Начальник хозяйственной службы мэрии Архангельска Анатолий Бутко работает на этой должности с 2002 года. Его допрос в суде растянулся на четыре с половиной часа. Сторону обвинения интересовало буквально всё, вплоть до последнего карандаша. Цитата: «Бутко: 33 машины у нас автопарк, 850 компьютеров, 86 ксероксов... Все это имущество требует текущего ремонта. И вся канцелярка на нас, ну там карандаши».
Как передает из зала суда журналист Олег Григораш, вопросом текущих расходов хозслужбы дело отнюдь не ограничилось. Сюрпризы только начинались. Представитель обвинения позволил себе реплику о том, что подсудимый Донской посещал «увеселительные заведения - дискотеки, бары, казино с символом власти на шее». Речь шла о геральдическом знаке главы города, рыночная стоимость которого, по оценкам специалистов, ныне составляет не менее 500 тысяч рублей.
На это замечание отреагировал сам подсудимый: «Как следует из материалов дела, вы имеете в виду ресторан отеля «Пур-Наволок». Так вот, я был там на приеме официальных делегаций». Защита Донского предоставила снимки: помимо мэра, официальную встречу в «Пур-Наволоке» посетили губернатор Николай Киселев и федеральный инспектор по Архангельской области Алексей Ермаков.
После этого снова вернулись к «текущим расходам», и неожиданно выяснилось, что мэр имеет право на охрану техническими средствами квартиры, в которой живет. Оплата гарантируется муниципалитетом в лице той же хозслужбы. Этой преференцией Донской не пользовался.
А теперь - внимание! Злополучный пост в мэрии Архангельска, который сегодня «вменяют» Донскому, был организован еще в 2001 году, за четыре с лишним года до начала работы нынешнего мэра. Пост всегда назывался «подвижным»: одна из его главных функций - сопровождение документов и материальных ценностей. До апреля 2005 года охрану здесь осуществляла вневедомственная охрана. Дальше - ЧОП «Дельта-А». С самого начала и по сегодняшний день договоры с этими структурами заключала хозслужба.
Основной причиной для смены охранного предприятия стал вопрос элементарной экономии бюджетных средств. «До 2005 года мы работали только с отделениями вневедомственной охраны - Соломбальским, Ломоносовским, Октябрьским. Плата постоянно повышалась. Я был вынужден обратиться к начальникам этих служб с просьбой о снижении платы на 30%. Откликнулся только Октябрьский отдел, но и они свои аппетиты уменьшили только на 10-15%. В этой ситуации мы обратились к различным охранным структурам. Предложение ЧОП «Дельта-А» по посту в мэрии оказалось оптимальным», - подчеркнул Анатолий Бутко.
При этом вступивший в силу федеральный закон № 94 «О муниципальном контракте» выполнялся «от» и «до» - с 2006 года каждый объект и пост охраны проходил через систему открытых конкурсов. Информация о конкурсах, по словам Анатолия Бутко, заблаговременно размещалась на официальном сайте мэрии Архангельска, сами конкурсы проводились в максимально открытом режиме.
На вопрос адвокатов Донского о том, почему этих данных нет в материалах уголовного дела, свидетель ответил: «Я отвечал только на те вопросы, которые мне задавал следователь. Кроме того, любую информацию необходимо подтверждать, а документы по конкурсам у нас были изъяты еще в феврале, и лишь недавно их вернули. Во время следствия у нас их просто не было».
Несмотря на протесты представителей гособвинения, судья Яна Казарина приобщила к делу документы, свидетельствующие о системе охраны и расходов на нее в муниципалитете начиная с 2001 года.
«От руководства мэрии постоянно требовали усиления охраны. Соответствующие директивы приходили не только из УВД, но и лично от губернатора Николая Киселева и его заместителя Виталия Баско», - признался начальник хозслужбы.
Фото Н.Гернета