8 сентября руководитель департамента здравоохранения Архангельской области Андрей Красильников будет отчитываться перед председателем комиссии Общественной палаты по здравоохранению Леонидом Рошалем за «революцию врачей» в Архангельске. Известный всему миру детский хирург прилетает в столицу Поморья в день проведения митинга врачей для того, чтобы самому на месте разобраться в ситуации и проинспектировать практику с госзакупками в сфере здравоохранения северной области.
Кроме изобретения мало-мальски логичных объяснений сверхострой нехватки оборудования в больницах области и катастрофической ситуации с КЗОТом и переработками врачей, Андрею Красильникову придется также находить объяснения своим личным историям госзакупок еще в его бытность главврачом Онкодиспансера с 2002 по 2008 год и не только.
Итак, Публичные вопросы главе Облздрава Андрею Красильникову:
1. Почему он, как главврач Онкодиспансера, заключал договоры по поставку медикаментов с ООО «Фармпост», где учредителем является его жена Татьяна?
(Вот один из эпизодов: В один день 27.06.2006 г. были заключены сразу 10 (!) договоров с фирмой его жены, каждый на сумму примерно 59900 р. общим объемом примерно на 599 тыс.р).
2. Почему при закупке томографа в Первую горбольницу, где назначен главврачом младший брат Андрея Красильникова - Сергей, в конкурсе на 88 млн. рублей побеждает, единственный (!) допущенный участник - ООО «Дельта технология» - по максимальной цене? Эксперты уже заявили, что сделка, возможно, завышена аж 46 млн рублей.
Кстати, то же ООО «Дельта технология» в 2006 году поставляло томограф в Онкологический диспансер.
Чтобы разобраться в мотивах и поступках Андрея Красильникова, на конкретном примере ответим себе на два вопроса - что такое Онкодиспансер, где вырос новый управленец, и что такое областной департамент здравоохранения.
Департамент здравоохранения, по нашим подсчетам, это более 7 млрд. рублей запланированных на 2009 год средств как областного, так федерального бюджетов. Сумма достаточно впечатляющая, если учесть что уровень коррупции в Российской Федерации по данным различных экспертов при реализации госзаказов и, соответственно, откатов при них колеблется от 10 в лучшем случае до 30 % при хорошем аппетите от сумм закупок. Можно только представить наш областной размах. Но на протяжении 2009 года почему-то с приходом нового руководства областной центр стали сотрясать акции протеста медицинских работников - то оклады самые мизерные, то денежных средств на закупку лекарственных средств не хватает, то непонятный томограф за баснословные деньги куплен.
Теперь немного об онкодиспансере, откуда пришел новый руководитель департамента, проработавший там в качестве первого лица на протяжении 6 лет. Срок довольно немалый и позволяет делать некоторые выводы. Итак, онкодиспансер во-первых, это коллектив специалистов, насчитывающий более 700 человек. В 2007 году онкодиспансер включен в федеральную целевую программу. Что это значит? Это гарантированное получение федеральных средств, при этом достаточно больших. И уже звучат слова от губернской власти, что в 2009 году диспансер получит более 424 млн. рублей на достройку лечебного корпуса, ограждение которого можно наблюдать, проезжая мимо диспансера.
В 2005 году областная газета «Правда Севера» (14 июля 2005 года, автор Светлана Королева) писала следующее. «Сентябрь 2002 года. К руководству областным онкологическим диспансером пришел молодой, но опытный доктор Андрей Красильников. Именно с его приходом вся схема работы онкодиспансера была повернута на 180%. Сохранив лучшие традиции одного из старейших лечебных учреждений области, главный упор сделали здесь на успешный менеджмент - экономическую организацию работы». Здесь ни слова лишнего, и нам пришлось проверить, как из врача получился менеджер, и чем мог глянуться опытному управленцу Илье Михальчуку (губернатору Архангельской области) главный врач онкодиспансера с задатками успешного менеджера. Может, тем, что одновременно со своим назначением в 2002 году жена Красильникова - Татьяна Григорьевна - стала учредителем и руководителем ООО «Фармпост» (ИНН 2926011412), основными видами деятельности которого стала оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами.
