…Электричка прибывает практически в центр города, и от вокзала нужно пройти 300 метров, чтобы очутиться на Курортном бульваре – здесь происходит все самое интересное. Торговцы фарфором, цветами, мороженым и книгами, а также местные художники со своими работами кучкуются вокруг питьевой галереи – симпатичного здания в готическом стиле. Его строгий облик смягчается зеленью деревьев и пестрой толпой вокруг. 5 минут под горку – накануне я увидела здесь совершенно очаровательную вазу. Изящная форма, грозди винограда. Вроде просто, но эта работа, как и все на этом лотке, существенно отличалось от остальной фарфоровой массы. Приобрести не успела – до электрички оставалось 3 минуты, уже темнело и перспектива час в сумерках ждать следующего поезда, а потом пробираться в темноте к санаторию привлекала не особенно. Поэтому сегодня первым в плане - тот самый лоток под грибком. Не успели подойти, как хлынул ливень – настоящий тропический. Сама под грибком, а рюкзак на улице. Пока рассматривали вещички, разговорились с продавщицами. В итоге нас пригласили посмотреть, как же делается кисловодский фарфор. Но дождь, да и ехать, оказалось, нужно на окраину Кисловодска. А в такую погоду, пусть и тепло (местные жители, правда, со мной в отношении температурного режима категорически не соглашались), хорошо сидеть где-то с чашечкой настоящего горячего кофе, благо здесь таких местечек немало. Туда мы и отправились. Из кафе вышли только после окончания ливня. В голове мысль такая – если Аня, которая нас приглашала, еще не ушла – отправимся смотреть на процесс производства фарфора. Если ушла – значит, не судьба. И сталкиваемся с ней в начале улицы. Опять начинается дождь. Автобус, отчаянно сигналя, петляет по улицам, почему-то наполовину перегороженным какими-то плитами. Остановок через 5 дорогу запоминать прекращаем – общественный транспорт вывезет. Аккуратная узкая улочка умыта дождем, вместо тротуара – сердитая маленькая горная речка. Фарфоровая фабрика располагается прямо дома. В прихожей и гостиной на полках, столах, скамейках, полу и подоконниках стоит огромное количество вазочек, конфетниц, подсвечников, чайничков, статуэток и миниатюр. Все тоненькое, хрупкое, изящное – действительно ручная работа. Как рассказывает наша хозяйка – Аня - в последние годы некоторые художники, поработав на крупных кисловодских фарфоровых фабриках, занялись самостоятельным производством. Так поступила и Нателла – хозяйка маленькой фабрики «Анна». Назвала мини-завод в честь мамы, которая нас пригласила на экскурсию. Работают здесь родственники и подруги хозяйки – тоже художницы. Одна мастер по росписи, другая – по золочению. Сейчас обмениваются опытом – в этом мастерстве ценятся многостаночники. Нателла, по словам мастериц, знает весь процесс досконально. Мастерицы работают в просторной пристройке к дому. Она едва ли не больше жилого помещения. А печь для обжига вынесена в отдельную, как говорится, хозпостройку. Печь огромная, от нее веет какой-то стариной и особой обстоятельностью. Чувствуется, что это место – главное. Рядом на лавках, столиках, скамейках и просто на полу выстроились в ожидании огненной процедуры армии обезьянок с лукавыми мордашками, узеньких и пузатых вазочек, чайников, египетских танцовщиц, подсвечников и совершенно очаровательных лесовичков в шляпках, позаимствованных у грибов. В мастерской происходит все остальное. Здесь замешивается глина. Для этого используется старая советская стиральная машина. Многие увозят такие на дачи для хранения всякой всячины – выкинуть жалко. Что меня несказанно поразило – оказывается, белую глину – шликер – сырье для производства кисловодского фарфора, везут из Дулёво, Ликино-Дулёво. Это в Московской области. Перемешанная глина, напоминающая по консистенции сметану, заливается в гипсовые формы. 5 минут и фигурка, вернее, черновик фигурки, готов. Белые полуфабрикаты очень хрупкие – достаточно небольшого давления, как они рассыпаются в прах. Прах отправляется в старую стиральную машину. Первый обжиг именуется утиль. Температура при нем самая низкая – 580-600 градусов. При ней из мягкой глины выпаривается влага и получается черепок. Фигурки становятся крепче и начинают звенеть. На следующем этапе будущие вазочки и статуэтки покрываются глазурью и вновь отправляются в печь. Второй обжиг – политой – проводится при 1340 градусах. Из этого жара полуфабрикаты выходят гладенькими и переливающимися. Их ждут краски и золото. Жидкое золото по цвету неотличимо от йода. Завершает процесс третий обжиг – золотой – при 760 градусах. Золото обретает блеск, а краски становятся своего истинного цвета. Кстати, готовое изделие на 13 процентов меньше полуфабриката. Он вроде как усыхает, испаряются и выгорают все органические примеси и остается только глина. Тонкая и звонкая. Совсем не похожая на те аляповатые сервизы, которые добираются до Архангельска. Ирина СКАЛИНА ФОТО автора Продолжение следует… Начало Путевых заметок по Кавказским Минеральным водам Ирины Скалиной читайте здесь: http://www.rusnord.ru/show.html?id=7031&go=2 http://www.rusnord.ru/show.html?id=7085&go=2
Смогут ли оправдаться финансовые вложения в золото? Какая котировка нефти в США? Колебания курсов евро и доллара? Обо всем этом и о многом другом можно узнать на новостном портале финансовых новостей https://finnews.today/ . Только самые свежие и актуальные новости.