Административный регламент разработан в рамках административной реформы на основании решения Правительственной комиссии по ее проведению об отнесении государственной функции по контролю за дорожным движением к числу приоритетных. Структура и изложение содержания документа определены общими требованиями к разработке административных регламентов.
В настоящее время основные положения рассматриваемой сферы деятельности органов внутренних дел регулируются Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции (приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297), действие которого с 1 сентября 2009 г. прекращается (приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 187, зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2009 г., регистрационный № 13940) с одновременным введением в действие Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утвержденное Наставление в переработанном виде является нормативным правовым актом для служебного пользования, определяющим внутренний распорядок организации службы, и опубликованию не подлежит.
В соответствии с установленным порядком проект Административного регламента рассматривался в рамках рабочих экспертных групп Правительственной комиссии по проведению административной реформы с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций, в установленном порядке согласован Минэкономразвития России, получил положительное заключение Общественной палаты. Текст проекта дважды размещался для публичного обсуждения на официальном сайте МВД России в Интернете. Поступившие мнения, включая замечания и предложения правозащитных организаций, граждан, публикации в средствах массовой информации предметно проработаны, в том числе с приглашением для обсуждения в Департаменте ОБДД МВД России заинтересованных лиц.
В Административном регламенте обобщены, а в необходимых случаях уточнены ранее содержащиеся в нормативных правовых актах, инструктивно-методических документах МВД России положения, сформулированы новые позиции, вытекающие из изменений в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в области дорожного движения, учтены изменения в нормативной правовой базе, регламентирующей деятельность органов внутренних дел.
С учетом целей проведения административной реформы, реализации задачи максимального информирования участников дорожного движения о порядке использования сотрудниками милиции правоприменительных полномочий при контроле за дорожным движением, приоритетной задачей при подготовке регламента рассматривалась детальная нормативная правовая регламентация ситуаций, возникающих в процессе контактов сотрудников ДПС с водителями и пешеходами. Изложен также порядок действий сотрудников по выполнению в процессе надзорной деятельности Госавтоинспекции функций общемилицейской направленности.
Особое внимание уделено описанию юридических оснований для начала осуществления административных процедур (остановка, осмотр, досмотр, задержание транспортного средства, проверка документов, маркировочных обозначений и т.д.), применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, процессуального оформления действий сотрудников. Следует отметить, что образцы бланков протоколов, постановлений, определений приведены в качестве рекомендуемых, поскольку у МВД России отсутствуют полномочия по установлению их формы.
В Административном регламенте акцентировано внимание на вопросах информирования граждан о порядке исполнения государственной функции, взаимоотношений сотрудников с участниками дорожного движения, приоритетности осуществления сотрудниками действий, направленных на сохранение жизни и здоровья граждан, предупреждение дорожно-транспортных происшествий. В развернутом виде изложен порядок действий в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Отражены полномочия работников милиции, не являющихся сотрудниками Госавтоинспекции, участковыми уполномоченными милиции, по остановке транспортного средства, составлению протоколов. Подробно изложен порядок обжалования действий и решений сотрудников.
С учетом специфики деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой области Административный регламент не содержит максимальных сроков и последовательности осуществления административных процедур. В то же время предписывается, что эти сроки должны быть минимально необходимыми исходя из конкретной обстановки, а действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий), могут быть в установленном порядке обжалованы.
Приказами МВД России, утверждающими Административный регламент и Наставление, предписывается организовать до 1 сентября 2009 года изучение личным составом их требований с принятием зачетов, а также внесение в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в программы обучения, повышения квалификации и переподготовки сотрудников органов внутренних дел.
Ознакомиться с Административным регламентом можно на официальном Интернет - сайте УГИБДД УВД по Архангельской области http://www.gibbd.29.ru/