Для кого осуществляет оптовые поставки медикаментов ООО «Фармпост»? Ответ очевиден. Для онкодиспансера. Т.е. муж распоряжается частью областных денежных средств (диспансер - то областной), а жена их осваивает. Неплохой семейный бизнес получается.
Чтоб не быть голословными, мы попробуем привести несколько примеров. Итак, вернемся в историю, а историй в жизни онкодиспансера было много.
27 июня 2006 года ГУЗ «Архангельский областной клинический диспансер» как «покупатель» заключает с ООО «Фармпост» как с «продавцом» договоры купли-продажи под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8, 9, 10 на покупку медицинской продукции:
- договор №1 - на покупку Гемзара в кол-ве 5 флаконов на сумму 59 850 рублей;
-договор № 2 - на покупку Цисплатина-Тева в кол-ве 100 флаконов на сумму 59 870 рублей;
-договор № 3 - на покупку Митомицина-С Киова в кол-ве 3 флаконов на сумму 59 892 рубля.
-договор № 4 - на покупку Камптотекана в количестве 5 флаконов на сумму 59 689 рублей 82 копейки.
-договор № 5 - на покупку Винкарельбина в кол-ве 5 флаконов на сумму 59 994 рублей.
-договор № 6 - на покупку Доксорубицина-Тева в кол-ве 41 флакона на сумму 59 974 рубля.
-договор № 7- на покупку Абитакселя в кол-ве 3 флаконов на сумму 59 997 рублей 99 копеек.
-договор № 8- на покупку Ластета в кол-ве 19 флаконов на сумму 59 995 рублей 92 копейки.
-договор № 9 на покупку Блеоцина в кол-ве 52 флаконов на сумму 59 790 12 копеек.
-договор № 10 на покупку Фторурацила-тева в кол-ве 900 флаконов на сумму 59 850 рублей.
Тут, действительно, как писала газета, нужно быть менеджером: сразу 10 договоров с одним юридическим лицом почти на полмиллиона рублей.
В тот же день ООО «Фармпост» выставляет ГУЗ «Архангельский областной клинический диспансер» счета под номерами 211-220.
Если проанализировать выставленные «Фармпостом» в этот период счета, то получается неплохая картинка. Счета под номерами 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229 выставлены также в адрес ГУЗ «Архангельский областной клинический диспансер» по договорам купли-продажи, заключенным на следующий день - 28 июня 2006 года, где сумма каждого договора также не превышает 60 тыс. рублей - той суммы, которая была установлена правительством на тот момент, чтобы не проводить конкурсы или аукционы.
Все это говорит о том, что принятые государством законы (от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 26 июня 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции») направленные на искоренении коррупции, можно умело обходить, имея задатки менеджера. Или как говорят в народе, закон им не указ. Если же проанализировать извещения, размещенные на сайте администрации Архангельской области в разделе «Госзаказ», то нарушения действующего законодательства замечены в извещениях №№ 420-11, 420-12, 420-13, 420-14, 430-05,430-13, 430-14,440-14, касающихся закупок для нужд онкодиспансера. Это только за 2006 год. И ведь денежные средства по контрактам немалые:
-извещение 420-11 - цена контракта 3 692 392 рубля 47 копеек.
-извещение 420-12 8 лотов с диапазоном цен контрактов от 78 300 рублей до 417 780 рублей.
-извещение 420-13 3 лота с диапазоном цен от 28 085 тыс. рублей до 173 551 рублей.
-извещение 420-14 8 лотов с диапазоном цен от 22 985 рублей до 955 978 рублей и т.д.
Так, например, извещение № 430-05 говорит о том, что на средства областного бюджета по 4 лотам будут проведены работы по капитальному ремонту помещений диспансера. По первому лоту на сумму 1 млн. 289 тыс. рублей проводился ремонт дверных и оконных проемов с заменой дверных и оконных проемов. Подведение итогов конкурса должно проводиться не позднее 24 декабря 2006 года, а срок поставки и выполнения работ установлен не позднее 28 декабря 2006 года. О чем это может говорить? Только о существующем сговоре между заказчиком и поставщиком.
