха.
Подтверждает провокационный характер публичного уведомления через СМИ о проведении Круглого стола с совместным участием проповедников пятидесятников-харизматов, православных служителей и православных сектоборцев, и анализ сообщений организаторов и форума и Круглого стола на их странице форума «ВКонтакте». В официально размещенной в соцсети афише с программой форума от 07.01.2017 Круглый стол в 11:00 15.01.2017 в конференц-зале гостиницы «Беломорская» не указан. Информация о Круглом столе была размещена лишь в СМИ в 13:27 12.01.2017, то есть в день открытия форума.
Еще одним подтверждением провокационности Круглого стола на тему «Участие христианских церквей в решении проблем современной молодежи» можно считать и подбор его участников. Потому что возникает единственный и закономерный вопрос, а почему для участия в этом «очень важном» межцерковном христианском обсуждении пригласили лишь РПЦ и анти-сектантов, действующих под эгидой РПЦ? То есть тех, кто заведомо в нем участия не принял бы? Почему не позвали «коллег» по христианскому поприщу из Архангельска и области? Благо на Поморской земле хорошо чувствуют себя и другие пятидесятники, например, полные тезки из евангельской Церкви «Новое поколение», правда, входящей в другую пятидесятническую Церковь РФ - в Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ). Почему не позвали баптистов, адвентистов Седьмого дня, лютеран, староверов? Список можно продолжить. Пообщались бы на Круглом столе со своими христианскими собратьями, родили бы в итоге что-то ценное и интересное. Глядишь и РПЦ бы этим «устыдили» и отпиарились красиво.
Как говорится, с провокацией, как с самым простым, разобрались. А вот с вербовочной «евангелизацией» под музыку на концерте и под смешочки с выступающими спикерами-проповедниками, с «квартирниками» под чаёк, с «Альфа-курсом», и к чему это все приводит, куда это в итоге может завести, будем разбираться в отдельной статье.
Борис Дульнев
Оригинал статьи размещен в ЖЖ Бориса Дульнева по адресу: http://boris-dulnev.livejournal.com/12831.html