Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Окаянное кино. «Жила-была одна баба…» Андрея Смирнова

Но сначала о личности режиссёра. Легендарной, между прочим, личности, про такую саму впору кино снимать. В 60-х Андрей Смирнов - «звёздный мальчик» ВГИКа. Его папа - Сергей - стал первооткрывателем подвига защитников Брестской крепости. Это сейчас о них пишут-снимают, «бессмертным гарнизоном» называют. Зато первое десятилетие после победы замалчивали, как тех, кто не выполнил сталинского приказа «Ни шагу назад!». Какая разница, что пограничники по большей части не отходили, а геройски погибли на охраняемых рубежах, месяцами противостоя гитлеровской армаде простыми «трёхлинейками»? Те, кто выжил, чаще всего оказывались в плену, такие, исходя из тогдашней философии, никакие не герои, а предатели.

Так вот, писателю Сергею Смирнову выпала честь обнародовать их подвиг и активно участвовать в реабилитации героев, многие из которых досиживали своё уже в советских концлагерях. Соответственно, к сыну такого человека в одном из самых коррумпированных вузов страны было особое отношение. И Андрей его оправдал, да ещё как! Первый полнометражный кинодебют стал признанным шедевром на вечные времена, учебным пособием тому, как пронзительный фильм о войне можно снять без единого выстрела в кадре. При этом к «Белорусскому вокзалу» было столько претензий со стороны цензуры, в первую очередь из-за честно показанной неприкаянности фронтовиков, чей вечный бой с победным салютом только продолжился, что ему была уготована прямая дорога «на полку». Отстояли, не в последнюю очередь папа автора.

Вроде бы, в стране появился ещё один талантливый «режиссёр про войну». Но Андрей (уже ставший для коллег Сергеевичем) снимает «Осень», сходу попавшую в разряд эротических. Ни сиськи, ни письки в нём вы не найдёте, зато разговоров про ЭТО... Настолько смелых, что зритель делает открытие - в семейной жизни ЭТО имеет не меньшее значение, чем совместное чтение классиков марксизма. Ну, а фраза главной героини - «был бы ты в постели чем-то особенным, так ведь нет ЭТОГО». Оказывается, советских женщин в мужчинах и ЭТО волнует, а не только зарплата и трезвый образ жизни. Открытие! Несмотря на суды-пересуды, фильм прошёл «третьим экраном», в основном по сельским клубам плюс «закрытые информационные просмотры». Очень серьёзный «звонок» режиссёру...

Потом был фильм «Верой и правдой», прямой дорогой ушедший в закрытый архив Госкино без тиражирования. Не видел, поэтому судить не берусь. Но догадываюсь - режиссёр Смирнов сознательно нарывался, принципиальность свою доказывал, такой характер. Вот и выпал из профессии. Правда, не голодал, сценарии писал, много снимался даже тогда, когда в принципе не снимали, навечно получил значок «непризнанного гения - жертвы режима». В президиумах сидел, клеймил и обличал, в ток-шоу буйствовал. Параллельно детей нарожал с именами Авдотья, Агафья и Аглая, настоящий кинематографист-почвенник, единственный в своём роде.

Примерно такая же сложная судьба у режиссёра Аскольдова, выкинутого из профессии за одного лишь «Комиссара». Я двадцать лет удивлялся - почему они со Смирновым так долго молчат, не выдадут сокровенное, не поразят зрителя потаённым пониманием сути вещей? Кажется, начинаю понимать - когда долго молчишь, можно в словах захлебнуться...

«Жила была одна баба...», хотя и заявлена односерийной, но делится автором на две части. Первая из них называется очень по-советски - «Старое время». Смотришь и убеждаешься в необходимости социалистической революции для крестьянской России. В центре сюжета - простая русская женщина (она же - баба) Варвара, которую... как бы помягче выразиться... сексуально пользуют на протяжении всех двух с половиной часов экранного времени. Происходит это так часто, недолго по времени и в одной миссионерской позе, что через два дня после просмотра череда лиц её кавалеров сливается в голове зрителя в одно пьяное деревенское мурло - муж-алкаш, свёкр-мироед, соседи-подонки, белые-красные-зелёные...

Только не подумайте, что Варвара (так звать-величать грешницу) сама на любовь напрашивается по причину весёлости нрава и неуёмности темперамента. Коитус для неё сродни ежёдневной резекции желудка, именно такие эмоции бушуют на лице этой «Эммануэль-поневоле». Если в процессе любви поленом не побили, кнутом не отстегали - уже хорошо, почти оргазм. Вот она - женская доля по Смирнову, Некрасов отдыхает.

Параллельно в России что-то происходит, то Первая мировая, то революция. Баба рожает, хрен знает, от кого (лично я не уследил), мужа забривают на войну, где он и сгинул (наверное, с похмелья). Варвара идёт побираться вместе с дитём, из этой школы жизни она возвращается заматеревшей и «даёт» уже не всем, а лишь по любви или «куда было деваться?».