Анализируя эти факты, мы задаемся вопросом - о чем думал губернатор, назначая Андрея Красильникова? Может, действительно, бороться с гидрой нашего времени - коррупцией, и о том, что подконтрольные жене Красильникова, а, значит, и ему, директору департамента здравоохранения, фирмы не будут из принципиальных соображений участвовать в конкурсах и тендерах?
Ведь губернатор, по нашему мнению, это в большей степени человек, информированный обо всех проблемах области, и структуры у него в администрации на это есть - помимо правоохранительных органов. Одной из таких структур является областное контрольно-ревизионное управление, которое в мае 2008 года, уже при новом губернаторе, провело ревизию финансово-хозяйственной деятельности ГУЗ «Архангельский областной клинический онкологический диспансер» за 2007 год, на документах проверив современный менеджмент руководства диспансера.
Странной явилась данная ревизия, если учесть, что последняя проверка диспансера проводилась в марте 2004 года и охватывала период 2002-2003 годов, т.е. 2004, 2005, 2006 годы и, соответственно, расходование областных денежных средств остались непроверенными. Ведь если верить акту проверки, то смета расходов по бюджету на проверяемый 2007 год составила 166 млн. рублей, фактические же расходы онкодиспансера составили в 2007 году 305 млн. рублей.
В акте ревизии указано, что для размещения заказов путем проведения конкурсов, аукционов, а также запроса котировок цен на товары, работы и услуги приказом главного врача от 28.12.2006 года № 412-О создана конкурсная комиссия. О том, как она работала в конце, года мы говорили выше и еще вернемся к этому.
Согласно данным акта в 2007 году руководством онкодиспансера проведено 111 торгов, что на 19.4 % больше, чем в 2006 году. Заключено 206 государственных контрактов на общую сумму 1 млрд. 134 млн. 633 тыс. рублей. Но на момент проведения ревизии в онкодиспансере не создана специальная комиссия для принятия к учету основных средств, а комиссия для проведения инвентаризации и списания с учета материальных ценностей создана лишь 31 декабря 2006 года. Это при том, что главный врач должность занимает с 2002 года. К работе этой комиссии, как следует из акта, очень много претензий - в актах на списание основных средств не отражаются факты демонтажа и разборки основных средств, не составляются акты на уничтожение непригодных материалов, не подлежащих сдаче в металлолом. А о том, куда уходят драгоценные металлы в виде серебра, с утилизированных рентгеновских пластин, оборот которых в диспансере просто огромен - даже члены ревизионной группы не додумалась проверить.
В соответствии с Уставом ГУЗ «АОКОД», помимо основной деятельности оказываются платные медицинские услуги. Но ревизия установила, что раздельный учет медикаментов по видам деятельности не организован, медикаменты для оказания платных медицинских услуг приобретались за счет бюджетных средств. И, как результат, из бюджета на платные услуги ушло почти 350 тыс. рублей, что признано нецелевым расходованием денежных средств. А вообще на медикаменты в 2007 году диспансер потратил 23 млн. рублей областных средств, если учесть, что они закупались через аффилированные структуры, то неплохой должен быть побочный доход.
Но вот контракты, заключенные далее руководством диспансера в 2007 году, и их исполнение несколько удивляет.
25 декабря 2006 года по итогам проведенного конкурса между онкодиспансером и Бийским котельным заводом был заключен государственный контракт № 233 на сумму 855 тыс. рублей. По условиям контракта и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2006 года № 101 поставщику должна была быть проведена предоплата в размере 30 % согласно выставленному счету. Остальная оплата должна быть проведена согласно накладным за уже поставленное оборудование. Фактически же онкодиспансер перечислил авансом заводу 819 тыс. рублей, практически сделав стопроцентную предоплату. Оборудование же для котельной поступило только в феврале 2007 года. Что же здесь такого, скажет читатель: да, пришли областные деньги в конце года и их надо срочно освоить, тем более, когда речь идет о котельной. Но вот комиссия в своем акте указала, что работа котельной начата только в феврале 2008 года, ровно через год после ее поставки, хотя с момента поставки на оборудование в диспансере начислялась амортизация. Нормы же на списание топлива на 2007 год по котельной диспансера не установлены, списание дизтоплива производилось по фактическому расходу, первичных документов, подтверждающих количество топлива подлежащего списанию, ревизии представлено не было.
