На дембель пришёл сын лучшей подруги моей мамы, Валерка. Ну, а маму Валерки звали Зоей, со школы она носила кличку Заяц. Не только из-за имени, было в ней что-то трогательное от длинноухого. Вот и парня, чуть ли не с пелёнок, называли то Зайчонком, то Сыном Зайца, очень он на это обижался.
В итоге из Зайчонка вырос настоящий мужик. Валерка служил на Тихоокеанском флоте, на атомной подводной лодке. Что-то у них там произошло в долгом автономном походе, то ли авария, то ли утечка, в общем, жутко секретное. И Сын Зайца принимал участие в ликвидации последствий, за что получил благодарность от самого министра обороны. Прибавьте к этому старшинские лычки, отличника боевой и политической, партбилет в кармане. С таким набором прямой путь в МГУ, а то и МГИМО.
Валерка всё решил по-своему, он пошёл служить в ГАИ. Мама-Заяц лишь беспомощно хлопала грустными глазами - «с такими-то возможностями...». Я тоже недоумевал. В нашем районе милицию испокон века не любили, здесь царствовала шпана Замоскворецкая. Правда, многих уважали, особенно из своих. Но только оперативников, сыскарей, в крайнем случае, участковых. А тут - просто мент с полосатой палочкой...
- Разбогатеть надумал, с честных граждан трояки сшибать? - с тринадцатилетней прямотой я не нашёл другого объяснения.
- Дай ему в лоб, - посоветовала Валерке моя мама.
- Пусть его, - отмахнулся он, - в армии поумнеет.
Потом снисходительно посмотрел мне в глаза:
- А ты представляешь, пионер, сколько людей из-за всякой фигни на дорогах гибнет? Кто-то же должен это регулировать. Так почему не я?
Гаишник Валерка встал на Можайском шоссе, параллельно учился в автодорожном. Потом неожиданно попал в больницу с ранением. Потом его за это наградили, оказывается, дрался с тремя хулиганами, угнавшими чью-то «Волгу». Мы с мамой часто бывали у них в гостях. Никаких трояков и в помине не было, по квартире сразу видно, что живёт в ней милиционер с зарплатой младшего лейтенанта. Зато на его отрезке Можайского шоссе был образцовый порядок. Непонятно, откуда, но это я точно знаю...
А потом Валерка заболел и очень быстро умер. Оказывается, из реактора его подлодки в том походе вытекло что-то очень нехорошее, от чего рак случается. И в Москве на одного честного гаишника стало меньше.
Сегодня инспектор ГИБДД в своей анекдотической популярности оставил позади и чукчу, и Вовочку, и мужа из командировки. А уж в телесериалах это исключительно отрицательный персонаж, в российском кино только операм убойного позволено быть рыцарями без страха и с минимальными упрёками. Даже симпатичный Дениска Антошин из «Глухаря», в перерывах между бескорыстной помощью своему другу-следаку, не стесняется заявлять, что официальная зарплата гаишника составляет лишь незначительную часть его месячного дохода. И зритель вместе с авторами снисходительно усмехается - «да, этому сериалу можно верить...».
А тут Москва подкидывает новую информацию к размышлению. В начале этого года в Интернете широко обсуждались слухи о том, что место инспектора ГИБДД на Ленинском проспекте стоит от 200 тысяч $, и эти деньги легко отбиваются за первые три месяца работы. Читатель делает вывод: конечно, Архангельск не Москва, а посёлок Дорожников не Ленинский пр-кт, но и здесь парни с полосатыми палочками в руках гребут не хило. Пусть не в долларах, а рублях, но остальным-то такие доходы и не снились.
Вот так формируется определённое общественное мнение, граждане в любом конфликте на дороге изначально против инспекторов. Ну, а дальше возникает соблазн подставить особо требовательного гайца, чтобы другим неповадно было. Иногда это делается просто на автомате, ведь в любом случае общество будет на стороне водителя и против инспектора.
Так случилось и в истории, о которой ИА "RUSNORD" писало ровно год назад.
Тогда в нашу редакцию с заявление обратилась некая Ксения Артюгина, которая поведала нам историю о том, какой «гоп-стоп в погонах» ей учинили на посту ГИБДД в поселке Дорожников на въезде в Архангельск. напомним, Артюгина ехала ночью вместе со своим отцом на личной машине Hyundai Terracan. У автомобиля Артюгиной отсутствовал талон техосмотра, кроме того, машина была затонирована с нарушениями ГОСТа, оба эти обстоятельства являются поводом для сотрудников ГИБДД как снять номерные знаки, так и заставить водителя избавиться от тонировки. Что инспектор Алексей Ананьин, лейтенант милиции отдельного батальона ДПС ГИБДД при УВД Архангельской области и сделал.
Артюгина рассказала нам жуткую историю о том, что инспектор Ананьин якобы побил ее отца, нанося многочисленные удары, пока пожилой человек не упал и не ударился головой об асфальт... Мы поверили Ксении Артюгиной и не удосужились поговорить со свидетелями инцидента. А зря... Уже тогда, год назад, люди, знавшие Алексея Ананьина, говорили нам, что он ни при каких обстоятельствах не мог бы сделать то, в чем его обвиняют. Хотя бы потому, что Ананьин - мастер спорта по греко-римской борьбе. Кто занимался единоборствами, тот знает закон воина - ни при каких обстоятельствах не поднимать руку на другого человека, тем более - заведомо слабого.
Потом судьба свела нас с коллегами Алексея - инспекторами ДПС - и с его руководством. Ни одного плохого слова в адрес него мы не услышали. Как раз напротив.
Нам рассказали, что Алексей Ананьин пришел работать в отдельный батальон ДПС ГИБДД при УВД Архангельской области 12 лет назад. За плечами вышка - спортфак ПГУ и служба в армии. Коллеги Алексея искренне удивлялись в разговоре с нами тому, как мы могли «повестись» на клевету и обвинить в истеричности человека супервыдержанного, на счету которого - только поощрения по службе. По словам командира роты Степан Степаныча, в их батальоне можно работать только обладая сверхвыдержкой, умением отстаивать свою точку зрения и способностью гасить дорожные конфликты, которые возникают у каждого инспектора при встрече с распальцованными водителями. И так - каждый день. Большинство - не выдерживают. Работа слишком нервная. Слишком много эмоциональных сил забирает, если ты не умеешь гасить эти эмоции. Алексей - умеет.
«Инспектор - водитель - закон - и никак не иначе. Таков принцип нашей работы. Кто считает по-другому - тому здесь не место», - говорит командир роты. И невозможно не поверить этому закаленному сильному мужчине в форме инспектора ГИБДД.
P.S. Мораль этой нашей истории проста. Чем больше будет подобных подстав, тем меньше честных парней придут служить безопасности на дорогах. Их место с удовольствием займут хитрованы, которых, чего уж скрывать, и так немало в рядах ГИБДД. О самой безопасности дорожного движения при таком раскладе, естественно, и говорить не стоит, не до того.
Всё, не будет больше на наших дорогах ни Валерок, ни Алексеев. А жаль...
Леонид Черток