Как-то всё руки до Мугабе не доходили. Ну того, африканского, который Зимбабве правил и на пенсию ушёл в 93. И то не сам, не по здоровью. Настоятельно попросили. Но где мы, а где та Африка…
Однако последние дни стал наталкиваться на тексты, что ситуация в Зимбабве почти как у нас, в России, только в белом православном варианте. Пытаюсь разобраться…
Оказывается, эта Зимбабве – бывшая Южная Родезия. С её помощью в нас, советских детях, с детского сада воспитывали ненависть к расизму, апартеиду и прочим притеснениям по национальному признаку. В «Крокодиле» родезийские плантаторы представлялись исключительно в шортах, колониальных шлемах и с бичами, которыми они беспричинно наказывали бедных негритят нашего возраста. В «Международной панораме»… нет, лучше не вспоминать, их хижины ещё хуже наших пятиэтажек.
Кстати, в Родезии не было того апартеида, что в соседней ЮАР, тоже выступавшей в советской пропаганде в роли пугала. Там вместо «расового ценза» часто использовался ценз имущественный, в парламенте страны сохранялось некоторое присутствие чернокожих депутатов, в армии существовали смешанные по расовому признаку части. Однако на деле (и от этого никуда не деться) вся власть принадлежала белому меньшинству, в стране действовал режим расовой дискриминации. Во многих общественных заведениях обслуживали только белых, большая часть плодородных земель находилась в руках белых фермеров, не говоря уже о промышленности.
Что в итоге привело к освободительной борьбе, приходу к власти чёрного большинства и водворении на президентский пост этого самого Мугабе, тогда в вполне боеспособном состоянии. Дальше началась длительная борьба за власть, но уже между своими, с параллельным выпихиванием всех белых нафиг.
Теперь об экономике. Увы, та же история, что практически во всех африканских странах, добившихся независимости… вернее, так – где власть от белых перешла к чёрным. До обретения независимости в 1980 году Зимбабве относилась к числу наиболее экономически развитых стран на африканском континенте. В настоящее время Зимбабве относится к числу наиболее бедных государств мира (из экономического справочника). При этом в стране добываются золото, платина и алмазы, родезийские плантации сорок лет назад угощали мир высококачественным табаком и чаем, одевали хлопком, баловали сахарным тростником и экзотическими фруктами. Теперь всё в дупу ушло (как выражаются мои польские родственники). Только что закончил читать воспоминания Пети Подгородецкого о работе в «Машине времени» («Машина» с евреями»). Он там рассказывает, до чего и как быстро довели цветущий Мозамбик местные освободительные силы после изгнания португальских колонизаторов. Не то, чтобы самим построить - сохранить и не изгадить то, что есть, не в состоянии. Впрочем, стоит зайти в Америке в негритянские районы… стоп, а то опять скачусь к расизму.
Так вот, Мугабе, элементарно засиделся на троне власти. Надоел военным окончательно (помните, я не раз писал о реакционности этого профессионального сообщества вне зависимости от климата) за 37 лет правления. Причём перехватившие власть проявили гуманность (вот, что значит воспитывались под белыми) - не стали варить свергнутого в племенном котле и бульоном из него задабривать духов саванн, а…
…бывший президент Зимбабве Роберт Мугабе, недавно объявивший об отставке после 37 лет правления, получит за уход от власти "золотой парашют" в размере не менее 10 миллионов долларов.
Вах, а мы-то всё на бывшего директора Областного драматического театра Дунаева косились, который всю архангельскую культуру по миру пустил. Так у него та же сумма, но в рублях (то есть, почти в 60 раз меньше), и цены в Зимбабве пониже, точно вам говорю. Всё-таки заботливый мужик этот Мугабе, о своей 52-летней молодухе побеспокоился.
Да и это ещё фигня. Во время своей торговли по отставке Мугабе себе и супруге выторговал получку до самой смерти. А она у бывшего главы государства, ни много ни мало, около 150 тысяч долларов будет, у жены Грейс ровно половину от этой суммы. Представляете, как там пашут первые леди? А я нет.
С чего вдруг такая щедрость у Крокодила (преемник Мугабе). Думаю, Роберт всё правильно рассчитал. Пришедшим к власти очень важно было провести именно бескровную революцию, как можно бархатистей. Ибо ясно – стране не выбраться из глубокой экономической дупы без материальной помощи Запада. Который очень не любит, когда бывших президентов и прочих политических противников отваривают на ужин… да и просто кровопролития не любит.
Теперь отставной властитель всея Зимбабве намерен ловить кайф от пенсионной жизни в своей усадьбе, что в 110 км от столицы Хараре. Правда, говорят, там крокодилы на купающихся нападают, ну да в своём бассейне безопасно. Грейс же тем временем развлечётся организацией университета имени своего мужа - чем не счастливая старость.
И за что ему такое счастье? За 37 лет правления Мугабе немало народу в Зимбабве полегло. Он-то с политическими противниками и просто недовольным народом особо не церемонился. А для недовольства было немало поводов. Для осуществления программы «чёрный передел» правительство Мугабе под предлогом земельной реформы санкционировало реквизицию более трёх тысяч ферм белых владельцев площадью в 5 млн. га для обустройства более 500 тыс. бедных крестьян. После захвата ферм потеряли работу более 800 тыс. наемных сельскохозяйственных рабочих, а в городах параллельно закрывались предприятия.
То есть, классическая схема подобных революций, в которых выигрывает небольшая горстка, непосредственно пришедшая к власти.
Вообще это удивительно. Пришедший к власти Крокодил мог ничего не делать Мугабе сам, просто кинуть его престарелую тушку народу. А уж народ бы Роберту всё припомнил - и нищету свою, и массовые убийства. Однако народ пляшет и смеётся на площадях Хараре, радуется. А ведь по всему видно, что бывший и нынешний собрались делить оставшиеся ещё в стране деньги. Им что, не рассказали, какая пенсия у бывшего диктатора? Или они тоже считают верховную власть сакральной, «от бога»? Эх, негры…
В чём секрет такой живучести старины Мугабе? Как известно, сильнее любой политики могут быть только деньги - большие деньги. Теперь смотрите, у Зимбабве есть два серьёзных друга-партнёра – Китай и ЮАР, причём последний занял место СССР, ушедшего в начале 90-х из этого региона по известной причине. Ну, а Китай главный кредитор страны. Ему чета Мугабе «по давней дружбе» отдала в концессию ценнейшие месторождения лития (Зимбабве находится в числе всего 8 стран мира, где эти месторождения имеются) и много чего ещё сырьевого и не очень. Хорошо известно и о связях четы Мугабе среди китайской финансовой элиты, которая получала немалые бонусы со всех контрактов в африканской стране.
Вывод простой – Крокодилу выгодней холить и лелеять предшественника, чтобы тот по доброму согласию передал ему свои контакты (и откаты), чем перезаключать всё заново.
Причём Мугабе ухитрялся разделять интересы обеих внешнеполитических интересантов – с ЮАР политика, с Китаем экономика. И соседу такая постановка совсем не нравилась, он старался перетащить вектор экономических отношений к себе, дабы стать основным партнёром Пекина в этой части Чёрного континента.
Получится что-нибудь у Крокодила? Узнаем, если нам об этом расскажут… интерес к Зимбабве падает на глазах.
Леонид Черток