- Действующее до последнего времени «Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ» не менее четко определяло обязанности сотрудника ГИБДД и регламентировало его действия в различных ситуациях. Однако повседневная практика общения с представителями госавтоинспекции убеждала граждан в том, что реальность крайне редко согласовывалась с тем, что было задекларировано в этом руководящем документе. Стремление карать за правонарушения, а не предупреждать их совершение, применять по отношению к нарушителю максимально суровую санкцию из возможных альтернатив, а также привычка самим демонстрировать пренебрежение к правилам дорожного движения, вместо того, чтобы собственным примером убеждать других участников движения их соблюдать - всё это достаточно типично для сотрудников ГИБДД. При этом вежливость, объективность и тактичность по отношению к водителям являлись, скорее, исключением из общего правила, несмотря на то, что действовавшее ранее «Наставление...» также предписывало сотрудникам госавтоинспекции придерживаться именно такого стиля общения.
Вступивший в силу Административный регламент МВД РФ лишь на первый взгляд может показаться тем документом, который будет способен сдерживать сотрудников ГИБДД от необоснованных и неправомерных действий в отношении водителей. Конкретизация некоторых ситуаций в интересах водителей (возможность осуществления водителем видео- и аудиозаписи, недопустимость «маскировки» спецсигналов патрульного автомобиля путем открытия крышки багажника), компенсируется рядом положений, которые предоставляют сотрудникам ГИБДД новые преимущества «в борьбе» за безопасность движения. К таким можно отнести закрепленную в регламенте возможность использовать для фиксации нарушений естественные и искусственные (!) укрытия, а также возможность производить осмотр транспортного средства и перевозимого груза, что не требует присутствия понятых. В регламенте сохранены и традиционные, крайне универсальные и удобные формулировки, которые будут, как и раньше, позволять сотрудникам ГИБДД производить различные действия в отношении транспортного средства и его водителя, объясняя это «наличием оснований полагать...», «наличием данных...», «имеющейся ориентировкой...» и т.п.
Можно с уверенностью сказать, что сам факт введения Административного регламента МВД РФ не способен изменить сложившуюся ситуацию в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Только в том случае, если за соблюдением данного регламента высшее руководство МВД РФ установит жесткий контроль, можно будет надеяться на определенные положительные сдвиги. Однако серьезным препятствием для таких изменений станет сформировавшаяся за долгие годы особая ментальность сотрудников ГИБДД, с проявлением которой сталкивался хотя бы раз в жизни каждый водитель.