12 минут… О жизни и смерти человека, влюбленного в небо
Георгий КРАШЕНИННИКОВ всегда гордился тем, что вологодский аэроклуб – самый безопасный клуб в России по количеству произошедших аварий.
17 ноября 2004 года, он, как и прежде, совершал учебно-тренировочный полет и обучал пилота-курсанта Ирину ВЕСЕЛОВУ основам управления самолета. Рядовой полет, такой же, как и сотни предыдущих... «В 15:14 он спокойно сообщил, что идет на вынужденную посадку. Садиться пришлось на вспаханное поле около деревни Фетинино, недалеко от аэродрома. Свидетелем была только случайная девушка. По всей видимости, самолет скапотировал (подпрыгнул при посадке от неровной поверхности), двигатель оторвало, кабину и хвост развернуло на 180 градусов, затем в переднюю кабину, где сидел Гоша, въехал двигатель. Пассажирка "родилась в рубашке". У нее перелом голени и ребра, а Гошу - сразу насмерть», - вспоминают сейчас друзья начальника вологодского аэроклуба Георгия Крашенинникова. «В момент трагедии мы ехали в машине в сторону поселка Кубенское. Вдруг увидели очень низко летящий самолет. Затем водитель автомобиля увидел, что самолет падает. Тогда я по мобильному телефону позвонила в пожарную часть", – рассказывает случайный свидетель катастрофы, юрист Фетининской администрации Елена МОРОЗОВА.
Уже через 10 минут после аварии на место происшествия выехала пожарная бригада поселка Фетинино. В тот день дежурил заместитель начальника пожарной части Павел МОРОЗОВ, который стал первым очевидцем, увидевшим разбившийся самолет. По словам Павла Морозова, от села Кубенское, где находилась пожарная часть, до места падения самолета было 8 км:
- Через несколько минут после крушения самолета мы были уже на месте происшествия. Пожара не было, а, значит, пилот самолета сделал все, чтобы этого избежать. Можно сделать вывод, что машина упала на минимальной скорости и при минимальной высоте. Разлива топлива не произошло. Скорее всего, пилот успел заглушить двигатель, так как взрыва тоже не было. Наша помощь как пожарных в этой ситуации не потребовалась. Самолет распался на три части - моторный отсек был в стороне, а хвостовая часть отломлена. Девушка-пассажир сидела в кабине за пилотом, она была в шоковом состоянии, а пилот уже был мертв. Прибывшая на место катастрофы бригада медиков извлекла пострадавшую из кабины, и затем на вертолете она была отправлена в вологодскую городскую больницу.
Весть о том, что погиб руководитель вологодского аэроклуба "РОСТО" Георгий Крашенинников мгновенно пронеслась по стране, в этот же день об этом сообщили многие национальные радиостанции. Но поверить в это многие не могут до сих пор.
42-летний Георгий Крашенинников был мастером спорта и Чемпионом России по парашютному спорту, а также капитаном команды "Русский экстрим". Во многом благодаря его харизме вологодский аэроклуб стал пользоваться огромной популярностью, помимо профессиональных спортсменов, которые съезжались сюда со всего Северо-запада, каждые выходные в Вологду ездили большие группы любителей парашютного спорта из Архангельска и Северодвинска.
Сразу после трагедии по факту гибели Георгия Крашенинникова транспортной прокуратурой Вологодской области было возбуждено уголовное дело. По неофициальным заявлениям компетентных специалистов, причиной крушения, скорее всего, стал отказ двигателя. "Никаких примесей в топливе обнаружено не было. Полет длился 12 минут, после чего, вероятно, у самолета отказал двигатель. При падении самолет задел землю левым крылом, его развернуло на 180 градусов, и он уперся хвостом. Двигатель по инерции влетел в кабину пилота, в результате чего погиб Георгий Крашенинников", - говорит руководитель Вологодского "РОСТО" Игорь АТАРЩИКОВ.
