Православие и СМИ: умеренная дистанция или…?
В преддверии международного фестиваля православных СМИ Изабелла Засецкая подготовила статью о сложностях подачи материалов православной направленности в современных СМИ.
О РR-идеологии - тяжелом наследственном заболевании либеральной журналистики, о рекламе, как … о нео-религиозной традиции, о глобализме и современном информационном обществе, об альтернативных СМИ – об этом и многом другом размышляли архангельские и московские журналисты на состоявшейся в рамках VI Иоанновских образовательных чтений секции «Православие и журналистика. Проблемы современных СМИ». В диспуте приняли участие около 30 представителей региональных СМИ, республики Коми, студенты вузов, работники сферы культуры. Возглавили работу секции ответственный редактор газеты "Московский церковный вестник", сотрудник издательского Совета Русской Православной Церкви Сергей ЧАПНИН и настоятель Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон ПЛОТНИКОВ.
Ответственность журналиста перед обществом и Богом
Главная проблема журналистского сообщества сегодня – это отсутствие осознания гражданской ответственности. Такую точку зрения высказал Сергей Чапнин, выступая перед коллегами на секции журналистики. «Я связываю это с тяжелым этапом увлечения либерализмом, когда СМИ превратились в чистый бизнес, инструмент манипуляции сознанием, когда невозможна личностная ответственность журналиста», - отметил Чапнин. По его мнению, свободное подчинение себя служению PR-идеологии со временем приводит журналиста к кризису самоидентификации, личностной катастрофе. Выход из этого только один: «Самое главное – это осознание журналистами ответственности перед обществом, перед ближними, перед Богом».
Единая информационная политика как «ядерный щит» России.
На семинаре речь также шла об актуальной для всех российских СМИ проблеме формирования единой информационной политики. «Мы видим, что увлечение либерализмом заканчивается. А консерватизм предполагает опору на традиционные ценности. Ценности, которые есть у государства - это ценности общественные и религиозные. Своих ценностей у государства нет», - отметил Сергей Чапнин. Говоря о важности единой информационной политики в государстве, он привел несколько аргументов: например, как показывают исследования, экономические реформы, в плане роста ВВП, могут дать прирост в 30-35 процентов, реформа государственного регулирования экономики - 15-20 процентов. Самый же большой ресурс, по мнению экономистов, заключается в нравственной мотивации граждан - для чего, с какой целью трудится человек? Насколько внятно СМИ формулируют эту мотивацию с точки зрения православных россиян?
Кроме того, формирование единого масс-медийного пространства страны напрямую связано с проблемой противостояния глобализации. «Важно посмотреть на глобализацию как на процесс не только политический и экономический, но и духовный… Исследуя эти процессы не только в России, но и во многих странах, мы видим, что все национальные культуры пытаются противостоять глобализму, американской культуре. Возникло даже такое понятие как «альтернативная глобализация». Что же мы, в свою очередь, можем этому противопоставить? По мнению Чапнина, современная православная журналистика призвана богословствовать о тех явлениях, которые происходят в мире. Необходим глубокий философский взгляд на современное информационное общество, на взаимосвязь знания и информации. «Сегодня, на мой взгляд, этот вопрос обозначен как соотношение веры – знания – информации… Как мы можем писать, чтобы именно знания, проверенные сведения, живые естественные чувства стали главным содержанием того, о чем мы пишем?
На секции шла речь о том, что Церковь видит журналистику, как одну из форм миссионерского служения, и что у СМИ – большие возможности для проповеди. Но всегда ли они умело используются? Учитываются ли миссионерские особенности в изложении материала? Например, зачастую камнем преткновения для пишущих на православную тематику становится неверно выбранная интонация. Благочестивый, высокий стиль изложения, уместный в храме, может выглядеть надумано в обращении к внешнему миру.
Реклама - …религиозная традиция?
Редактор «Московского церковного вестника» познакомил коллег с проектом «Иконичность» (одним из его авторов выступает Сергей Чапнин. – прим авт.), который представляет собой аналитическое воззрение на современную рекламу. Как не парадоксально, но реклама в современном обществе претендует на то, чтобы быть религиозной традицией, используя, явно или скрыто образы, прямые цитаты из Священного Писания, традиции церковного Предания. Однако, употребляя их в определенном меркантильном контексте, заведомо искажая, происходит явная подмена ценностей, «погружение в святое без Бога», деформация сознания. Если говорить о последствиях такой деструктивной рекламы, очевидно, что она на глубинном уровне подменяет язык, понятия, стирая границы между ложью и правдой, добром и злом. (Общеизвестны примеры рекламы «Мегафон» - «Будущее зависит от тебя», «Тефаль» - «Ты всегда думаешь о нас»). Представленный проект наглядно иллюстрирует имитацию духовной традиции, технологию процесса подмены ценностей, происходящие на наших глазах. Очевидно, что это еще одна информационная война, следовательно, еще один медиа-фронт. Кстати сказать, в процессе работы над проектом «Иконичность» у его авторов возникла оригинальная идея: вернуть первоначальный смысл слов, используемых в рекламе, указав их первоисточник: увы, это не «Тефаль» всегда думает о нас, и не «Мегафон» утверждает об ответственности личности. Это Господь Вседержитель через Святое Писание открывает человеку глубокий смысл жизни. И в эти дни на улицах Москвы появились рекламные щиты серии «Первозданный смысл слов» с краткими указаниями на первоисточник.