Тут надо уточнить. Не очень хорошо разбираюсь в природной русской крестьянской красоте, но лично мне Варвара кажется просто страшненькой на лицо. Согласен, с него воду не пить, но и в остальных статях она какая-то асексуальная, такую актрису ещё подобрать нужно было. Что это, режиссёр хотел показать половую всеядность простого русского народа, живущего по принципу - «всех етить надо, Б-г увидит - лучше дасть», или суровая правда жизни, вычитанная Смирновым в архивах? Параллельно на экране происходят всякие атмосферные буйства - то валит дождь со снегом, то льётся снег с дождём, совсем уж неприглядная Россия. Сразу вспоминается песня Юрия Шевчука о Родине со словами:

Хоть и не красавица,
Но она нам нравится.

(Юлианыч тоже мелькнёт в кадре с песней, но с другой и неспроста, об этом чуть позже).  
Где-то ко второй части картины вспомнилось, что Андрей Смирнов обещал снять фильм о подавлении восстания тамбовских крестьян («антоновщина») красными конниками командарма Тухачевского. Помню (откуда-то), что там впервые в истории России были применены отравляющие газы, а для подавленных, но выживших, организованы прообразы будущих концлагерей.

Так вот, ни фамилии Тухачевского, ни атамана Антонова в фильме даже не поминаются. Классовая борьба сводится к известному афоризму: «Красные придут - грабят, белые придут - грабят (в случае с Варварой ещё и е...т - прим. автора), куда бедному крестьянину податься». Газовую атаку тоже обошли вниманием, оставили только расстрелы, а какая война без них обходится. Причём один совсем уж не по делу - красные расстреливают протестующих против выноса из храма чудотворной иконы. Насколько мне известно, активное богоборчество началось чуть позже, в период коллективизации, в Гражданскую же народ ещё побаивался Кары небесной. Конечно, могли быть отдельные инциденты, «перегибы на местах», однако фильм преподносится как кинороман, значит, должен отображать некий общий, сбалансированный взгляд на историческую эпоху.

В остальном Варварина жизнь, а именно через неё происходит проекция на столь неприятное прошлое, мало чем изменилась. Разве что стала похитрее, каждому потенциальному насильнику сначала накрывала «поляну» - «может, и обойдётся». Угощение, кстати, было нехилым по голодным 20-ым годам ХХ века. Я так и не понял, откуда, что бралось - от щедрот нищенских или с крестьянского хозяйства, которое с 14-го года без мужика?

В этом историческом бардаке (а он таков, с какой стороны ни смотри, что с политической, что с нравственной) я уяснил одно - автор фильма видит положительными героями именно «антоновцев». В кадре они появляются ненадолго, зато как - умытыми, откормленными, на лошадях, поющими «Траансваль, Траансваль, страна моя» (буры, блин, вот-вот из кустов капитан Сорви-голова выскочит), с рок-запевалой Шевчуком во главе (положительный пример для современных молодых демократов, иначе на фиг он в картине был нужен?). То есть тоже черти, но явно лучше, чем красные. Вот здесь можно поспорить, вспомнить, как эти самые «антоновцы» пленным комиссарам в глотку расплавленный свинец заливали, этим-то любая гражданская война и страшна. Только спорить к этому моменту уже расхотелось, фильм окончательно воспринимался мной как эротический триллер в исторической суперобложке. Там ещё будет первая в Варвариной жизни любовь к Давиду Лукичу (нееврею), которую красные изверги расстреляют вместе с ним, и новое прочтение легенды о Граде Китеже, мало чем отличающееся от старого. Ну, конец-то я уже из принципа досматривал.

А потом началось самое интересное - титры. Вернее, их финальная часть, где идут благодарности. Смирнов душевно благодарил за содействие почти весь олигархический корпус современной России - от лондонского Абрамовича (с ударением на «о») до железнодорожного Якунина. А ещё (внимание!) - Влада Суркова. Того самого, из Кремля. Непонятно за что, то ли за благословление, то ли за разрешение снимать, то ли за то, что нагнул на спонсорство вышеперечисленных.
И тут я начал прозревать. Фильм вышел в прокат почти под выборы и сработал против последователей красных, то есть, КПРФ, что фактически уравнивает его с псевдоисторической мутотенью типа «Александр. Невская битва» или «1612». Конечно, «Жила-была одна баба...» исполнительским рангом значительно выше. Так и ставки сегодня не те, что четыре года назад, сами, небось, знаете, чем выборы кончились.

Короче, развёл лукавый кремлёвский парень наивного и честного режиссёра Андрея Сергеевича Смирнова на контрпропаганду так, что мастер и сам не  понял.

Тем не менее, фильм стоит смотреть. За декорации, за костюмы, за реквизит, за этнопримочки, которые лично мне показались любопытными, за возрождение забытого киножанра «историческое полотно». А ещё за один проходной диалог у реки, где звучит определение русского народа, как «окаянного». Чувствуете, сразу всплывают в памяти бунинские «Окаянные дни»? Неужто режиссёрское предвидение?..

Как говорится, кесарю - кесарево, а окаянному народу - окаянное кино...



Леонид Черток     

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (156)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20