Облсобрание: итоги и перспективы. Виталий ФОРТЫГИН
Сегодня ИА «Русский Север» представляет читателям новый проект – ОБЛСОБРАНИЕ. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. В нем мы постараемся представить нашим читателям полную колоду мнений. Разумеется, право первого слова мы предоставили председателю архангельского областного Собрания депутатов Виталию ФОРТЫГИНУ.
- Виталий Сергеевич, думаю, нужно начать разговор с того, что предстоящие выборы депутатов облсобрания пройдут по новой для избирателей схеме.
- Да, и неприменно нужно объяснить избирателям, что выборы по партийным спискам будут сосотвествовать этим спискам. Ничего страшного в новой схеме проведения голосования нет. Пришедшие в облсобрание представители партий смогут коллективно отстаивать интересы избирателей, что имеет большое значение для принятия решений в пользу развития различных отраслей экономики, а, значит, и благосостояния населения.
- Вы допускаете возможность того, что в скором будущем выборы в закодательные органы будут проводиться исключительно по партийным спискам ?
- В Государственную Думу, может быть. Но на уровне региона это, на мой взгляд, преждевременно.
- При введении новой системы голосования было много споров по поводу количества народных избранников…
- В силу того, что вышел закон «О смешанной системе выборов и выборов по партийным спискам», возникла объективная необходимость посмотреть на представительность в областном Собрании депутатов. По закону, не менее 50% депутатов должны избираться по партийным спискам. Отсюда и пошли арифметические вопросы о количестве мандатов. Вначале было предложено депутатами количество 78: то есть нетронутые 39 депутатских округов и плюс еще 50% - 39 «партийных» мест. Это было связано, в основном, с тем, что в наш субъект федерации входит еще один субъект федерации - Ненецкий автономный округ. Он насчитывает примерно 27 тысяч избирателей, как и в других округах Архангельской области. Затем законодательство изменилось. По нему в сложно построенных субъектах, независимо от количества избирателей, другой субъект федерации может иметь свой отдельный избирательный округ. То есть НАО может иметь от трех избирателей до тридцати тысяч, но все равно ему полагается один депутат. Мы не стали столь жестко зависимы от количества депутатов, а стали искать оптимальный количественный вариант депутатов, представляющих область. Здесь возникла главная задача - не потерять представительство населения в областном собрании. Территория очень большая. Население распределено с достаточно амплитудной плотностью: есть и города с большим количеством населения, и сельская местность. Депутаты очень внимательно отнеслись к тому, чтобы особенно сельские населенные пункты не были ущемлены в результате оптимизации избирательных округов в своем представительстве. Это явилось предметом особого разговора и на сессии областного собрания, и на парламентских слушаниях, и в дальнейшем при решении этого вопроса с администрацией области. Этот разговор был не просто математическим исчеслением количества избирателей, а был связан с интересами избирателей. Не посто делением на округа при помощи компьютерной программы, а речь шла уже о конкретных Муниципальных Образованиях, о конретных условиях жизни, о представительстве сельского и городского населения в областном Собрании. Поэтому найденная формула 62-х депутатов, из которых 31 депутат будет разбираться по одномандатным округам, на наш взгляд, отражает блтизкую к оптиму нарезку избирательных округов. Здесь в минимальной степени сведено внутреннее разделение Муниципальных Образований в отдельные округа. Мы постарались, чтобы Муниципальные Образования в целом входили в избирательные округа, постарались объединять сразу два или три МО в один избирательный округ, близкий по своему географическому положению, по специфике жизнедеятельности. Конечно, у населения и у глав муниципальных образований осталось еще много вопросов к нарезке. Но мы открыто это делаем: изменение границы округов широко обсуждается в СМИ, уже прошли первые чтения, много времни было до второго чтения. Я думаю, что рациональные поправки, вносимые на сессию, еще будут учтены для принятия закона в окончательном варианте.
- Выходит, депутаты все же пошли на уступку администрации в вопросе уменьшения их количества в облсобрании?
- Это не уступка. Это оптимизация, учитывающая представительскую и законодательную функции облсобрания и направленная на повышение его мобильности и дееспособности. Количество 78 было связано с жесткими требованиями федерального закона.
