Новый виток обострения российско-украинских (или украинско-российских, если кому так менее обидно, а мне без разницы) отношений. Во время своего визита в Крым (что уже возбудило Киев до невозможности) президент России выдвинул тезис, что «русские и украинцы - это вообще один народ». Как будто учебник по обществоведению для советской школы процитировал. С другой стороны, так нас всех учили… его тем более.
Впрочем, и сегодняшние украинцы, те, кому за сорок, учились по тем же учебникам. Несмотря на нетолерантный, но, тем не менее, очень популярный в советское время анекдот про бездетную семью западенцев (жителей западных областей УССР), взявших из детдома негритёнка. На удивлённый вопрос председателя колхоза: «А шо, бiлых там нема?», был дан откровенный ответ: «Главное, что не жид и не маскаль». Так-то…
Украинскому президенту Порошенко хорошо за сорок. Но и он не согласен с термином про «единый народ», а заодно с тем, что его российский коллега без спроса посещает Крым. Кстати, подобную «дипломатическую небрежность» (с точки зрения Токио) допустил на днях и российский премьер Медведев, заглянувший на Курилы. На японское «фэ» он ответил прямолинейно – «ездили, ездим и будем ездить». Ну, а что прикажете – пересматривать итоги Второй мировой войны, заодно и Калининград вернув австриякам? Мир с подобной аннексией давно согласился, и к российскому Крыму привыкнет. «Рыбка плывёт – назад не отдаёт», так у нас в школе говорили при игре в «махнём не глядя».
Обиженный таким своеволием со сторона российского коллеги, Порошенко ответил, как мог: «Нет у нас никаких братских народов во время войны. Есть единый украинский народ, который стремится в Европу, и российский народ, который находится в глубоком кризисе». То есть, тоже в ответ обидел: «Не брат ты мне…».
Ну, вспоминайте быстрей, из какого фильма цитата? Правильно, эпохальный «Брат» Алексея Балабанова, этой фразой крутой Данила Багров ставит в трамвае на место зарвавшихся гостей с Кавказа, у которых он совсем недавно «устанавливал конституционный порядок». Вообще, эта балабановская дилогия низвела понятие «брат» до маргинального состояния, так друг к другу обращались персонажи, которых в приличном обществе принято называть «быдлом» и «моральными уродами». Однако гениальный режиссёр-провокатор превратил их в настоящих национальных героев… впрочем, я об этом уже писал - http://rusnord.ru/oldnews/2416-32251.html.
Но не написал о том, что провидец Балабанов в «Брате-2» фактически предсказал возвращение Крыма в РФ… и это на самом пороге XXI века. Вспомните, как здоровенный хохол в чикагском аэропорту небрежно бросает мелкому старшему брату: «Украинцы москалям не братья», и как тот чуть позже дырявит ему пузо из ствола со словами: «Вы мне ещё за Севастополь ответите». А перед этим ещё и бандеровцем назвал, украинскоговорящий детина на него обиделся. За что? Теперь непонятно…
Подозреваю, что питерец (некоренной) Балабанов восемнадцать лет назад дал ответ художникам-«митькам» с их бесконечными «братками дорогами», объяснив, что жизнь жёстче, а люди гаже. Тем более, появились бандитские «братки», они и стали героями многих его фильмов. Однако попал в наше настоящее… мастер, одним словом.
Казалось бы, кому вмешаться в ситуацию, как не деятелям искусств. Что кое-кто из наших и делает, я в данном случае не о Кобзоне говорю, о рокерах, кто выше любых политических моментов. Но вот ответка Макаревичам-Гребенщиковым, прилетевшая из Киева. Лидер группы «Вопли Видоплясова» Олег Скрипка считает, что никакого исторического братства между украинцами, русскими и белорусами нет, и надо эту историческую ересь выбросить из голов (это он напрямую к Путину?): «Это идеология очень странного братства — садо-мазо братства. Во-первых, мы с ними не братья никакие, и это исторический факт — мы не братья. Там есть какие-то «примеси украинской крови» у русских, а на самом деле история там абсолютная другая…». Причём сам музыкант украинец только наполовину, то есть, он сделал свой сознательный выбор, хотя и выступает против войны. Если властитель молодых украинских умов так считает, почему бы и нам не согласиться?
