Даже те 80 с лишним процентов, которые в минувшее воскресенье «проголосовали» за шашлыки и пиво на набережной. Ах, кто-то этого даже не заметил? Понимаю. Потому что сделано все было в особо извращенной форме. Через штаны, не задирая юбок. Зато это видела вся гордая и несгибаемая Россия. Ну, разве не позор?
Только очень наивный мог решить в ночь с 25 на 26 мая, что окончательно победил «несистемный» кандидат. Когда пришли первые данные exit-poll с разницей в 4 процента, нехитрый арифметический подсчет и знание жизни подсказывали - Павленко будет впереди. В этом случае, допустимая погрешность всегда трактуется в пользу действующей власти. Ну, скажите на милость, кто-нибудь верит в то, что немногочисленные наблюдатели от штаба Базановой могли устроить вброс бюллетеней или спецом испоганить листы с галочкой «за» Павленко? Отрыв в 69 голосов ясно говорит - спокойно плюсуй еще несколько сотен, не ошибешься.
Что же произошло? А я вам скажу, павленковцы элементарно расслабились, сами теперь на это сетуют. Сначала, после снятия Белокоровина и Моисеева вкупе с поддержкой губернатором Михальчуком, захлебнулись в эйфории. Потом, видя, как некому доселе неизвестная дама стремительно набирает очки, увлеклись черным пиаром. Вернее, желтым, в неповторимом стиле сортирной газетенки «Твой день». Выбрали самый простой путь - куда это, мужики, баба лезет? Хорошо еще, в постель к ней не залезли, не сделали из жены и матери ярую лесбиянку.
То, что произошло на последнем, сульфатовском 104 участке, можно смело заносить в Книгу антирекордов Гиннеса. Председатель городского избиркома Чуркин так был взнуздан неизвестными товарищами из известными фамилиями, что даже пошел на корпоративное предательство. Он усомнился в работоспособности и беспристрастности самой системы «ГАС-выборы». Оплота суверенной демократии, детища своего знаменитого земляка Александра Вешнякова, славившегося своей принципиальностью (за что, собственно, он и был отправлен в Латвию). Сразу возникает нехороший вопрос, раз эта техника так ненадежна, не произошел ли подобный сбой в декабре и марте? Коммунисты на этом до сих пор настаивают...
Утром следующего дня начинается скверный анекдот, на глазах рушится еще одна властная вертикаль. Председатель Облизбиркома Александр Яшков официально объявляет - победила кандидат Базанова. Откуда-то снизу ему отвечают - да ты гонишь, еще ничего неизвестно. Когда мешки с бюллетенями, опечатанные с нарушением всех норм, что каждый лично может лицезреть на нашем сайте, отправляются в маленькую комнатку при мэрии, становится ясно, затевается что-то нехорошее. Параллельно «Новый Архангельск» выходит под лозунгом: «Наш мэр - Павленко». То есть там уже все за всех решили, к чему ждать окончательного вердикта?
Все-таки жизнь хоть чему-то учит даже Удалкиных. Если при Донском его газета больше напоминала боевой листок защитников Брестской крепости, то сегодня сохраняет многозначительную солидность. Просто поздравляет, просто радуется «свершившейся справедливости». Но победа не так сладка без мелкой мести оппонентам, изрядно потрепавшим нервы. В этом недостойном деле используется «Правда Северо-Запада».
Я с уважением отношусь к острому слову коллеги Азовского. Я понимаю, что журналисту грех не заработать на выборах (сам такой). Но во всем нужна мера. Илья не так глуп, чтобы втупую кого-то мочить или кого-то прославлять. Он ставит под сомнение сами результаты при крайней низкой явке. В принципе, в этом с ним можно согласиться, если бы не ЗАКОН. А он гласит - волею народных избранников в Архангельске больше нет ни порога явки, ни графы «против всех». Пусть хоть 10 % проголосовавших, для переигровки оснований нет. Пусть член фракции ЛДПР в Областном собрании инициирует поправки к местному закону о выборах, убедит в этом своих коллег-депутатов, тогда и поговорим.