Позиционирование - поиск собственного лица. И читателя
По мнению Игоря ИВАНОВА, главного редактора православной независимой христианской газеты Севера России «Вера» (Сыктывкар), православные СМИ стоят на распутье, пытаясь обрести новое качество. Процесс становления православных СМИ проходил начале-середине 90-х годов, и сейчас, очевидно, многие темы катехизации, которые были актуальны несколько лет назад, уже исчерпали себя. Они перестают быть интересными для читателей: географические исследования святынь, их описание, а также описание обрядов, таинств, поверхностные темы и. т. д. « К тому же, сам тон православных СМИ должен меняться, не быть умильным или директивным. Разговор с читателем должен идти на равных. В ином случае, что проверено опытом, идет отторжение материала. Есть вещи, о которых, на мой взгляд, даже священнику или архиерею не всегда уместно говорить в дидактическом ключе».
По мнению Иванова, все это напрямую связано с вопросом позиционирования. Что такое позиционирование? Это, прежде всего ответ на вопрос - кого ты представляешь. Здесь важно различать статус издания (например, епархиальная газета) и позиционирование, то есть сознательно выбранная позицию. Говоря о своей газете, Игорь Иванов определил позицию редакции так: мы представляем читателя, и в отношении с властями светскими и духовными стремимся оставаться партнерами. На его взгляд, это наиболее верно. «Львиную долю средств на содержание редакция получает из республиканского бюджета. Кусать руку, которая тебя кормит – негоже. Задача, очевидно, в другом - чтобы не лизать хозяйские сапоги, не быть холопом».
Процесс позиционирования происходит и в отношении с епархиальными властями. «Самое простое - заручиться благословением архиерея. Мы считаем, что это один из возможных путей, но не лучший». Редактор «Веры» объясняет свою позицию следующим образом: светская и церковная власти - это два центра власти на одной территории, поэтому их конфликты неизбежны. Заложниками этих противоречий или разменной монетой в таких ситуациях могут стать СМИ. Известно, что между архиереем и редакцией могут быть периоды охлаждения, также эти отношения могут зависеть от личных качеств руководителей. Поэтому уместнее всего в этой ситуации – умеренная дистанция.
«У нас за спиной не стоит человек, который нам указывает. Ни архиерей, ни губернатор. Ни группа людей. Это – принцип, на котором держится доверие читателей, и это видно по нашей почте…В конфликтных ситуациях мы опираемся на точку зрения читателя, - подчеркнул Иванов. – Только читатель требует публикаций не «нужных», а интересных, не описательных, а глубоких. Не сюсюкающих, а эмоциональных, не информационных, а информативных, не разоблачительных, а объясняющих, не поучительных, а учащих, исследующих мир вместе с читателем...
Безусловно, наша газета церковная, хотя и не епархиальная. Это сопряжено с определенными обязательствами по отношению к себе. Если опыт личной церковности - это опыт обретения свободы во Христе, то внутриредакционный опыт сопряжен с осознанием границ, самоограничением»
Дополним, что газета «Вера», издается на протяжении последних 15 лет. Она распространяется через подписку в пяти епархиях Северо-Западного региона. Ее подписной тираж - около 7.000 экземпляров.
Альтернативная журналистика?
Мысль о гражданской безответственности «доброго» большинства журналистского сообщества, послужила отправной точкой еще одной темы, обсуждавшейся на секции. А именно - темы объединения наших малых сил. Очевидно, что на многих фронтах информационных войн Церковь терпит поражения. Умение же побеждать во многом зависит от профессионализма и способности отстаивать свою позицию. Кроме того, есть ситуации, когда журналисты должны выступать от имени цеха, осуждая или поддерживая какие-либо проявления.
Преподаватель курса нормативной этики отделения журналистики Поморского государственного университета Екатерина ЛИПНИЦКАЯ (Архангельск) поделилась с коллегами своим опасением: может ли факультет журналистики подготовить духовно «привитых» журналистов, осознающих свою профессию как миссию? «Когда я встречаюсь с ними на втором курсе - это еще вчерашние школьники. Они соглашаются на все - лгать нельзя, надо быть честными. Когда они приходят ко мне через два года – это абсолютно другие люди. Они говорят, все это – хорошо, но выполнять все эти нормы – невозможно… Я согласна, что мы их выпускаем в очень агрессивную среду. Но, с другой стороны, тем более, значит, мы должны их готовить таким образом, чтобы они были готовы в жизни выполнять свою миссию… ». Екатерина Липницкая отметила, что у нее сегодня нет авторитетов, на которые она, преподавая, могла бы ссылаться. Поэтому, делясь проблемой с коллегами, она надеется обрести ее у православного сообщества: необходимо вместе продумать и сформировать программу сотрудничества с журфаком ПГУ, расширить сотрудничество с преподавателями, проводить совместные встречи, круглые столы, лекции и семинары, особенно по проблемам христианской и журналисткой этики. В процессе дискуссии на эту тему прозвучало еще одно предложение - включить православные издания в перечень редакций для прохождения практики студентов.
Для большинства участников секции было очевидно, что причин для объединения усилий журналистов много. Прозвучал такой вариант решения этого вопроса - создать первичные организации Союза журналистов России в редакциях православных изданий, а на их основе - православной секции в Архангельском областном отделении Союза журналистов России.
Изабелла ЗАСЕЦКАЯ