- Сколько депутатов Вы бы оставили в облсобрании для хорошей, слаженной его работы, если бы это зависело от Вас?
- Я председатель областного Собрания депутатов и я уважаю своих коллег. Количество 62 депутата считаю оптимальным. Более того - это количество будет отвечать интересам избирателей.
- Некоторые депутаты, особенно городские, посчитали, что нарезка округов сделана для того, чтобы «выбить их из депутатской колеи». Как вы это прокомментируете?
- Видите ли, мы не можем до конца исключить в работе каждого депутата личное его участие в предвыборной кампании и в работе будущего собрания. А преемственность в работе собрания очень важна. Депутаты, имеющие опыт результативной работы в своем округе, хорошо понимают, что избиратели могут снова поддержать их на выборах. Но при расширении территории избирательного округа в сферу его влияния попадают и другие избиратели, и это несколько настораживает. Но поверьте, это обычная человеческая реакция на новое. Отныне депутату, уже работавшему в облсобрании, нужно считаться с оппонентами-новичками, идущими на выборы. А рабочая группа посчитала, и по-моему очень правильно, что восьми депутатов для Архангельска с учетов взаимодействия облсобрания с Городским Советом достаточно.
- Виталий Сергеевич, одно время в СМИ муссировалась тема чрезвычайно завышенных депутатских зарплат. У народа создалось впечатление, что деньги народные избранники получают не всегда обоснованно.
- Работа депутата - такая же работа, как и любого другого специалиста на производстве. И надо это понимать. И работающего в интересах всей Архангельской области, население которой миллион триста тысяч человек. А зарплату получают у нас только депутаты, работаяющие на постоянной основе – их шестнадцать. А на население миллион триста тысяч человек это очень мало. Это колоссально высокая отвественность. Но моя позиция насчет льгот, бесплатного проезда и пр., - жесткая – их надо отменять. И мы будем рассматривать законопроект, затрагивающий эти вопросы. А говоря о зарплате депутата, нужно понимать его загруженность, его ответственность. Получать зарплату депутаты должны достойную, чтобы достойно выполнять наказы избирателей.
.
- Однако, некоторые политтехнологи считают, что новый состав облсобрания не способен будет заниматься продуктивно законотворческой деятельностью. Они ожидают прихода в облсобрание случайных людей ввиду проведения голосования по смешанной системе, не исключают и покупку мест в партийных списках…
- Насчет покупки мест скажу только, что это, скорее, иллюзии. Ведь каждая партия расчитывает пойти на выборы не единожды. Эта работа планируется на многие годы. И ее успешность напрямую зависит от того, как ты себя покажешь, насколько ты будешь соответствовать интересам избирателей. Так тебя в дальнейшем и будут избирать. А для партии это имеет особенное значение, потому как партия, только начинающая работать, должна понимать, что отражает интересы большого количества избирателей, а не одного отдельно взятого мажоритарного округа. Партия работает на всю область. Поэтому важно, чтобы в партийном списке были уважаемые люди. Не какие-то экзотические фигуры с ярким брендом, а люди, реально зарекомендовавшие себя на профессиональном поприще. Это особенно важно на региональном уровне голосования. На уровне ГосДумы допустимо не знать человека, можно только догадываться, чем он занимается и какой у него авторитет в обществе и в том коллективе, где он работает. Но на областном уровне вряд ли получится спрятать интересное прошлое, какие-то «кредитные истории». Это маловерояно, и сама партия не допустит этого. Причем специфика предстоящих выборов будет связана именно с партийными идеологиями, позициями. В одномандатных округах кандидаты все равно себя будут позиционировать с партией, потому что население уже начинает понимать: один депутат в облсобрании - не воин. Он может ярко выступать, иногда даже и повернуть решение вопроса. И примеры такие в облсобрании были. Но это редкость. Чаше всего бывает, когда член партии выносит предложение, оно обсуждается на фракции и выносится на сессию. Поэтому самостоятельные кандидаты будут придерживаться какой-либо партии, они будут вынуждены говорить, что придерживаются той или иной партийной позиции.