Пока же Азовский просто сводит счеты за кого-то, кто в тоске пил коньяк воскресной ночью за закрытыми дверями мэрии. Один титульный заголовок чего стоит: «69: не Б, не П». Если П - это Павленко, то в случае с женщиной эта буква имеет по меньшей мере два толкования. В принципе, я тоже так умею. Но на всем протяжении избирательной кампании не позволил себе ни одного оскорбительного намека в адрес и.о. мэра, это легко проверить по нашему сайту. Да, его окружению от меня доставалось, но к самому кандидату со времен совместной работы в областной администрации до недавнего времени я относился с уважением и приязнью. Пусть руководитель он средненький, зато человек хороший, веселый. Теперь Азовский мне развязал руки, Виктор, скажите ему спасибо за это.
Я не буду утомлять читателя анализом ковшиков грязи, вылитых со страниц ПСЗ. Разве что обращу внимание на «Фотофакт», на котором в ночь после выборов кандидат Кочанов разливает шампанское в штабе победившей Базановой. А что там должны были пить, опять бифидок? Подпись под снимком задает читателю вопрос: что делает Кочанов в столь неурочный час в стане конкурента? Уж не приехал ли «технический кандидат», не дождавшись утра, за зарплатой? Да просто Михаил - мужик! Приехал выразить свое восхищение женщине. А вот ты что там, коллега, делал? Ведь это фотография с твоего мобильного телефона, папарацци ты наш доморощенный. Просто зашел пошпионить, или тоже что-то получил?..
И последнее в данной неприятной теме. В самом начале материала редактора Азовского читаем пространные рассуждения о неких «псевдожурналюгах и псевдообщественниках» которые истерят в защиту Базановой даже не за деньги, а по причине весеннего обострения. И все, конечно, сразу поверили, что под этими «псевдо» ты, Илья, имел в виду не Чертока с Несанелисом, а Лойченко с Ковалевым, или Беднова со Станулевичем? Брось, я даже вижу, как провозглашенный руководитель павленковского аппарата Гармашов нагибает тебя вставить в текст именно эту фразу, а ты в попытке сохранить лицо отказываешься вписать конкретные фамилии. Молодец, мужик! Однако хочу напомнить, что всего полтора года назад те же самые «истерики» с Руснорда совершенно бесплатно пытались хоть чем-то помочь тебе, сидящему в камере СИЗО. Теперь понятно, тогда у нас было «осеннее обострение». А вдруг к следующему разу мы вылечимся? Как раз к очередным твоим неприятностям, сам знаешь. И, пожалуйста, не звони ближайший месяц, дай отойти, мне нервничать вредно...
Ладно, проехали, вернемся к главному. Поздним вечером в четверг городская избирательная комиссия закончила ручной подсчет голосов. Результат предсказуемый - + 150 за Павленко. Кто-нибудь поверил в роковую «случайность», что серые обитатели подвалов на трех избирательных участках погрызли именно бюллетени «за» Базанову? Сейчас начнутся издевательские вопросы: а что же вы, милочка, нашим обществом побрезговали, своих наблюдателей не прислали? Побрезговала, и правильно сделала, не хотела подставлять под прессинг своих людей. Тем более, что остальные члены избирательной гонки уже пишут жалобы во всевозможные инстанции на горизбиркомовский беспредел. Да и не дело честным игрокам садиться за ломберный столик с завзятыми шулерами, уж очень стопки бюллетеней похожи на крапленые колоды карт в руках каталы-недоучки. Дать бы им по кумполу канделябром, как было принято в аристократических домах Петербурга, да Яблочков электричество изобрел.
А давайте вернемся к первопричине. Какие шансы на начальном этапе были у никому не известной Базановой? Ноль целых хрен десятых, пока с дистанции не сошли два лидера гонки. До сих пор идут ожесточенные споры, почему губернатор Михальчук выбрал своим фаворитом Павленко с подмоченной репутацией? Чиновник чиновника не обидит? Не совсем так. Вот какую историю мне намедни рассказали, и я склонен ей верить...