Аналогичным способом списывались строительные материалы, поступившие в онкодиспасер по внебюджетной деятельности, сумма которых составила 1 млн. 688 тыс. рублей, и списание производилось на основании актов произвольной формы.
Вообще на оказании платных медицинских услуг в онкодиспансере следует остановиться отдельно. Здесь не хотелось бы подвергать сомнению, что если у человека есть деньги, то он имеет право лечиться платно. Так, мы уже говорили, что онкодиспансер имеет право оказывать платные услуги, но не за счет бюджета. Но ревизоры установили, что за 2007 год доходы по внебюджетке составили всего 30.3 млн. рублей, при том, что расходы онкодиспансера по внебюджетной деятельности за 2007 год составили 58.4 млн. рублей, из них на выплату зарплаты ушло 23.8 млн. рублей. Вот такой он у нас бизнес - по-русски, если учесть, что платно согласно акту ревизии пролечено в дневном стационаре - 111 человек, в стационаре- 46 человек, оказана поликлиническая помощь при 12 838 платных посещениях. При этом за счет областного бюджета и средств ОМС в дневном стационаре пролечено 2 524 человека, в стационаре 8 983 человека, а число посещений в 2007 году превысило 61 тыс. Но вот фонд оплаты труда для врачей, находящихся на областном бюджете, составил 69 млн. рублей из расчета на 1023 штатных единицы, при том, что, как мы указывали выше, на платной основе фонд оплаты труда составил 23 млн. рублей при 89 штатных единицах. Вот и вся арифметика. Менеджмент удивительный.
Возможно, в этом кроется одно из первых назначений, которое сделано директором департамента здравоохранения Красильниковым, - на свое место - место главного врача онкодиспансера - он ставит бывшего руководителя отделения платных услуг Антона Карпунова.
Но вернемся к результатам ревизии. Ревизия обратила внимание руководства области и на другие вопиющие нарушения. Так, распоряжением главы администрации Архангельской области от 10.04.2007 года № 221р утвержден рабочий проект реконструкции областного онкодиспасера с площадью застройки 1590 кв.м. и сметной стоимостью в ценах 2007 года 1 млрд.78 млн. рублей. Но уже с самого начала руководство диспансера решило повторить опыт областной больницы, когда строительство лечебного корпуса закончилось скандалом с так называемым «венгерским кредитом».
Итак, для реализации распоряжения главы области между онкодиспасером и ООО «АЙЦ Инижиниринг ГмбХ» 30 марта 2006 года заключается государственный контракт № ГК-61, по которому должна быть разработана проектно-сметная документация. Стоимость работ по контракту составила 6 млн. 150 тыс. рублей и срок завершения работ 30 июня 2006 года. При грубейших нарушениях Гражданского кодекса РФ, таких, как отсутствие сметы или способа определения цены договора, только 22 ноября 2006 года онкодиспансером получается проектная документация на стадии «проект», но оплата невыполненных работ проводится в полном объеме. В октябре 2007 года принимается решение расторгнуть заключенный государственный контракт и в декабре 2007 года ООО «АЙЦ...» возвращает денежные средства в размере 2 млн. 100 рублей.
Дальше события развиваются еще интересней. 3 сентября 2007 года для выполнения работ для государственных нужд по разработке проектно-сметной документации на основании протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 22 августа 2007 года заключается государственный контракт № 162 ГК между онкодиспансером и ООО «Альфа Инвест» ( г.Москва, Старомонетный пер.4, корп.1). Цена контракта составляет 1 млрд. 70 тыс. рублей.
Но вот что отмечают ревизоры. В соответствии с конкурсной документацией, утвержденной главным врачом онкодиспансера, предмет конкурса назывался - разработка проектно-сметной документации на стадии «рабочая документация», и по требованиям к участникам размещения заказа в соответствии с законодательством РФ на выполнение проектных работ требуется наличие лицензии. На момент рассмотрения заявок на участие в конкурсе ООО «Альфа Инвест» не имело лицензии на выполнение проектных работ, данное предприятие также не имело соглашений с субподрядчиками для выполнения проектных работ. Т.е. по всем показателям данное ООО не должно было быть допущено к участию в конкурсе. Здесь, как говорят, ФАС (Федеральная антимонопольная служба) отдыхает. Ведь в ее праве было признать конкурс несостоявшимся или как минимум отменить его итоги.
