Так бывает – включаешь утром телевизор, а там война, картинка на канале Евроньюс окрашена в багровые тона и речь Трампа (президент США, кто не помнит) без перевода. Дональд - недавний кумир почти всех российских политологов, близких к кремлёвской администрации - рассказывает без перевода что-то важное, чуть виновато, но убеждённо.
Моего английского хватает понять – дело касается Сирии. По кому-то там врезали, что называется, из всех стволов. Первая, она же главная мысль – лишь бы никого из наших не задело. Потому что за этим последует ВОЙНА. Пусть и холодная, но мы ей уже нахлебались: железный занавес, информационная блокада, выезд за границу только через ОВИР, всеобщая подозрительность… прочие прелести тоталитарного строя.
На этот раз обошлось. Сообщения о погибших и раненых во время бомбового удара по авиабазе Шайрат в провинции Хомс разнятся, но в этот раз россиян не задело. Есть жертвы среди сирийских военнослужащих, предположительно четыре человека (в арабской информационной традиции никогда не называть точное число потерь, ни своих, ни противника… их количество зависит от текущего момента). По данным сирийского государственного информационного агентства Sana, в результате американского ракетного удара погибли девять гражданских лиц, включая четырех детей. Одна из ракет якобы попала в деревню, расположенную рядом с авиабазой. Есть и раненые - не меньше семи человек.
Что касается потерь материальных. По информации телеканала «Россия 24», в результате атаки крылатыми ракетами США уничтожены девять самолетов «сирийских Воздушно-космических сил», но взлетно-посадочная полоса авиабазы в Сирии осталась цела. Штука в том, что у Сирии нет «Воздушно-космических сил» (ВКС). Но там бессрочно размещается авиационная группа Военно-воздушных сил Воздушно-космических сил (ВКС) России.
А вот по данным Минобороны РФ, ракетным ударом США были уничтожены шесть сирийских самолетов МиГ-23, которые проходили ремонт. Пострадавшая авиабаза используется как «аэродром подскока» к авиационной группе ВВС ВКС России в Сирии, базирующейся на аэродроме Хмеймим. По данным на апрель 2016 года, там базировались вертолеты Ми-24П (Ми-35), четыре вертолёта Ка-52 и три МИ-28Н, Ми-8 (Ми-17) из состава нашей авиационной группы.
Удар был нанесён по прямому приказу Дональда Трампа, что стало первым радикальным действием новенького лидера Америки за недолгий срок его президентства. Акция устрашения (по-другому и не назвать) в ответ на химическую атаку, которую якобы совершили правительственные войска. Экстравагантного, но решительного миллиардера уже сравнивают с Рональдом Рейганом, который, как известно, приложил руку к кончине Советского Союза. Преступление это или доблесть… пусть каждый ответит себе сам.
Когда в пламени конфликта (а в Сирии это типичная гражданская война, не столько на политической, сколько на этническо-конфессиональной почве) гибнут мирные люди, это страшно. Кратно страшно, когда гибнут дети. Но, увы, этого не избежать. Чем дальше, тем будет страшнее, ибо с этим бомбовым ударом «в игру» вступила страшная сила. Страшная своей мощью, но вполне договороспособная. Тут бы понять, на каком языке говорить…
Меня что смущало в сирийской кампании с самого начала. Вместо кропотливой, дипломатической и гуманитарной работы, трудной, но бескровной, Россия решительно «вписалась» за президента Асада, помогая ему не только оружием, но и непосредственными исполнителями боевых вылетов. Наши лётчики бомбят миллионы арабов-суннитов, становясь тем самым их «кровниками». Вот где стоит искать причину питерских терактов, а не строить конспирологические версии о причастности ФСБ и кровавом начале избирательной кампании 2018 года.
Сейчас можно говорить, что США вернулись в регион со всем свойственным лихим ковбоям нахальством. Американцев арабы, конечно, люто ненавидят, но к ним привыкли. Мы же (россияне) так глубоко в проблемы Ближнего Востока ещё не влезали (по крайней мере, с момента крушения СССР). К нам не привыкли, нас ещё будут проверять на вшивость и на верность. Причём нужно учитывать, что для настоящего мусульманина обмануть неверного не такой уж большой грех.
По информационной волне видно – удару американцев уже аплодируют те страны, отношения с которыми были изрядно подпорчены во время правления Обамы - Иордания, Израиль, Саудовская Аравия. То есть, бывшие союзники в этом сложном регионе возвращаются, что даёт Трампу как политику более серьёзный плюс, чем любая Нобелевская премия мира.
Один важный штрих к портрету Дональда (не исключаю, что он мастерски подрисован его пиарщиками). Этот прожжённый циник, как увидел мир, умеет переживать за погибших детей. Слёзы на глазах, слова, эквивалентные нашим «это не должно повториться». Вот увидите, сейчас его рейтинг внутри Америки поползёт вверх.
Я уже предвкушаю полемику, было ли химическое оружие у Асада… вернее, он его применил, или какой-то расхититель залез в правительственный арсенал (помнится, наш президент несколько лет назад сам говорил о наличии такого оружия в воюющей стране, предлагал что-то с этим делать, да Обама долго телился). У меня нет никаких заблуждений насчёт моральной чистоплотности внутри сирийской тусовки, там в борьбе за власть людей живьём сжигать будут. Но не надо делать из Асада невинную овечку. Это такой же восточный деспот, каким был Садам Хусейн, поплатившийся жизнью не конкретно за химоружие, а по совокупности совершённых его режимом преступлений (я не раз писал про пытки над курдами).
О нет, я нисколько не идеализирую Трампа как справедливого арбитра сложнейшей ближневосточной ситуации, где переплелись интересы стольких политических игроков, что не берусь подсчитать. Но одновременно хочется ответить заступникам Асада, вопрошающим, зачем ему была нужна химическая атака, если на его стороне играет сама Россия?
Да от отчаяния! От осознания себя политическим трупом, которому при любом раскладе не будет места в новой мирной Сирии. Все диктаторы так уходят… унося с собой побольше жизней, а восточные так особенно.
Но меня больше волнуют российские интересы. У Москвы не так много вариантов. Путин – не Горбачёв - он не уйдёт из региона проигравшим, это ясно. Тогда остаются два выхода: вступить с США в коалицию, разделив закулисно сферы влияния и будущие политические дивиденды, или вступить в жёсткую конфронтацию со своим главным геополитическим противником.
Последнее не дай нам бог! Буду благодарен за третий вариант сценария.
P.S. Интересная мысль от Олега Кодолы, члена Ассоциации «Вольное дело»:
Израиль бомбит Сирию - нормально. Мы бомбим Сирию - хорошо. Турция бомбит Сирию - терпимо... Америка бомбит Сирию - это нарушение суверенитета. Все остальные бомбёжки законны?
Леонид Черток