- Один из представителей партии мне абсолютно серьезно на днях заявил, что партии в канун выборов ведут непрекрытую торговлю местами. Известна даже стоимость мест в партийных списках…
- Ну и пусть. По крайней мере, у нас, в «Единой России», этого нет. Возьмем меня, к примеру: лично я откуда деньги возьму на это? Выходит, меня должен кто-то купить что ли? Но мне мой возраст и уважение среди коллег и самому к себе купли-продажи не позволит. Если же партии начинают работать со спекуляции местами в спискам, то их ожидает печальное будущее. Искренность всегда останется искренностью. Люди уже разбираются: они не такие простодушные, как в 95-96 годах. Почему у нас большое количество голосует против всех? Либо избиратели полагают, что выборы ведутся не в его интересах и не идут на выборы. Либо идут на избирательный участок, выбрав партию или кандидата, которому они доверяют.
- Вы будете выдвигать свою кандидатуру на выборы в облсобрание?
- Да, я буду баллотироваться по одномандатному избирательному округу и не исключаю, что и по партийным спискам.
- Вы хотели бы продолжить карьеру спикера?
- Это во многом будет зависеть от нового состава облсобрания и от того, какая партия наберет большинство голосов в областном собрании, какие близкие по духу партии смогут объединиться и провести спикера областного собрния. Конечно, сейчас каждяя партия надеется на высокий результат, но он зависит лишь от жителей Архангельской области. Только они могут решить судьбу будущих депутатов областного собрания.
- Кстати, по этому поводу называются разные цифры. Самое распространенное соотношение мандатов в облсобрании: около 40 % - «Единая Россия» , 20 % - Родина, 15 % - ЛДПР, 15% - КПРФ. А у вас есть какие-то прогнозы ?
- Как таковых соотношений нет. Я являюсь членом Президиума регионального отделения партии «Единая России». Мы поддерживаем курс, который проводит Президент РФ и ГосДума и, конечно, мы сторонники того, чтобы последовательно улучшать жизнь людей, отпустив прошлые заслуги и базу наработанную в прежнее, в том числе советское время. И очень внимательно подходить к принятию новых решений, очень взвешенно, чтобы принести пользу людям. Платформа «Единой России» - быть внимательными и быть нужными людям.
- К слову о людях. Может ли пошатнуться рейтитнг «Единой России» перед выборами в облсобрание ввиду принятия закона об отмене льгот?
- Принятый закон не несет за собой отмену льгот. Это лишь замена их деньгами, ни в коем случае не ухудшающая материальное положение. Деньги, выделяемые на льготы, до людей зачастую и не доходили. Они шли транспортным предпритиям, организациям здравохранения, еще кому-то. Там порой, мягко говоря, для других целей их использовали, и невозможно было провести полный контроль, настолько сложной была система прохождения этих денег. Теперь государство берет большую ответственность за своевременное проведение денежных выплат населению. Это как вторая пенсия: ее нужно в срок выдать человеку, получившему право на социальную поддержку. Система государственной социальной поддержки оправдана. Человек сам теперь сможет принимать решение, на каком транспорте ехать, а не ждать под дождем муниципальный автобус. В какой аптеке покупать лекарства, часто нужных ему лекарств в аптеках нет и ему подбирают заменители. Да, он может купить и подарок внуку. Он выберет сам. Это замена льгот деньгами. Повторюсь, это высокая отвественность государства перед населением, и она не мифическая, не виртуальная. Нужно ведь будет конкретному человеку дать конкретные деньги.
- У областного собрания очень большая контрольная функция. Работы не прибавится?
- Мы принимаем бюджет. У нас есть контрольно-счетная палата, которая регулярно проверяет его исполнение. И не дай бог, будет не целевое использование бюджетных денег. К тому же работа депутатских комиссий позволяет разрешать тот или иной вопрос с точки зрения улучшения действенности законодательсва. У исполнительной власти случаются затруднения при решении какого-то вопроса Может, проблема не только в том, что исполнительая власть бездействует? Может, законодательное поле, нормативные акты такие, что не дают исполнительной власти принять оптимальное решение. Наша задача - быстро оценивать необходимость новых законодательных актов, полезных и нужных для реализации исполнительной властью в целях улучшения жизни в обществе.
Наталия ЛИЧКОВА
ФОТО Наталии ЛИЧКОВОЙ, ИА «Русский Север».