«В настоящее время разбившийся самолет находится на хранении в одном из городов России, город сказать не могу из-за тайны следствия. Двигатель самолета направлен на экспертизу. В настоящее время причины авиакатастрофы расследует бригада из трех следователей, им помогают эксперты из Российского оборонно-спортивного технического общества "РОСТО", которому принадлежал самолет Як-52. Возбуждено уголовное дело по статье 263-ей (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на воздушном транспорте)», - уточнил в интервью корреспонденту информационного агентства «СеверИнформ» транспортный прокурор Вологодской области Юрий БОРОВИКОВ. По предварительным предположениям, расследование причин катастрофы будет длиться в течение месяца. От каких либо комментариев официальные структуры пока воздерживаются. Поскольку на ЯК-52 не было черного ящика, комиссии придется делать выводы лишь по результатам осмотра места ЧП и анализу обломков самолета.
Тем временем коллеги Крашенинникова, сотрудники вологодского аэроклуба РОСТО уверены в том, что в случившемся вины Георгия нет. «Георгий был великолепным пилотом, на счету которого несколько сотен летных часов. Свои знания летного мастерства он неоднократно демонстрировал на чемпионатах по высшему пилотажу», - комментируют коллеги Крашенинникова.
В интервью радио «Премьер» (Вологда FM 106,9) инструктор авиаспортклуба Олег СМИРНОВ отмечал: «Георгий был прекрасным спортсменом, то есть он не только руководил аэроклубом, но прыгал сам, учил нас и учил других людей. У него было также и авиационное образование, то есть он умел летать на вертолете и самолете ЯК-52. Благодаря ему, мы получили новую парашютную технику. Если бы он это не пробил, клуб был бы закрыт уже, то есть мы бы уже не совершали прыжки, потому что вся старая парашютная техника уже списана. Самолет тоже списали, но нам дали новый самолет. Для авиационного звена был получен ЯК-55М. Это самолет „пилотажка“. На таких самолетах тренируются только члены сборной команды Российской Федерации. И то, что он есть в вологодском авиаспортклубе, это целиком и полностью заслуга Георгия Евгеньевича Крашенинникова». Олег Смирнов также добавил, что у Крашенинникова были недоброжелатели, которые не раз пытались снять его с поста начальника аэроклуба. И теперь эти люди могут воспользоваться трагедией ради собственной наживы.
Отметим, что сразу после гибели Крашенинникова, еще до похорон, в прессе стали появляться комментарии бывшего коллеги Георгия – Олега БОЙКОВА, под заголовками: «Крушение самолета в Вологде произошло из-за нарушения правил техники безопасности». Мастер международного класса по парашютному спорту Олег Бойков охотно рассказывал прессе о том, что «причиной трагедии в вологодском аэроклубе стал непрофессионализм инструкторов, и нарушение элементарных правил техники безопасности». Особенно потрясло заявление, сделанное Бойковым в эфире вологодского радио «Премьер» буквально на следующий день после трагедии, цитируем: «Всех опытных спортсменов выгнал, оставил возле себя людей, у которых вообще никакого спортивного опыта нет. Нет даже мастеров спорта, даже кандидатов в мастера спорта. Мы жалобы писали, что Крашенинников нарушает все меры техники безопасности. Ребят бросал без приборов. Случай за случаем у него был. Вот даже ребята из Москвы приезжают и прыгают неподготовленные. Вы посмотрите, какого класса инструкторы у него прыгают. Это же смешно. Людей чуть двоих в этом году не разбили. Техника у них ломается, самолет недавно у них едва не загорелся. Мы об этом писали, говорили, но нас никто не слушал. Мы говорили, что скоро будет беда. И вот она случилась. Неподготовленность летчиков-инструкторов вылилась в эту беду».
