Чтобы склонить на свою сторону украинских правоохранителей, предполагаемые организаторы покушений активно сотрудничали со следствием. Но, возможно, прогадали - положения о досудебном соглашении (когда обвиняемый заранее всё признаёт, всех подельников сдаёт, и в итоге получает минимальный срок, предусмотренный по данной статье) в украинском законодательстве нет, и не предвидится.
В Службе безопасности Украины сообщают, что 20 июля обвиняемые россиянин Адам Осмаев и гражданин Казахстана Илья Пьянзин начали знакомиться с материалами своего уголовного дела. Процедура, как ожидается, не займёт много времени: оба признают свою вину, а большую часть собранных следствием доказательств фактически предоставили ему сами. Позже обвинительное заключение утвердит Генпрокуратура Украины, и дело будет направлено для рассмотрения по существу в один из судов Одессы.
А дело было так. 27 февраля было объявлено о том, что спецслужбы Украины и России задержали в Одессе преступников, которые готовили покушение на кандидата в президенты РФ Путина в Москве, и что за этим преступлением стоял сам Доку Умаров.
Внимание правоохранителей, как сообщалось, преступники привлекли еще 4 января, когда в одном из одесских домов в результате взрыва самодельной бомбы погиб россиянин Руслан Мадаев. СБУ тогда задержала Пьянзина, Осмаева и его отца. Асланбек Осмаев позже был освобожден из одесского СИЗО - следователи выяснили, что он, как и другие родственники Осмаева, не имел отношения к преступной деятельности.
Пьянзину и Осмаеву-младшему были предъявлены обвинения в по ст.263 УК Украины ("Незаконное обращение с оружием и взрывчаткой"). Однако после консультаций с ФСБ России сотрудники СБУ выяснили, что Адам Осмаев находится в розыске Интерпола за подготовку теракта в Москве, который был предотвращён в 2007 году.
В ходе следствия было установлено, что покушение на Путина должно было состояться сразу после выборов. Кроме того, преступники собирались убить и главу Чечни Рамзана Кадырова. Причём последнего собирались приморить не где-нибудь, а в Одессе: чеченский президент должен был прибыть на бой за титул временного чемпиона по версии WBO между бразильским боксером Майком Мирандой и чеченцем Заурбеком Байсангуровым.
Тогда в конце зимы обыватели вздрагивали от леденящих душу подробностей, льющихся на них с газетных страниц и телевизионных экранов. «В Москве должны были делать диверсии на экономических объектах. В дальнейшем - покушение на Путина. Потом прилетели в Одессу. Руслану дали номер человека, который должен был встретить нас здесь», - откровенничал со следствием арестованный Пьянзин. Он так же рассказал, что вместе с погибшим Мадаевым на Украину прибыл из ОАЭ, через Турцию. Первую половину минувшей недели выжившего террориста, обмазанного зелёнкой (по-моему, это издевательство, чтобы мужчине было стыдно перед сокамерниками), водили туда-сюда по экрану телевизора. «Вот оно, абсолютное зло», - вздыхал неравнодушный российский избиратель за несколько дней до весеннего всеобщего дня голосования.
Тогда же народу стало известно, что на их президента Путина злодеи покушались, как минимум, семь раз. Это стало иллюстрацией к мужественной фразе Владимира Владимировича, небрежно брошенной им в объектив телекамеры - «я к этому давно привык». Что сразу напомнило мне анекдот времён культа личности Сталина:
- Знаете, в нашего любимого вождя уже семь раз стреляли.
- Да?! А шашкой не пробовали?..
А ещё вспоминается история с покушением на Ицхака Рабина. К ноябрю 1995 года рейтинг этого израильского премьера в связи с подписанными им «ословскими соглашениями» (попыткой мирного урегулирования отношений с палестинцами) стремительно катился к нулю. И стрелял в него ультра-радикальный сионист именно из-за них, чтобы другим премьерам неповадно было (за что и схлопотал пожизненное). А что получилось на деле? По опросам общественного мнения, если бы выборы израильского премьера проводились через несколько дней после покушения, левый кандидат победил правого с двойным преимуществом, подобного в Израиле никогда не случалось. Ну, а Рабин, похоже, на века стал символом левых сил, его штандартом, его иконой.
Победа Путина на мартовских выборов была, конечно, менее убедительной. Но кто знает, может, именно голоса тех, кто впечатлился семью покушениями, уберегли главу государства от позорного для него второго тура...
Выборы прошли, но давать делу задний ход было явно поздно. В марте стало известно, что Осмаеву добавили статей: к двум прежним - «Незаконное обращение с взрывчатыми веществами» и «Порча чужого имущества» - добавились две более серьезные - «Участие в террористической организации» и «Подготовка теракта». Илье Пьянзину было предъявлено обвинение по статьям «Участие в террористической организации» и «Подготовка теракта».