Ревизорам только в ходе ревизии представляется договор на выполнение проектных работ между ООО «Альфа Инвест» и ООО «Инжестройцентр» (г.Москва). Но вот, что становится интересным - господин Алиев Джалиль Борисович является учредителем обеих коммерческих структур.
По результатам рассмотрения начала реализации данного контракта ревизорами сделано неутешительное заключение о том, что в нарушение условий государственного контракта в 2007 году были необоснованно сделаны авансовые перечисления в адрес ООО «Альфа Инвест» в размере 17 млн. 553 тыс. рублей. Согласно тактическому графику производства работ проектно-сметные работы должны были быть закончены к январю 2008 года, но на момент проведения ревизии - апрель-май 2008 года - отсутствовала утвержденная заказчиком проектно-сметная документация. К чему на данный момент подошли заказчики и подрядчики - можно убедиться, посмотрев в окно автомобиля, проезжая мимо онкодиспансера.
Но ревизоры обнаружили еще один долгострой - это незавершенное строительство морфологического корпуса стоимостью 1 млн. 412 тыс. рублей, строительство которого начато в 1997 году, а с 2001 года было приостановлено без консервации объекта. Строительством данного объекта занималось МУП «Стройсервис», и стоимость незавершенного строительства онкодиспансеру не передавалась. Интересно, а числится ли на балансе у МУПа этот объект?
Вот такие хозяйственники у нас главные врачи наших больниц. Может, им действительно заниматься только врачебной практикой, а не лезть в финансово-хозяйственные дебри, становиться менеджерами?
Но продолжим далее.
После своего назначения 23 декабря 2008 года на сайте «Архперспектива» появляется заявление Андрея Красильникова: «В 2009 году каким будет бюджет - такой будет и медицина». Звучит почти как ультиматум или высказывание одного литературного героя: «Утром деньги - вечером стулья». Достаточно жесткий подход, если знать, что это касается медицины.
Но в 2009 году ситуация сложилась так, что медики Архангельска, а за ними их коллеги из Северодвинска и Новодвинска решились на своего рода революцию. Мы называем это «революцией врачей», когда денег на элементарное не хватает, а областной бюджет здравоохранения производит достаточно крупные и сомнительные с точки целесообразности на данный момент покупки медтехники. Здесь опять попробуем остановиться подробней.
По материалам той же прессы победителем по контракту от 30.03.2009 года № 19.09.09 и согласно протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе №2/32 от 12.03.2009 года на поставку для муниципального учреждения «Первая городская клиническая больница скорой медицинской помощи» магнитно-резонансного томографа по цене 87 млн. 950 тыс. рублей, проведенного 12 марта 2009 года, явилось ООО «Дельта технология» (г.Москва, пер.Юрьевский, д.16.корп.2).
На участие в конкурсе было подано 4 заявки от следующих компаний: ООО «Проммедика Интернешнл», ЗАО «БиМК-Кардио», ООО «Медтетехфарм» и ООО «Дельта технология».
Максимальная цена контракта составляла 90 млн. рублей.
Конкурсная документация была утверждена приказом главного врача МУЗ «Первая городская клиническая больница скорой помощи г.Архангельска» Сергея Красильникова - брата директора департамента здравоохранения - от 03.02.2009 года № 65.
Вскрытие конвертов происходило 12 марта 2009 года. Согласно пункту 1 протокола №2/32 комиссией было принято решение о допуске к участию в конкурсе только одного участника - ООО «Дельта технология». Остальным трем на основании пункта 2 протокола 2 комиссия приняла решение отказать в связи с несоответствия заявки требованиям конкурсной документации.
Законность проведения конкурса проверяла комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов, которая в своем решении от 23 марта 2009 года не выявила существенных нарушений проведения конкурса, за исключением того, что при вскрытии конвертов присутствовало 4 члена конкурсной комиссии, а протокол подписан всеми 6 членами.