Тут, конечно, есть повод для исторических споров. Я, например, читал мнение, что Габсбурги создавали «украинцев» в географически локализованной Галиции в противовес мятежным полякам и для идеологического отмежевания населения Галиции от «материнской» Российской империи. Так как основное идеологическое противостояние сегодня идёт между бывшей Галичиной и восточными русскоязычными районами Украины, тут есть, над чем подумать.
А также над следующими цифрами - В 1922 году среди членов компартии Украины было 53% русских и 23% украинцев, а всего через 11 лет, в 1933, было 60% украинцев и 23% русских. Неужели так быстро «перекрасили»… или пошёл другой процесс?
У нас любят вспоминать про Переяславскую раду (1654 г.), что именно украинцы попросились под защиту империи, а не наоборот (вот это действительно было бы странно). Но мало кто знает (вернее, интересуется), что в Переяславле запорожские казаки, соглашаясь дать присягу московскому царю, настаивали, чтобы и он, в свою очередь, присягнул казакам в соблюдении их вольностей. Вот это уже совсем было не в правилах Московии, привыкшей за века татарского нашествия к азиатскому авторитаризму. Разумеется, подобные амбиции вызвали негодование у московской стороны, заявившей, что «у нас не повелось, чтобы цари давали подданным присягу, а вольности ваши Государем соблюдены будут». В итоге четыре казачьих полка царю в Переяславле так и не присягнули, проявив чисто западную строптивость. Чья из сторон тогда оказалась правой, попробуй сейчас разбери.
Кстати, в своё время у Украины был шанс войти в триединый союз с Польшей и Литвой, что исторически несомненно привело её к созданию суверенного государства европейского типа, если бы не историческая ненависть украинцев к полякам (а с той стороны – презрение). Однако история, как известно, не имеет сослагательного наклонения… ещё неизвестно, выжило бы такое государство в кровавых перипетиях Первой и Второй мировых войн.
Так что вернёмся поближе к нашему времени. Прекрасно помню стоны украинских призывников в армии, что они, де, кормят «нищих москалей». К их хору присоединялись прибалты, кавказцы, среднеазиаты, вот белорусы, надо сказать, помалкивали. Если же посмотреть на цифры советской экономики, то донорами, как раз, были РСФСР и БССР, а УССР, более-менее, самодостаточная, типа по нулям. Зато остальные республики – типичные нахлебники. Ах, те цифры врут? Тогда посмотрите, кто и как живёт после распада «семьи братских народов»… разве что Казахстан с Азербайджаном выровнялись за счёт многолетнего роста нефтяных цен.
Однако именно эта мантра, мною неоднократно слышанная – «Украина - житница и основа мясомолпрома всего СССР. Украина имеет мощную промышленность. Москва забирает у нас для нищих москалей всё то, что мы производим, поэтому мы и живём так бедно. Вот если бы мы стали самостийными, как сыр бы в масле катались!» - вылилась сегодня в то, что происходит у соседа. Обида за грабёж, которого не было. И вот эта-то искусственная обида и привела к росту русофобии, насаждавшейся все годы незалежности как объединяющий нацию фактор. Правда, приходится отметить, что мы в последние два года информационно выглядим ненамного лучше.
А теперь о выходе. Не политическом, здесь пока сам чёрт ногу сломит, только на уровне общественного сознания. Признать, что мы никакие не братья, просто друзья. Потому что в кругу близких родственников можно долги и зажать, зато с друзьями принято расплачиваться.
Иначе недолго и киллера нанять. Что, по сути, сегодня и происходит…