Люди, хорошо знакомые с ситуацией и хорошо знавшие и Крашенинникова и Бойкова, реагировали на такие заявления в прессе довольно болезненно. «Бойков, бесспорно, хороший спортсмен, на его счету 6000 прыжков, но это не значит, что он так же хорош по чисто человеческим качествам», - говорили в личной беседе корреспонденту ИА «Русский Север» люди, хорошо знающие о работе Вологодского аэроклуба. Хотя - опять же в личных беседах - признавали, что частично высказывания Бойкова справедливы.
Тем не менее, в непрофессионализме Крашенинникова обвинить сложно. Про таких, как он, говорят – «фанат своего дела». Он обожал небо и мог говорить о нем часами, причем, на его занятиях по парашютному спорту новички заслушивались его рассказами о парашютах: «Желание летать у человека появилось давно. Еще из Древней Греции до нас дошли мифы о Дедале и Икаре, а прообраз современного парашюта был придуман Леонардо Да Винчи…». Он не только по настоящему любил небо, он умел заставить полюбить его окружающих. «Самое главное в парашютном спорте – это не бояться. Те парашюты, на которых прыгают перворазники – надежнее, чем автомат Калашникова. Д-5 и Д-6У. Если сравнить статистику, то езда на автомобиле куда более опасное занятие, чем прыжки с парашютом. Хотя страх высоты – естественная реакция организма – высота и состояние невесомости слишком непривычны для человека, т.к. это совершенно новая для нас среда, но что самое интересное, - в первые минуты прыжка человек естественно сворачивается в позу зародыша. Причем, это состояние очень ценят буддисты. Один из буддистских учителей советует своим подопечным хоть раз в жизни прыгнуть с парашютом, т.к. по его мнению, именно в первые секунды прыжка человек может испытать чувство просветления. Кстати, этот буддийский товарищ сам часто совершает прыжки», - эти диктофонные записи сохранились в архиве ИА «Русский Север»…
Крашенинников отлично рекламировал свой клуб даже с помощью "звезд". «Например, зимой этого года с нами прыгала Яна ЧУРИКОВА (ведущая "Фабрики Звезд"), Гоша ее обучал по программе AFF», - рассказывает любитель парашютного спорта, автор идеи акции «Небо для мира» Всероссийской коалиции общественных организаций «За демократическую альтернативную гражданскую службу» Иван САМАРИН.
Кстати, с приходом в Вологодский АЭСК Георгия Крашенинникова, аэроклуб стал активно развиваться. Буквально за один год вологодский аэроклуб с 50 места поднялся в десятку лучших клубов России. За что государством Вологодскому АЭСК было выделено более 100 новых парашютов, чего не случалось последние 12 лет.
«Организатором он был отличным. По сравнению с тем, что было до него - небо и земля. Клуб был на грани закрытия, Крашенинников пригласили в качестве "кризисного управляющего". Гоша действительно поднял аэроклуб. При нем появились новые купола для перворазников, парашют-тандем, учебный купол-крыло для современной техники обучения начинающих спортсменов. Новый пилотажный самолет Як 55М, который, кроме Вологды имеют только члены сборной России», - говорит Самарин.
На похороны Георгия Крашенинникова приехали люди из разных городов России. Его провожало огромное количество людей. Колонна из машин растянулась на километр. Похоронили Гошу на кладбище около аэродрома вологодского аэроклуба, буквально в 50-ти метрах. Так что все самолеты, которые будут заходить на посадку, будут проходить над его могилой. На похоронах здоровые мужики слез не могли сдержать. На поминках скайдайверы, несмотря на печаль и торжественность момента, последним произнесли свой традиционный парашютный тост:
- На боевом!
- Готовы?
- Готовы!
- Три-шестнадцать.
- И - эх!
Ольга МИГУНОВА
В тексте публикации использованы материалы радио «Премьер» (Вологда FM 106,9) и информационных агентств «REGIONS.RU», «СеверИнформ» и «Новости Вологодской области».