Однако, несмотря на всю грозность формулировок, спешу напомнить - статьи эти из Украинского уголовного законодательства, а вред подозреваемые собирались нанести непосредственно российской государственности. С конца февраля Москва добивается экстрадиции россиянина Осмаева. Причём изначально сообщалось, что этот вопрос будет решён достаточно быстро. Как оказалось, в России поторопились с заявлениями. Или актуальность самого дела сошла на нет, что тоже вполне допускается.
«Украинские» обвинения Осмаеву, можно сказать, уверенно перевесили «российские» и вопрос о возможной экстрадиции естественным образом отпал, писал на минувшей неделе «Коммерсант». Во всяком случае, как пояснил начальник пресс-службы Генпрокуратуры Украины Юрий Бойченко, до того момента, пока обвиняемому не вынесет приговор суд первой инстанции и приговор не вступит в законную силу после его обжалования.
Интересно, что несостоявшийся террорист мог бы официально оформить договор с украинскими правоохранителями о своей неэкстрадиции в Россию в обмен на признательные показания, но он немного поторопился. «В новом Криминально-процессуальном кодексе Украины предусмотрен домашний арест и досудебные соглашения с обвиняемыми, - пояснил Бойченко, - однако новый кодекс начнёт действовать только с 19 октября».
При всём этом украинские юристы считают, что у Осмаева есть неплохие шансы просидеть весь отмеренный ему срок в украинских тюрьмах. Чеченцу всего лишь нужно будет доказать, что на родине его ожидают «гонения по политическим мотивам». А по каким ещё-то, ведь не за крышевание колхозного рынка он собирался мочить сразу двух президентов!
Мало того, после отбытия срока у Осмаева есть хорошие шансы получить на Украине политическое убежище. Если, конечно, Путин лично не попросит у будущего президента Незалежной передать ему с рук на руки своего кровного врага. А он этого вряд ли попросит, несмотря на свою мстительность, так активно обсуждаемую в интернете. Почему? Об этом и поговорим...
С самого начала версия о готовившемся покушении на Путина (личность Кадырова при всей своей импозантности перед ним блекнет), вызывала, мягко говоря, недоверие. Хотя бы потому, что кавказцы на украинской территории сразу привлекают к себе самое серьёзное внимание со стороны всех спецслужб сразу. С этой позиции злодеяние было разумней готовить непосредственно в Москве. Не говоря уже о том, насколько неразумно тащить мину в полном сборе через государственную границу и таможенные посты.
От всей этой криминальной суеты за версту несёт колхозной самодеятельностью. Если же готовиться серьёзное покушение на главу супердержавы, который в прошлом сам был офицером спецслужб, причём готовится не фанатиком-одиночкой, а по прямому заказу неких зловредных сил (Доку Умаров), это само собой подразумевают более высокую организацию процесса. Например, очень серьёзное финансирование, подкуп лиц, если не из ближнего путинского круга, то хотя бы из президентского кортежа, фирменные компоненты взрывного устройства, а не убогая кустарщина из отдела «Хозтовары».
Самое подозрительное - как сообщали источники в правоохранительных органах Украины, местные спецслужбы вообще изначально были убеждены, что разрабатываемые ими преступники готовят заказное покушение на некого украинского бизнесмена, и что политика здесь ни при чем. Только к концу февраля из ниоткуда возникла «путинская» версия, которая моментально стала основной
В Одессе теперь шутят, что организовать покушение на Путина смог бы только Чак Норрис. Первый российский телеканал тут же отреагировал на это, назвав неверящих в официальную версию «ненормальными», а президентский пресс-секретарь Песков так обиделся за своего шефа, что увидел в подобном народном творчестве признаки «кощунства». Даже странно, что дело Осмаева-Пьянзина до сих пор не объединили с Pussy Riot...
Моя версия произошедшего зимой на Украине такова. Действительно, там готовилось покушение, вполне возможно, что и с элементами политики. Дело в том, что Малороссия отстаёт в развитии от старшей сестры России лет на десять, а то и на пятнадцать. Там сейчас как раз конец наших лихих 90-х, звучат последние выстрелы и взрывы. Взрывать есть кого, олигархи, приближённые к президенту Януковичу (Ахметов, Фирташ, братья Клюевы...), расчищают себе кратчайшую дорогу к венценосному телу.
Предположим, чеченцев взяли именно на этом, долго запираться они посчитали для себя ненужным. Но в этом случае на суде всплыло бы имя Януковича не в самом выгодном для президентского имиджа свете. А тут российские коллеги прознали про такой улов и разработали выгодное для своего бывшего коллеги дело. Ну, а с подозреваемыми договориться было без проблем. Им бы всё равно сидеть, тут главное - как и сколько...
Помните старый итальянский политический детектив «Следствие закончено - забудьте»? В нашем случае можно слово «следствие» изменить на «выборы». Если бы не пресловутое гражданское общество, которое всё помнит, всё примечает. Для него и второй акт спектакля с действием на Украине.
Что ж, расслабимся и досмотрим до конца...
Леонид Черток