Тайна курицы раскрыта

Ученые полностью расшифровали геном курицы, сообщил журнал Nature. Предварительные данные о ДНК кустарниковой дикой курицы (Gallus gallus), которая впоследствии была одомашнена, были помещены в базу данных Генетического банка (GenBank) еще в марте. Сейчас же команда ученых под руководством Ричарда УИЛСОНА из медицинской школы при Вашингтонском университете в Сент-Луисе впервые опубликовала детальный отчет о расшифровке генома. Курица стала первой птицей и первым домашним животным, чей геном полностью расшифрован. Расшифровка генома проводилась быстродействующим и дорогостоящим методом, так называемым методом «дробовика» («shotgun» method), разработанным специалистами проекта Human Genome. Суть его состоит в том, что ДНК раскалывают на мелкие кусочки, а затем выстраивают их по совмещению концов. В ходе исследований было изучено около 2 млн так называемых единичных нуклеотидных полиморфизмов (SNP) – фрагментов кода ДНК, отличающихся у различных особей. Причем именно эти незначительные вариации нуклеотидных полиморфизмов играют ключевую роль в формировании организма. Как удалось установить ученым, геном красной кустарниковой курицы содержит около 1 млрд пар оснований ДНК (примерно в три раза меньше, чем у человека). Они упакованы в 20-23 тыс. генов, из которых 2,5% совпадают с человеческими. Именно сравнение генов птиц и животных с человеческими — одна из главных целей учёных. В частности, куриный геном может служить моделью для исследований в области эмбриологии и раннего развития, а также для изучения связи между вирусами и некоторыми онкологическими заболеваниями. Теперь на основе шифра куриного ДНК ученые надеются разработать генную методику предотвращения птичьего гриппа. Анализ полученных данных сейчас находится в начальной стадии, но его результаты уже поражают исследователей. К примеру, ранее считалось, что куры не чувствуют запахов. Однако большое число генов обоняния, обнаруженных у курицы, противоречат этому. Особый интерес привлек также протеин кератин, являющийся основой волос и ногтей у человека и перьев и когтей у курицы. Ранее считалось, что кератин приобретен млекопитающими и птицами от общих предков. Однако большая разница в ДНК человека и курицы позволяет предположить, что производство кератина эволюционно возникло у млекопитающих и птиц по отдельности, заявил генетик из Оксфордского университета Кристофер ПОНТИНГ. Ученые продолжают сравнение ДНК курицы с информацией о геноме млекопитающих. По их мнению, результаты этого исследования должны пролить свет на эволюцию. Считается, что самый поздний общий предок человека и курицы – примитивная рептилия, существовавшая на Земле более 310 млн лет назад. Информация о куриных генах должна помочь проверить это предположение и установить более четкую картину расхождения видов и их эволюции, а также выяснить, когда и почему млекопитающие потеряли определенные гены.

Май 2024 (194)