Эксперты делают неутешительный прогноз - нынешняя система хозяйствования приведёт к тому, что к 2020 году нас ждет сокращение рыбопромыслового флота более чем в 2 раза. Это, в свою очередь, приведет к падению объемов вылова водно-биологических ресурсов (ВБР) и как итог - неминуемое банкротство значительной части рыбохозяйственных предприятий, сокращение рабочих мест, резкое снижение производственного потенциала отрасли и дальнейшее подсаживание на продукцию импорта.
Что же мешает пополнению флота, - задается вопросом эксперт Института региональных проблем Иван Осипов. По его мнению, среди причин самая существенная - система распределения квоты на вылов рыбы. До 2003 года право на лов ВБР можно было получить только через покупку квот на аукционе. Но это породило проблему контроля за реальными объемами лова, рост браконьерства. К тому же компании предпочитали сдавать улов в иностранных портах - в итоге на отечественных прилавках доля отечественной рыбы снижалась, российские предприятия-переработчики разорялись, бюджеты всех уровней теряли налоговые поступления.
В 2003 году был введен принцип распределения индивидуальных квот уже на 5 лет. Однако и это не стало панацеей, что мы видим на примере старения флота, отсутствия обновления и модернизации. Так и не появился у рыбаков стимул вкладывать деньги в новые суда, - не было уверенности, что инвестиции смогут окупиться, а квоты удастся сохранить.
«Следовательно, необходимо введение новой, более эффективной системы хозяйствования, - считают эксперты, опрошенные Институтом региональных проблем. - Предлагается использовать принцип распределения квот «под киль». Проще говоря, претендент на квоту должен располагать новым судном, а распределение квот - перенесено с торгов и из административных кабинетов - на стапеля отечественных судостроительных предприятий. Одним из условий получения квот в 2018 году предлагается сделать наличие судов российского производства.
Таким образом, внедряя принцип квота «под киль», рыбодобывающим компаниям дается мощный стимул к обновлению флота, а судостроительные предприятия и смежные производства - получают новые долгосрочные заказы. Новая модель к тому же позволит ликвидировать так называемых «рыбных рантье» - компании, которые не занимаются промыслом, а перепродают квоты третьим лицам.
Эксперты считают, что, в конечном счете, введение принципа «квота под киль» позволит предприятиям, сохранив за собой объёмы лова, строить современные суда, имея гарантии не только на размещение и получение заказа, но и на окупаемость судна в период его эксплуатации. А современные суда позволят увеличить объемы лова - сегодня облавливаются не 100% выделяемых квот, снизится себестоимость продукции. Большую загрузку, а, соответственно, окупаемость, получат и рыбопереработчики. На российских прилавках дополнительно увеличится доля отечественной рыбной продукции.