Путешествия. Стена Соловецкого Кремля
Примерно в соловецкой версте от берега из пелены дождя показалась баржа, спеша укрыться в спокойной бухте Благополучия. «Еще три машины на остров доставили», – роняет охранник. «Транспорта хватает, только дороги... – сами понимаете».
Короткий летний ливень между тем прекращается, и можно выбираться из-под гостеприимных врат. «По стене прогуляйтесь», – советует на прощание «морской волк». Около монастыря буквально вместе с первыми лучами солнца появляются престарелые американские туристы и… – в глазах начинает слепить от фотовспышек – и художники со своими мольбертами. Любопытство призывает взглянуть на холсты. «И это все одна и та же стена?!» Многие из этих художников приезжают на Соловки как трудники-паломники и сочетают работу во славу Господа с собственными творческими устремлениями. Встают на службу утром, потом работают, потом рисуют, потом опять работают, а ночью снова рисуют. Любимый объект запечатления, после общего вида монастыря, конечно, – Мельничный дворик с его «венецианскими» арками.
Некоторые оригиналы предпочитают бесконечность и закрытость галерей или вид с колокольни, похожий на географическую карту. «А здесь можно незаметно забраться по стене на галерею и вылезти обратно. Как по лестнице», – рядом останавливаются две местных девчонки. «Видите, вот камень и вот». С легкостью забираюсь под козырек. Точно, и стена снаружи покатая. «Да-да, говорят, здесь один из монахов в, как это, – самоволку, ходит. Хи-хи-хи».
Пестрая зелено-красно-голубо-желтая толпа американцев растянулась вдоль всей стены. На фоне рыжих камней неоновые движущиеся пятна смотрятся очень эклектично. У пенсионеров от восхищения сил хватает только на редкие: «Вау! Wonderful!». Далее следует неизменная фотовспышка. «O-la-la!» – а среди них, кажется, еще и французы, а может у кого-то бабушка из Квебека?
Зато теперь становится понятно, почему местные жители нас так упорно принимали за иностранцев. Спасибо, что в американском происхождении все же сомневались. Они – американцы и им подобные – все в шляпах и платках на шее. Моя панама цвета много испытавшего хаки и бордово-фиолетовая защита от комаров на шее сделали черное дело, исключив в глазах соловчан из рядов соотечественников…
…Выбравшись наружу «путем монаха» и обернувшись на покоренную стену, убеждаемся в собственной безрассудной храбрости. А заходящее солнце начинает подмигивать то через одну, то через другую бойницу Кремля. Назавтра решаем отправиться на какой-нибудь из соседних островов.
Ирина СКАЛИНА
ФОТО автора