Но пошел разговор о том, что цена купленного томографа завышена, как минимум на 40 млн. рублей. И тут, чтобы проверить и выявить возможный сговор между поставщиком и покупателем, федеральной антимонопольной службе необходимо было составить элементарную табличку с параметрами всех представленных участниками конкурса томографов, а не только сравнить представленный заявителем томограф фирмы Тошиба. Тогда сразу все стало бы ясно. Ведь ни для кого не секрет, что для того, чтобы обойти законы, пресекающие коррупцию на стадии государственных закупок, некоторые заказчики передают возможность разработки технической и конкурсной документации одному из поставщиков, победа которого в дальнейшем в проведенном конкурсе будет гарантирована на все сто процентов. А если принять во внимание то, что ООО «Дельта технология» уже поставляла в 2006 года в область томограф только для онкологического диспансера, где главным врачом тогда был Андрей Красильников. Но вот, что было интересно.
В соответствии с приложения к социально-экономической целевой программе Архангельской области "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2005 - 2008 годы" (в ред. областных законов от 09.11.2005 N 96-6-ОЗ, от 21.06.2006 N 191-11-ОЗ) в пункте IV «Мероприятия подпрограммы «О мерах по развитию онкологической помощи» имеется пункт 2, предусмотрено оснащение Архангельского областного клинического онкологического диспансера за счет средств областного бюджета в сумме 48 800 тыс. рублей из текущего финансирования, в том числе по годам:
-2006 год- 15 200 тыс. рублей;
-2007 год- 16 800 тыс. рублей;
-2008 год- 16 800 тыс. рублей.
Но вот газета «Волна» в заметке «Извещение о результатах открытого конкурса» сообщила, что победителем в конкурсе на право заключения государственного контракта на закупку и поставку компьютерного томографа для нужд ГУЗ «Архангельский областной клинический онкологический диспансер» в целях реализации подпрограммы «О мерах по развитию онкологической помощи» социально-экономической целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2005-2008 годы», проведенного 15 февраля 2006 года, признано ООО «Дельта-технология», с предложением по цене 69 300 000 рублей, - превышающей первоначально установленную сумму на 48 800 тыс. рублей.
Вот и подумаешь об экономном расходовании средств бюджетов разных уровней... Может, на эти вопросы ответит Сергей Максимов - хозяин «Дельты...», у которого с Красильниковыми сложились хорошие деловые отношения, и который ранее работал в представительстве фирмы «Сименс».
Ни для кого не секрет, что фирма «Сименс» неоднократно подвергалась штрафным санкциям за «дурное поведение» со стороны Всемирного Банка. Так, в июле 2009 года Всемирный Банк потребовал от корпорации Siemens AG заплатить 100 миллионов долларов за "дурное поведение" в мировом бизнесе. Это обусловлено исследованиями Банка, в ходе которых были найдены сомнительные факты, указывающие на вероятность коррупции в реализации проектов одной из дочерних компаний Siemens в России. В документе, опубликованном News Agency of Nigeria в Нью-Йорке, говорится: "Условия включают в себя подтверждение компанией Siemens оплаты 100 миллионов долларов за следующие 15 лет с целью поддержки антикоррупционной деятельности."
А вот, что мы нашли в интернете на эту тему двумя-тремя годами ранее: 15 ноября 2006 года прошли обыски более чем в 30 офисах немецкого концерна Siemens. 16 ноября полиция арестовала пять сотрудников компании, однако одного из них отпустили. Всего же под подозрение попали 12 человек. Руководство и сотрудников Siemens обвиняют в том, что те давали взятки зарубежным подрядчикам и должностным лицам при получении заказов для компании. По мнению немецкой прокуратуры, сумма взяток превышает 250 миллионов долларов. Двое топ-менеджеров уже признались в содеянном. В сентябре 2007 года, по данным СМИ, внутреннее расследование Siemens обнаружило 1,6 миллиарда евро сомнительных платежей. В начале октября суд Мюнхена оштрафовал Siemens на 201 миллион евро за проведение сомнительных платежей. В декабре 2007 года обыски были проведены в московском представительстве Siemens. В декабре 2008 года суды приговорили концерн выплатить 395 миллионов евро в пользу Германии и 800 миллионов долларов в пользу США...
Продолжение следует...
Фото А.Донского-мл.