Через несколько дней после прибытия в Архангельск Илья Филиппович поехал в обзорную экскурсию по городу. Рассматривал нарядные торговые комплексы, развлекательные центры, прочую коммерческую недвижимость, так выделяющуюся на фоне покосившихся «деревяшек», и задавал один и тот же вопрос: «Чьё это?». Помните, как в сказке про «Кота в сапогах»: «А скажите мне, крестьяне, чьи это тучные поля колосятся?». И чей-то противный голосок с заднего сидения губернаторской машины нашептывал в том же сказочном стиле: «Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса!». В смысле, Эрнеста Белокоровина. В этом была определенная доля лукавства, ибо большая часть данной недвижимости принадлежит всему Торговому дому «Север», в котором несколько известных учредителей. Но новый губернатор этих нюансов не знал, что естественно. Далее он видит ту же фамилию на предвыборных плакатах. «Э-ге-ге, - думает Илья Филиппович, - такой карабас может весь Архангельск в Торговый дом превратить, хоть переименовывайся». Далее он интересуется материальным положением следующего фаворита, «идущего дорогой Донского». Тут перед ним вываливают все моисеевские «Дисмы» с «Ромашками» вместе. Государственник Михальчук тихо впадает в транс - а что, нормальных людей совсем нет? Перед ним открывают полный расклад, из которого один Павленко более-менее известен и авторитетен, несмотря на все «реальные джипы». Ну и что, скажите на милость, он должен был делать?
Когда я пишу эти строки, губернатор молчит и никого не поздравляет. Потому что понимает, его в Архангельске подставили не по- детски. Народ проголосовал против временной власти в мэрии. Кто руками - за Базанову, Кочанова и Тутова. Кто ногами - направив их к ближайшему пивному ларьку. По сути, Илья Филиппович оказался среди нас, опушенных - пиарщики Павленко убедили его в собственном профессионализме и покорности архангелогородцев. Теперь не удивляйтесь его реакции - ну и бардак у вас здесь, ребята, совершенно не с кем работать, придется пол-Якутска сюда перевезти...
Но и он не одинок, и мы не одиноки. Потому что вмести с нами в эти дни опускают тех, кто на самом Олимпе российской власти. Тех, кто является гарантами Конституции, кто объявил крестовый поход на коррупцию, об этом я слышу в каждой второй аналитической передаче. Ведь она, злодейка, не всегда приходит в образе конвертов и пинцетов. Это неприкрытое давление со стороны местной власти, равнодушие к волеизъявлению граждан, посулы, запугивание, тот самый пресловутый административный ресурс. Слушаю я эти красивые, правильные слова и понимаю - это не про нас. Мы остались в лихих 90-х, когда за победу на выборах начинались отстрел и резня, смотрите сериал «Бригада». Только зачем сегодня патроны тратить? Есть более простые, но не менее подлые методы. И я откровенно не понимаю, почему до сих пор молчит федеральная власть, крови ждет?
Вряд ли. Похоже, на нас просто махнули рукой. Архангельск стал полигоном для экспериментов, выживут - не выживут, стерпят - не смолчат. И отнюдь не зову людей на баррикады, их там могут просто не заметить. Я призываю тех, от кого что-то зависит, быть мудрыми, и подумать о последствиях. Меньше чем через год придут другие выборы. Что вы тогда с явкой делать будете, КАМАЗами отмеченные бюллетени на участки завозить? Примите свершившееся как должное, подтвердите торжество Закона, избиратель вам этого не забудет.
Честно говоря, я сам в глубине души сомневаюсь в продуктивности моих призывов. Лучше всего бы с ситуацией разобралась команда юристов уровня Барщевского или Резника. Этим людям рот не заткнешь, не выставишь из кабинета в коридор, как нашкодивших первоклашек. Кто его знает, может, еще и приедут...
Одно знаю точно, при любом исходе за Виктором Павленко закрепится кличка КРАПЛЁНЫЙ МЭР. Он сам в этом виноват, не повлиял вовремя на ситуацию, не проявил комсомольскую принципиальность. А уж я в этом посодействую, можете даже не сомневаться...
Леонид Черток